ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 августа 2006 г. N 18-12/30307
О ПРИВЛЕЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 3 СТ. 16.1 КОАП РОССИИ
В правоохранительной деятельности таможенных органов имеет
место негативная практика возбуждения дел об административных
правонарушениях по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
России) при отсутствии как события, так и состава
административного правонарушения.
Так, перевозчик при международной перевозке автомобильным
транспортом обязан сообщать таможенному органу достоверные
сведения, перечень которых установлен статьей 73 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Таможенный орган
не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений
(пункт 1 статьи 72 ТК России).
Сообщение перевозчиком при прибытии на таможенную территорию
Российской Федерации таможенному органу недостоверных сведений о
количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и
(или) об объеме товаров влечет административную ответственность,
предусмотренную частью 3 статьи 16.1 КоАП России. Представление
иных недостоверных сведений таможенному органу не подпадает под
действие указанной статьи.
В связи с изложенным, привлечение к административной
ответственности перевозчика за сообщение недостоверных сведений о
качественных характеристиках товара, в том числе выявленных на
этапе декларирования, при условии достоверности заявленных
сведений об общем наименовании товара, его весе и (или) объеме,
количестве и маркировке грузовых мест, не является правомерным
(например, когда оформляются конфеты шоколадные с начинкой
коньячной, а не карамельной, как заявлено в товаросопроводительных
документах).
Кроме того, в случае наличия события административного
правонарушения в целях решения вопроса о возможности привлечения
юридического лица к административной ответственности необходимо
учитывать требования части 1 статьи 1.5 КоАП России об
установлении его вины в совершении выявленного правонарушения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП России для
решения вопроса о виновности перевозчика таможенному органу важно
определить, какая правовая и реальная возможность была у
перевозчика для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых
предусмотрена административная ответственность.
До вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив
договор международной перевозки, вступает с отправителем
(получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом,
учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед
таможенными органами Российской Федерации, в частности, по
представлению в месте прибытия на таможенную территорию Российской
Федерации действительных документов на перевозимые товары,
перевозчик должен принять все зависящие от него меры для
надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.
Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим
в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе
приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен
правами, установленными международными договорами, регулирующими
вопросы международных перевозок грузов, и законодательством
Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора
перевозки.
При отсутствии возможности реализовать фактически свое право
проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке
груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик
должен внести в товаротранспортные документы соответствующие
обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре
международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39
Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с
применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку
действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и
для других видов транспорта.
Такие оговорки должны рассматриваться таможенными органами,
осуществляющими таможенный контроль, как риск заявления
недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную границу
Российской Федерации товаре.
При выявлении фактов сообщения таможенному органу при прибытии
на таможенную территорию Российской Федерации недостоверных
сведений о товаре на этапе таможенного контроля необходимо:
- получить объяснения от лиц, принявших товар к перевозке
(водителя транспортного средства, экспедитора, другого
уполномоченного лица) об обстоятельствах погрузки, в том числе о
возможности проконтролировать достоверность полученных от
отправителя сведений о товаре;
- уточнить основания внесения оговорок в товаросопроводительные
документы (при их наличии);
- выяснить, имеются ли данные, свидетельствующие о виновности
перевозчика в совершении правонарушения, например, обнаружен
второй комплект документов на груз.
Наличие обоснованных оговорок в товаротранспортных документах,
содержащих недостоверные требования о товаре, может
свидетельствовать, в совокупности с другими доказательствами, об
отсутствии у перевозчика реальной возможности проверить груз и
соблюсти требования таможенного законодательства, а следовательно,
и об отсутствии вины в его действиях.
С учетом выявленных обстоятельств таможенный орган может прийти
к выводу об отсутствии в действиях перевозчика состава
правонарушения и применить меры по идентификации и обеспечению
сохранности товаров, направив их в установленном порядке в
таможенный орган назначения для дальнейшего оформления, что не
препятствует проведению проверок в отношении перемещаемого товара
в рамках таможенного контроля.
Одновременно сообщаем, что Управлением таможенных расследований
и дознания проводится анализ дел данной категории по их
показательной выборке для внесения соответствующих изменений в
методические рекомендации ФТС России по квалификации нарушений
таможенных правил.
С Главным управлением организации таможенного контроля и
Правовым управлением согласовано.
Заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник
таможенной службы
Н.В.ЗОРИН
|