Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 13428/04 ОТ 26.04.2005 ЕСЛИ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ И МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ ИМЕЮТ СМЕЖНЫЕ АКВАТОРИИ, КАПИТАН МОРСКОГО РЫБНОГО ПОРТА ОФОРМЛЯЕТ ПРИХОД В ПОРТ И ВЫХОД ИЗ НЕГО НЕ ВСЕХ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА, А ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОМЫСЛА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ; ОФОРМЛЕНИЕ ПРИХОДА В ПОРТ И ВЫХОДА ИЗ НЕГО ИНЫХ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА (ПРИЕМОТРАНСПОРТНЫХ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 26 апреля 2005 г. N 13428/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.;
       членов  Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г.,  Иванниковой
   Н.П.,  Козловой А.С., Козловой О.А., Марамышкиной И.М., Новоселовой
   Л.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И. -
       рассмотрел   заявление  государственного  учреждения   "Морская
   администрация  порта  Мурманск"  о  пересмотре  в  порядке  надзора
   решения Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2004 по  делу
   N  А42-7000/03-30  и постановления Федерального  арбитражного  суда
   Северо-Западного округа от 25.08.2004 по тому же делу.
       В   заседании   приняли  участие  представители   заявителя   -
   государственного учреждения "Морская администрация порта  Мурманск"
   (истца) - Гауф Г.Р., Попова О.А.
       Заслушав  и обсудив доклад судьи Марамышкиной И.М. и объяснения
   представителя   участвующего  в  деле  лица,  Президиум   установил
   следующее.
       Государственное   учреждение   "Морская   администрация   порта
   Мурманск"   (далее   -  администрация  морского  торгового   порта)
   обратилось  в  Арбитражный  суд  Мурманской  области  с   иском   к
   открытому   акционерному   обществу  "Севрыбхолодфлот"   (далее   -
   общество)  о  взыскании  226121 рубля 19  копеек  задолженности  по
   уплате  портовых  сборов  и 11313 рублей процентов  за  пользование
   чужими денежными средствами.
       До   принятия  судом  решения  истец  уточнил  размер  искового
   требования  в  части  взыскания  задолженности  и  просил  взыскать
   453453 рубля 38 копеек.
       Определением от 27.10.2003 к участию в деле в качестве третьего
   лица,   не   заявляющего  самостоятельных  требований  относительно
   предмета  спора, привлечено федеральное государственное  учреждение
   "Государственная администрация Мурманского морского рыбного  порта"
   (далее - администрация морского рыбного порта).
       Решением  суда  первой  инстанции  от  21.04.2004  с  ответчика
   взыскано  369783  рубля 84 копейки основного  долга  и  7084  рубля
   процентов  за пользование чужими денежными средствами. В  остальной
   части иска отказано.
       Суд   установил,  что  общество  является  собственником  судов
   "Алтаир",     "Белолуцк",    "Ваенга",    "Волонга",     "Кильдин",
   "Коралловый",   "Малахитовый",  "Профессор   Кленова",   "Пундуга",
   "Скаллопер",  "Титовка"  и  "Фиорд".  С  05.10.2001  по  14.11.2003
   названные  суда  осуществляли заходы в  Мурманский  морской  рыбный
   порт  и  выход из него в Баренцево море через акваторию Мурманского
   морского    торгового   порта.   За   указанный   период   обществу
   администрацией морского торгового порта было выставлено 69  счетов-
   фактур   на   общую  сумму  453453  рубля  38  копеек  для   оплаты
   навигационного,  маячного,  лоцманского,  якорного  и  корабельного
   сборов.
       Удовлетворяя   иск   о  взыскании  175675  рублей   62   копеек
   задолженности  по  оплате навигационного, маячного,  лоцманского  и
   якорного  сборов,  а  также 194108 рублей  22  копеек  корабельного
   сбора,  суд первой инстанции исходил из того, что требования  истца
   являются   законными  и  обоснованными,  сумма   названных   сборов
   рассчитана им в соответствии с установленными ставками и  размерами
   судов,    ответчиком   не   оспаривается   и    материалами    дела
   подтверждается.
       Отказывая  во  взыскании  12190 рублей 28  копеек  корабельного
   сбора  по  счету-фактуре  от 15.12.2002 N  2289,  суд  сослался  на
   отсутствие  доказательств, подтверждающих оформление прихода  судна
   "Кильдин"  04.12.2002 в Мурманский морской торговый порт  и  выхода
   из  него  12.12.2002. По этим же основаниям отказано  во  взыскании
   632  рублей  46  копеек по счету-фактуре от  18.12.2002  N  2326  в
   отношении  судна  "Фиорд", 12439 рублей 94 копеек по  счету-фактуре
   от  23.12.2002  N  2347 и 376 рублей 78 копеек по счету-фактуре  от
   04.01.2003 N 2 в отношении судна "Коралловый".
       Отказывая  во  взыскании  58030 рублей 08  копеек  корабельного
   сбора,  суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 7 и статьей 76 Кодекса
   торгового  мореплавания  Российской Федерации  (далее  -  КТМ  РФ),
   исходил  из  того,  что администрация морского торгового  порта  не
   имеет  права  на  оформление прихода в Мурманский морской  торговый
   порт  и  выхода  из  него судов "Алтаир", "Кильдин",  "Коралловый",
   "Малахитовый"   и  "Фиорд",  так  как  эти  суда  являются   судами
   рыбопромыслового флота.
       Суд  также  счел,  что суда "Алтаир", "Кильдин",  "Коралловый",
   "Малахитовый"  и  "Фиорд" подлежали освобождению  от  уплаты  истцу
   корабельного  сбора  как  транзитные  суда,  поскольку   Мурманский
   морской  торговый  порт  и  Мурманский морской  рыбный  порт  имеют
   смежные  акватории  и  названные  суда  следовали  через  акваторию
   торгового порта в рыбный порт.
       Кроме  того,  сославшись  на  статью  10  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации,  суд  признал  злоупотреблением  правом   со
   стороны  истца  постановку судов, следующих  в  Мурманский  морской
   рыбный  порт,  на якорную стоянку в акватории Мурманского  морского
   торгового порта и оформление прихода судов в этот порт и  их  выход
   из него в Баренцево море.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением от 25.08.2004 решение суда первой инстанции  оставил
   без изменения по тем же основаниям.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  Арбитражного
   суда  Мурманской области от 21.04.2004 и постановления Федерального
   арбитражного    суда   Северо-Западного   округа   от    25.08.2004
   администрация морского торгового порта просит отменить их  в  части
   отказа   в  удовлетворении  иска,  ссылаясь  на  нарушение   судами
   единообразия  в толковании и применении норм права, и удовлетворить
   исковые требования в полном объеме.
       В  отзыве  на  заявление администрация морского  рыбного  порта
   просит  оспариваемые судебные акты оставить в силе,  поскольку  они
   соответствуют      обстоятельствам     дела     и      действующему
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлении присутствующего в заседании  представителя
   заявителя,  Президиум  считает, что оспариваемые  судебные  акты  в
   части  отказа  в  удовлетворении  иска  подлежат  отмене,  дело   в
   отмененной  части - направлению на новое рассмотрение по  следующим
   основаниям.
       Согласно  пункту  2 статьи 7 КТМ РФ под судами рыбопромыслового
   флота   понимаются  обслуживающие  рыбопромысловый  комплекс  суда,
   используемые  для промысла водных биологических ресурсов,  а  также
   приемотранспортные,  вспомогательные  суда  и   суда   специального
   назначения.
       В  силу статьи 76 КТМ РФ на капитана морского торгового порта и
   капитана   морского   рыбного   порта  соответственно   возлагается
   оформление  прихода судов в порты и выхода их из портов.  В  случае
   если  морской  торговый порт и морской рыбный  порт  имеют  смежные
   акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход  судов
   в  морской  торговый  порт и выход судов из  него,  за  исключением
   судов,  используемых  для  промысла водных биологических  ресурсов;
   капитан   морского   рыбного   порта   оформляет   приход    судов,
   используемых для промысла водных биологических ресурсов, в  морской
   рыбный порт и выход таких судов из него.
       Таким  образом, в случае если морской торговый порт  и  морской
   рыбный  порт  имеют  смежные акватории,  капитан  морского  рыбного
   порта  оформляет  приход  в порт и выход  из  него  не  всех  судов
   рыбопромыслового флота, а только используемых для  промысла  водных
   биологических ресурсов. Оформление прихода в порт и выхода из  него
   иных     судов    рыбопромыслового    флота    (приемотранспортных,
   вспомогательных  судов  и судов специального  назначения)  является
   функцией капитана морского торгового порта.
       Разрешая спор, суды первой и кассационной инстанций исходили из
   того,  что суда "Алтаир", "Кильдин", "Коралловый", "Малахитовый"  и
   "Фиорд"   являются   судами  рыбопромыслового  флота,   однако   не
   установили,  используются  ли  данные  суда  для  промысла   водных
   биологических ресурсов, не дали оценки материалам дела,  касающимся
   операций, которые они осуществляли.
       Вывод судов, что указанные суда подлежат освобождению от оплаты
   истцу корабельного сбора как транзитные, является ошибочным.
       В  соответствии с пунктом 2.1 Ставок сборов с судов  в  морских
   торговых  портах  Российской Федерации, утвержденных  Министерством
   транспорта  Российской  Федерации  21.07.1995  и  согласованных   с
   Министерством   экономики   Российской   Федерации,    от    оплаты
   корабельного  сбора  освобождаются транзитные  суда,  если  они  не
   производят  в  порту грузовых и пассажирских операций коммерческого
   характера.   При   этом  транзитными  считаются  суда,   проходящие
   акваторию  порта  без  швартовки  к  причалу,  бочкам,  сваям   без
   постановки  на  якорь  либо  другой  связи  с  грунтом  в  пределах
   акватории порта.
       Названные   суда   вставали  на  якорь  в  пределах   акватории
   Мурманского морского торгового порта для осуществления контроля  со
   стороны  капитана  этого  порта. Данное обстоятельство  установлено
   судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком.
       Отказ   в  иске  в  части  взыскания  25639  рублей  46  копеек
   корабельного  сбора  суды  мотивировали отсутствием  доказательств,
   подтверждающих  оформление  прихода в Мурманский  морской  торговый
   порт  и  выхода  из него судов "Кильдин", "Фиорд"  и  "Коралловый".
   Этот  вывод  судов  сделан без учета имеющихся  в  материалах  дела
   документов  (показаний капитанов о приходе  в  порт,  заявлений  на
   право  выхода  из  порта, выписок из журналов  приходов  и  выходов
   судов, судовых ролей).
       Кроме   того,   суды,   сославшись  на  положения   статьи   10
   Гражданского  кодекса Российской Федерации, необоснованно  признали
   злоупотреблением   правом  со  стороны  истца   постановку   судов,
   следующих  в Мурманский морской рыбный порт, на якорную  стоянку  в
   акватории  Мурманского  морского торгового порта  и  оформление  их
   прихода в этот порт и выхода из него в Баренцево море.
       Из  смысла  норм  главы 5 КТМ РФ следует, что капитан  морского
   торгового  порта осуществляет государственный портовый контроль  по
   обеспечению  безопасности мореплавания и порядка в  порту,  включая
   контроль   за   соблюдением  международных   договоров   Российской
   Федерации,     относящихся    к    торговому    мореплаванию,     и
   законодательства  Российской  Федерации  о  торговом  мореплавании;
   контроль  за  соблюдением  требований, касающихся  порядка  прихода
   судов  в порт и выхода их из него; оформление прихода судов в  порт
   и выхода их из него.
       Следовательно,  совершение  администрацией  морского  торгового
   порта  действий  по выполнению возложенных на нее функций  является
   исполнением    ее    публично-правовых    обязанностей,    а     не
   злоупотреблением гражданскими правами.
       При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 304
   Арбитражного    процессуального   кодекса   Российской    Федерации
   оспариваемые  судебные  акты в части отказа в  удовлетворении  иска
   подлежат  отмене как противоречащие законодательству  и  нарушающие
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2004  по
   делу  N  А42-7000/03-30  и постановление Федерального  арбитражного
   суда  Северо-Западного округа от 25.08.2004 по тому же делу в части
   отказа  в  удовлетворении иска отменить, дело  в  отмененной  части
   направить  на  новое  рассмотрение в первую инстанцию  Арбитражного
   суда Мурманской области.
       В   остальной  части  названные  судебные  акты  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          А.А.АРИФУЛИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz