Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 29.08.2006 N 2460/06 ПО ДЕЛУ N А81-822/05 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫРАЗИВШИХСЯ В ОТКАЗЕ ВЕРНУТЬ НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ОБ ОБЯЗАНИИ ВОЗВРАТИТЬ НАЛОГ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ АВИАКОМПАНИЯ, ПОЛУЧАЮЩАЯ ВЫРУЧКУ, ПОДЛЕЖАЩУЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, НАЛИЧИЕ У АВИАКОМПАНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 29 августа 2006 г. N 2460/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Слесарева  В.Л.,
   Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Межрайонной   инспекции   Федеральной
   налоговой  службы  N  1  по Ямало-Ненецкому  автономному  округу  о
   пересмотре  в  порядке  надзора решения суда  первой  инстанции  от
   28.07.2005,   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от
   29.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа  по
   делу  N  А81-822/05 и постановления Федерального арбитражного  суда
   Западно-Сибирского округа от 24.11.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Межрайонной инспекции  Федеральной  налоговой
   службы  N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Мелкумов  В.Б.,
   Недвига К.Н., Соколова Е.Ю.;
       от  открытого  акционерного общества  "Авиакомпания  "ЮТэйр"  -
   Ахмадеев А.Ф., Щепалова Н.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Вышняк  Н.Г.  и  объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое  акционерное общество "Авиакомпания "Ютэйр"  (далее  -
   авиакомпания)  обратилось  в  Межрайонную  инспекцию   Министерства
   Российской   Федерации   по  налогам   и   сборам   по   крупнейшим
   налогоплательщикам   по  Ямало-Ненецкому  автономному   округу   (в
   настоящее  время  -  Межрайонная  инспекция  Федеральной  налоговой
   службы   N  1  по  Ямало-Ненецкому  автономному  округу;  далее   -
   инспекция)  с  заявлениями  от 27.07.2004  о  возврате  из  бюджета
   3390938   рублей  налога  на  пользователей  автомобильных   дорог,
   излишне уплаченных в 2001 и 2002 годах, поскольку в указанные  годы
   авиакомпания  не воспользовалось льготой, освобождающей  от  уплаты
   названного налога профессиональные аварийно-спасательные  службы  и
   профессиональные аварийно-спасательные формирования, и  представило
   уточненные  налоговые декларации, из которых  следует,  что  в  эти
   годы налоговая база (выручка) у авиакомпании отсутствовала.
       Инспекция   письмом  от  25.11.2004  N  05-09/16895  разъяснила
   авиакомпании,  что  у  нее отсутствует право  на  льготу  по  этому
   налогу.
       Авиакомпания   обратилась  в  Арбитражный  суд  Ямало-Ненецкого
   автономного  округа  с заявлением о признании незаконными  действий
   инспекции, выразившихся в отказе вернуть 3390938 рублей  налога  на
   пользователей автомобильных дорог за 2001 и 2002 годы,  и  обязании
   инспекции возвратить указанную сумму.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  28.07.2005   заявленные
   требования удовлетворены.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   29.09.2005
   решение суда оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный   суд   Западно-Сибирского    округа
   постановлением  от 24.11.2005 названные судебные акты  оставил  без
   изменения.
       Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций  пришли
   к  выводу о том, что авиакомпания в соответствии с пунктом 3 статьи
   5  Закона  Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О  дорожных
   фондах  в  Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных  фондах)
   имеет  право  на  освобождение от уплаты  налога  на  пользователей
   автомобильных  дорог,  поскольку  в  ее  состав  входят   аварийно-
   спасательные  службы,  прошедшие необходимую  аттестацию,  создание
   таких  формирований является обязанностью авиационных  предприятий,
   деятельность  названных  служб не приносит прибыли,  их  содержание
   (материально-техническое  обеспечение,  оплата   труда   персонала)
   обеспечивает авиакомпания.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции   и  постановлений  судов  апелляционной  и  кассационной
   инстанций инспекция просит отменить данные судебные акты,  ссылаясь
   на неверное применение судами норм материального права.
       В отзыве на заявление и дополнении к отзыву авиакомпания просит
   оставить  указанные  судебные  акты  без  изменения,  поскольку  ее
   деятельность  связана  с исполнением обязанностей,  возложенных  на
   профессиональные  аварийно-спасательные службы Федеральным  законом
   от  22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе
   спасателей",  пунктом 1 статьи 89 и статьей 90  Воздушного  кодекса
   Российской   Федерации,  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации  от  10.02.1997 N 154 "О службе  поискового  и  аварийно-
   спасательного  обеспечения полетов гражданской авиации  Федеральной
   авиационной службы России".
       По    мнению    авиакомпании,    использование    установленных
   государством  налоговых  льгот  не  поставлено  в  зависимость   от
   наличия   выручки  от  деятельности  аварийно-спасательных   служб,
   созданных  в  качестве  подразделений  юридического  лица,  поэтому
   авиакомпания,  являясь участником налоговых правоотношений,  вправе
   в   соответствии  со  статьями  19,  21  и  56  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) претендовать на льготу.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих   в  деле  лиц,  Президиум  считает,  что  оспариваемые
   судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об  отказе
   в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
       Исходя  из  статьи  56 Кодекса льготами по  налогам  признаются
   предоставляемые    отдельным   категориям   налогоплательщиков    и
   плательщиков сборов предусмотренные законодательством о  налогах  и
   сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или
   плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать  налог  или
   сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
       В  соответствии  со статьей 21 Кодекса налогоплательщики  имеют
   право  использовать  налоговые льготы при  наличии  оснований  и  в
   порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
       Согласно  пункту 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах  налог  на
   пользователей    автомобильных   дорог   уплачивают    предприятия,
   организации,  учреждения, предприниматели, являющиеся  юридическими
   лицами по законодательству Российской Федерации.
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 5 Закона о дорожных  фондах
   объектом  обложения  налогом на пользователей  автомобильных  дорог
   является  выручка,  полученная  от  реализации  продукции   (работ,
   услуг),   ставка  налога  установлена  в  размере  1  процента   от
   налоговой базы.
       Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на
   пользователей автомобильных дорог, поименованы в пункте 3 статьи  5
   Закона   о   дорожных   фондах.  К  ним,  в   частности,   отнесены
   профессиональные  аварийно-спасательные службы  и  профессиональные
   аварийно-спасательные формирования.
       Из содержания статьи 52 Кодекса следует, что порядок применения
   льгот     непосредственно    связан    с    исчислением     налога:
   налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,  подлежащую
   уплате  за  налоговый период, исходя из налоговой  базы,  налоговой
   ставки и налоговых льгот.
       Аварийно-спасательные     подразделения     авиакомпании     не
   осуществляют   самостоятельной  деятельности  и  выручки,   которая
   подлежит налогообложению, не получают.
       Создание  таких  подразделений и их  функционирование  является
   обязательным      условием     предпринимательской     деятельности
   авиакомпании  по  оказанию  услуг по воздушным  перевозкам  в  силу
   правовых норм о воздушных перевозках.
       В   данном  случае  налогоплательщиком  является  авиакомпания,
   получающая  выручку от оказания пассажирских, грузовых  и  почтовых
   перевозок,     продажи    перевозок,    эксплуатации    аэродромов,
   аэровокзалов, заправки воздушных судов, продажи воздушных судов.
       Наличие   у   авиакомпании  аварийно-спасательных   служб   или
   формирований   и   их  функционирование  в  виде   ее   структурных
   подразделений   не   могут   служить  основанием   к   освобождению
   авиакомпании   от  уплаты  налога  на  пользователей  автомобильных
   дорог.
       Следовательно,  требования  авиакомпании  удовлетворены  судами
   неправомерно.
       При   названных  обстоятельствах  оспариваемые  судебные   акты
   нарушают   единообразие  в  толковании  и  применении  арбитражными
   судами  норм  законодательства  о  налогах  и  сборах,  поэтому   в
   соответствии  с  пунктом 1 статьи 304 Арбитражного  процессуального
   кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 28.07.2005, постановление суда
   апелляционной  инстанции  от 29.09.2005  Арбитражного  суда  Ямало-
   Ненецкого  автономного округа по делу N А81-822/05 и  постановление
   Федерального   арбитражного  суда  Западно-Сибирского   округа   от
   24.11.2005 по тому же делу отменить.
       В  удовлетворении  требований, заявленных открытым  акционерным
   обществом "Авиакомпания "ЮТэйр", отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz