Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 22-Г04-13 ОТ 02.02.2005 ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ ВПРАВЕ РАСПОРЯЖАТЬСЯ НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛЯМИ ДО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ЕСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАКОНОМ СУБЪЕКТА РФ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ИНОЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 2 февраля 2005 года
   
                                                      Дело N 22-Г04-13
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Меркулова В.П.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 2 февраля 2005 года дело по
   кассационному  представлению прокурора  РСО  -  Алания  на  решение
   Верховного  Суда  РСО - Алания от 28 октября 2004 года,  которым  в
   удовлетворении  его заявления о признании недействующими  некоторых
   положений  Закона  РСО  - Алания от 14 мая  2004  г.  N  17-РЗ  "Об
   особенностях   регулирования  земельных  отношений   в   Республике
   Северная  Осетия  -  Алания" и постановления  Правительства  РСО  -
   Алания  от  25  июня  2004  г.  N  155  "О  внесении  дополнений  в
   постановление  Правительства РСО - Алания от 14 апреля  2003  г.  N
   101  "О полномочиях министерства имущественных отношений Республики
   Северная  Осетия  -  Алания по распоряжению  земельными  участками,
   находящимися  в  государственной  собственности,  до  разграничения
   государственной собственности на землю" отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Хаменкова  В.Б.,  возражения  против  представления  представителей
   Парламента  РСО - Алания Гагиевой Ф.А. и Баразгова В.М., заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гермашевой
   М.М.,  полагавшей  решение суда оставить  без  изменения,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор   РСО   -  Алания  обратился  в  суд  с  вышеуказанным
   заявлением,  ссылаясь  на  противоречие  оспоренных  им   положений
   подпунктов  "а" и "в" пункта 1 части 2 статьи 3 Закона  республики,
   абзацев  4  и 6 Постановления правительства Республики федеральному
   закону, нарушение ими прав муниципальных образований.
       Решением   суда  от  28  октября  2004  года  в  удовлетворении
   заявления прокурору отказано.
       В  кассационном  представлении прокурор  республики  просит  об
   отмене    решения   суда,   ссылаясь   на   его   незаконность    и
   необоснованность.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда  Российской  Федерации  считает  решение  суда  правильным   и
   оснований для его отмены не находит.
       Как  видно из материалов дела, подпунктами "а" и "в"  пункта  1
   части   2   статьи   3   Закона  РСО  -  Алания  до   разграничения
   государственной собственности на землю Правительству РСО  -  Алания
   предоставлено право распоряжения земельными участками, входящими  в
   состав  земель сельскохозяйственного назначения, земель  населенных
   пунктов,    промышленности,   транспорта,   связи,    радиовещания,
   телевидения,  информатики и космического обеспечения, энергетики  и
   иного   назначения,  земель  природоохранного,   рекреационного   и
   историко-культурного назначения, земель водного фонда.
       Аналогичными   положениями   было  дополнено   названное   выше
   постановление Правительства республики от 14 апреля 2003 г. N 101.
       Оспаривая   приведенные   нормы,  прокурор   полагал,   что   в
   соответствии с федеральным законом право распоряжения указанными  в
   этих   нормах   земельными   участками   до   разграничения   права
   собственности  на землю принадлежит органам местного самоуправления
   республики.
       Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд обоснованно
   исходил  из  того,  что  в  соответствии  с  пунктом  10  статьи  3
   Федерального  закона  "О  введении в  действие  Земельного  кодекса
   Российской   Федерации"  от  25  октября  2001  г.  N   137-ФЗ   до
   разграничения     государственной    собственности     на     землю
   государственная регистрация права государственной собственности  на
   землю  для  осуществления  распоряжения  землями,  находящимися   в
   государственной собственности, не требуется.
       Распоряжение     указанными    землями     до     разграничения
   государственной  собственности  на  землю  осуществляется  органами
   местного   самоуправления   в   пределах   их   полномочий,    если
   законодательством не предусмотрено иное.
       Согласно  пункту  1  статьи 2 Земельного кодекса  РФ  земельное
   законодательство   в   соответствии   с   Конституцией   Российской
   Федерации  находится  в совместном ведении Российской  Федерации  и
   субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство  состоит
   из   настоящего  Кодекса,  федеральных  законов  и  принимаемых   в
   соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
       Из  чего суд сделал правильный вывод о том, что органы местного
   самоуправления  в  пределах  их  полномочий  вправе   распоряжаться
   находящимися   в   государственной   собственности    землями    до
   разграничения   государственной  собственности   на   землю,   если
   законодательством,   в  том  числе  законом   субъекта   Российской
   Федерации, не предусмотрено иное.
       При   этом  судом  учтено,  что  в  оспоренных  нормах,  нормах
   федерального  закона речь идет о возможности распоряжения  органами
   местного    самоуправления   землями,   находящимися    именно    в
   государственной, а не муниципальной собственности.
       Как  следует  из содержания оспоренных норм Закона  республики,
   характеристики  земель, право по распоряжению  которыми  закреплено
   за  Правительством республики, полностью совпадают с установленными
   статьей  4  Федерального  закона  "О разграничении  государственной
   собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ основаниями  их
   отнесения  в  перечень земельных участков, на которые  у  субъектов
   Российской   Федерации   возникает  право   собственности,   и   не
   противоречат  статье 18 Земельного кодекса РФ о праве собственности
   субъектов Российской Федерации на землю.
       В связи с этим суд обоснованно указал на то, что в соответствии
   с  положениями  пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса  РФ  о  праве
   субъекта  Российской  Федерации распоряжаться  находящимися  в  его
   собственности  земельными участками, РСО - Алания при регулировании
   земельных  отношений  могла  в  отношении  права  органов  местного
   самоуправления  Республики распоряжаться ее  землями  предусмотреть
   иное.
       При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что
   законодатель,  Правительство  РСО  -  Алания,  принимая  оспоренные
   прокурором  нормы,  нарушили  федеральный  закон  и  права  органов
   местного самоуправления в области земельных отношений.
       Доводы кассационного представления о том, что в соответствии  с
   Постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  7  августа
   2002  года  N  576  об  утверждении Правил распоряжения  земельными
   участками,   находящимися  в  государственной   собственности,   до
   разграничения  государственной собственности  на  землю,  земельные
   участки   предоставляются  в  порядке,  предусмотренном   Земельным
   кодексом  РФ, федеральными законами и иными нормативными  правовыми
   актами  Российской  Федерации,  к  которым  оспариваемые  акты   не
   относятся,  не  свидетельствуют  о  незаконности  принятого   судом
   решения.
       Указанные  Правила определяют порядок предоставления  земельных
   участков  гражданам  и юридическим лицам и не  устанавливают  право
   распоряжения ими.
       Иначе говоря, органы местного самоуправления республики вправе,
   если   иное   не   установлено  законом  республики,  распоряжаться
   находящимися в ее собственности земельными участками, в  том  числе
   предоставлять   их  гражданам  и  юридическим  лицам   в   порядке,
   предусмотренном  Земельным  кодексом РФ,  федеральными  законами  и
   иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации,  что  не
   противоречит федеральному закону.
       Прочие   доводы   представления  направлены  на   иную   оценку
   доказательств об обстоятельствах, исследованных судом  по  правилам
   статей  12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к  отмене
   законного и обоснованного решения суда.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 360  и  361
   ГПК  РФ,  Судебная  коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания  от
   28  октября  2004  года  оставить  без  изменения,  а  кассационное
   представление прокурора республики - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz