Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 30.06.2006 N 8-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ 11 СТАТЬИ 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА N 122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 30 июня 2006 г. N 8-П
                                   
                          ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
               КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ 11
        СТАТЬИ 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА
         N 122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
         НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ
         ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
       ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
       И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
            МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
   
       Именем Российской Федерации
   
       Конституционный    Суд   Российской   Федерации    в    составе
   председательствующего  Ю.М. Данилова,  судей  Л.М.  Жарковой,  Г.А.
   Жилина,  В.Д.  Зорькина,  С.М.  Казанцева,  М.И.  Клеандрова,  Н.В.
   Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
       с  участием представителей Правительства Москвы - адвоката Т.Н.
   Мордоховой   и   доктора   юридических  наук   А.Е.   Шерстобитова,
   постоянного  представителя Государственной Думы  в  Конституционном
   Суде  Российской  Федерации  Е.Б. Мизулиной,  представителя  Совета
   Федерации   -   доктора   юридических   наук   Е.В.   Виноградовой,
   полномочного  представителя  Президента  Российской   Федерации   в
   Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
       руководствуясь  статьей  125 (пункт "а"  части  2)  Конституции
   Российской  Федерации,  подпунктом  "а"  пункта  1  части   первой,
   частями  третьей  и  четвертой статьи 3, подпунктом  "а"  пункта  1
   части  второй  статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации",
       рассмотрел    в    открытом   заседании   дело    о    проверке
   конституционности ряда положений части 11 статьи  154  Федерального
   закона  от  22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении  изменений  в
   законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими
   силу  некоторых законодательных актов Российской Федерации в  связи
   с  принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
   в    Федеральный    закон    "Об   общих   принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации".
       Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Москвы.
   Основанием    к    рассмотрению   дела    явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том, соответствуют  ли  Конституции
   Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.
       Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, объяснения
   представителей   сторон,  выступления  полномочного   представителя
   Правительства   Российской   Федерации   в   Конституционном   Суде
   Российской  Федерации  М.Ю. Барщевского, приглашенных  в  заседание
   представителей:  от Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации
   -   судьи  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  В.Л.
   Слесарева,  от Генерального прокурора Российской Федерации  -  Т.А.
   Рыжковой,  от  Министерства  экономического  развития  и   торговли
   Российской  Федерации  - О.Б. Соколовой, от Федерального  агентства
   по  управлению федеральным имуществом - А.Н. Крыласовой, исследовав
   представленные  документы  и  иные материалы,  Конституционный  Суд
   Российской Федерации
   
                              установил:
   
       1. Правительство Москвы просит признать противоречащими статьям
   1  (часть 1), 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35 (части 2 и
   3)  и 73 Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи
   154  Федерального  закона  от 22 августа  2004  года  N  122-ФЗ  (в
   редакции  Федерального закона от 31 декабря 2005 года  "О  внесении
   изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации  в
   связи     с    совершенствованием    разграничения    полномочий"),
   устанавливающие, что:
       находящееся  в  собственности  субъектов  Российской  Федерации
   имущество,  которое  может находиться в федеральной  собственности,
   подлежит  безвозмездной  передаче  в  федеральную  собственность  в
   случае,   если  нахождение  указанного  имущества  в  собственности
   субъектов  Российской  Федерации не  допускается,  в  том  числе  в
   результате  разграничения  полномочий между  федеральными  органами
   государственной власти и органами государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации,  или если указанное  имущество  используется
   федеральными    органами   государственной   власти,   федеральными
   государственными     унитарными     предприятиями,     федеральными
   государственными   учреждениями   для   целей,   установленных    в
   соответствии  с  данным  Федеральным  законом  (абзацы  девятый   -
   одиннадцатый);
       предложения   о   передаче  имущества   направляются   органами
   государственной  власти субъекта Российской Федерации  федеральному
   органу    исполнительной    власти,   осуществляющему    полномочия
   собственника имущества (абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);
       решения   о   передаче  имущества  из  собственности  субъектов
   Российской   Федерации  в  федеральную  собственность   принимаются
   федеральным    органом   исполнительной   власти,    осуществляющим
   полномочия   собственника  имущества,  если  иное  не   установлено
   Правительством  Российской  Федерации; указанные  решения  являются
   основаниями возникновения права собственности Российской  Федерации
   на   имущество,  передаваемое  от  субъекта  Российской   Федерации
   (абзацы девятнадцатый и двадцать первый);
       перечень   документов,  необходимых  для  принятия  решения   о
   передаче  имущества из собственности субъекта Российской  Федерации
   в   федеральную   собственность,   устанавливается   Правительством
   Российской Федерации (абзац двадцать второй);
       органы  государственной власти субъекта  Российской  Федерации,
   осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а  федеральный
   орган  исполнительной  власти, осуществляющий  принятие  имущества,
   обязан  принять  передаваемое  имущество  на  основании  решений  о
   передаче  имущества из собственности субъектов Российской Федерации
   в  федеральную собственность в соответствии с передаточным актом, в
   котором  указываются  наименования и места нахождения  передаваемых
   государственных    унитарных    предприятий    и    государственных
   учреждений;    подписанный    уполномоченными    лицами     органов
   государственной   власти,  осуществляющих   передачу   и   принятие
   имущества,  передаточный акт представляется уполномоченному  органу
   государственной  власти  для утверждения  и  внесения  изменений  в
   реестр  государственного  имущества;  если  в  установленный   срок
   передаточный  акт  не  подписан  и  (или)  не  представлен   органу
   государственной   власти,   осуществляющему   передачу   имущества,
   передаточный акт утверждается уполномоченным федеральным органом  в
   одностороннем порядке (абзацы двадцать третий - двадцать седьмой);
       права   на  находящиеся  в  федеральной  собственности  объекты
   недвижимости  регистрируются одновременно с  правами  на  земельные
   участки,  на  которых расположены данные объекты  недвижимости,  на
   основании  решений о передаче имущества из собственности  субъектов
   Российской   Федерации  в  федеральную  собственность,  подписанных
   передаточных    актов    и    иных   документов,    предусмотренных
   законодательством Российской Федерации (абзац двадцать девятый);
       передача    имущества,   закрепленного   за    государственными
   учреждениями    или   предприятиями,   может   быть    осуществлена
   исключительно  с согласия указанных учреждений или  предприятий;  в
   этом  случае  от передающей стороны передаточный акт  подписывается
   уполномоченным  лицом  предприятия  или  визируется  уполномоченным
   лицом учреждения (абзац тридцатый);
       право  собственности  на  имущество,  передаваемое  в  порядке,
   установленном  данным  Федеральным  законом,  возникает   с   даты,
   устанавливаемой  соответствующими  решениями  федерального   органа
   исполнительной  власти,  осуществляющего  полномочия   собственника
   имущества (абзац тридцать первый);
       к   правоотношениям,  возникающим  при  передаче  имущества  из
   собственности   субъектов   Российской  Федерации   в   федеральную
   собственность,  нормы Гражданского кодекса Российской  Федерации  и
   Федерального  закона  от  21  июля  1997  года  "О  государственной
   регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с  ним",  в  том
   числе  определяющие  момент возникновения  права  собственности  на
   имущество,   применяются  в  части,  не  противоречащей  положениям
   данной статьи (абзац тридцать третий).
       По    мнению   заявителя,   данные   законоположения   нарушают
   конституционные   правомочия   субъектов   Российской    Федерации,
   поскольку  допускают  изъятие имущества из  собственности  субъекта
   Российской  Федерации  и его обращение в федеральную  собственность
   вопреки  установленным  Гражданским кодексом  Российской  Федерации
   общим   правилам  приобретения  права  собственности  на  основании
   подзаконных  актов,  без  согласия органов  государственной  власти
   субъектов   Российской  Федерации,  решения  суда  и   равноценного
   возмещения,  не  содержат конкретного перечня  имущества  субъектов
   Российской  Федерации (его видов, категорий), подлежащего  передаче
   в  федеральную собственность, и тем самым позволяют определять  его
   федеральным органам исполнительной власти по своему усмотрению,  не
   гарантируют  сохранение  за  субъектами  Российской  Федерации   их
   имущества  в  случаях,  когда возможно многоцелевое  использование,
   перепрофилирование  этого  имущества  или  его  использование   для
   осуществления  иных  полномочий, остающихся у  субъекта  Российской
   Федерации  в  результате  разграничения полномочий  между  органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Правительство     Москвы,     таким     образом,     оспаривает
   конституционность  названных законоположений  в  части,  касающейся
   установления   порядка   безвозмездной   передачи   имущества    из
   собственности   субъектов   Российской  Федерации   в   федеральную
   собственность. Именно в этой части данные законоположения - в  силу
   статьи  36,  части третьей статьи 74, статей 84 и  85  Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" - составляют предмет рассмотрения Конституционного  Суда
   Российской Федерации по настоящему делу.
       2.   Согласно   Конституции  Российской  Федерации   Российская
   Федерация  является  федеративным  государством,  его  федеративное
   устройство   основано   на  разграничении   предметов   ведения   и
   полномочий   между   органами  государственной  власти   Российской
   Федерации  и  органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации  (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3);  государственную
   власть  в  субъектах  Российской Федерации осуществляют  образуемые
   ими   органы  государственной  власти  (статья  11,  часть  2);   в
   Российской   Федерации  признаются  и  защищаются  равным   образом
   частная,  государственная, муниципальная и иные формы собственности
   (статья   8,   часть  2),  при  этом  федеральная   государственная
   собственность  и  управление  ею  находятся  в  ведении  Российской
   Федерации  (статья 71, пункт "д"), а разграничение  государственной
   собственности  -  в  совместном  ведении  Российской  Федерации   и
   субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "г" части  1);  по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации издаются федеральные законы и  принимаемые  в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
       2.1.   По   смыслу   приведенных   конституционных   положений,
   необходимость  разграничения  государственной  собственности  между
   Российской    Федерацией   и   субъектами   Российской   Федерации,
   предусмотренного непосредственно Конституцией Российской  Федерации
   в   качестве  предмета  их  совместного  ведения,  предопределяется
   федеративным  характером  государства и  разграничением  полномочий
   между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации.  Вместе  с
   тем  Конституция Российской Федерации не определяет, какие  объекты
   государственной  собственности должны  находиться  в  собственности
   Российской   Федерации,   а  какие  -  в  собственности   субъектов
   Российской Федерации.
       Следовательно,  при осуществлении нормативного регулирования  в
   области  разграничения  государственной  собственности  федеральный
   законодатель  -  исходя из разграничения полномочий между  органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации  и  из  того,
   что  объем,  пределы  и особенности конкретных  полномочий  органов
   государственной    власти   Российской    Федерации    и    органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации  по  вопросам
   разграничения     государственной     собственности     обусловлены
   особенностями  государственной  собственности,  ее  предназначением
   как  экономической основы для осуществления функций  государства  и
   реализации  полномочий  органов государственной  власти  Российской
   Федерации  и  органов  государственной власти субъектов  Российской
   Федерации,    -    правомочен   отнести   объекты   государственной
   собственности  к  соответствующему  уровню  (виду)  -   федеральной
   собственности или собственности субъектов Российской  Федерации,  а
   также  установить  порядок  передачи  имущества,  в  том  числе  на
   безвозмездной  основе,  от  одного  субъекта  публичной  власти   к
   другому.
       В    частности,    имущество,   находящееся    в    федеральной
   собственности,  может  быть безвозмездно передано  в  собственность
   субъектов   Российской  Федерации;  в  свою   очередь,   имущество,
   находящееся  в собственности субъектов Российской Федерации,  может
   быть  безвозмездно  передано  в федеральную  собственность,  причем
   такая  передача  не  является допускаемым на  основании  статьи  35
   (часть   3)   Конституции   Российской   Федерации   принудительным
   отчуждением   имущества   для  федеральных   нужд,   предполагающим
   предварительное и равноценное возмещение. В то же время  имущество,
   передаваемое   в   процессе   разграничения   собственности   между
   Российской  Федерацией  и  ее субъектами, остается  государственной
   собственностью  и  должно  использоваться органами  государственной
   власти  не  иначе  как  для осуществления ими  своих  полномочий  в
   конституционно установленных целях.
       Таким  образом,  разграничение государственной собственности  и
   передача  имущества, находящегося в государственной  собственности,
   осуществляемая  в связи с разграничением полномочий между  органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной  власти субъектов Российской Федерации,  не  должны
   быть произвольными.
       2.2.  По  смыслу  статьи  72 (пункт "г"  части  1)  Конституции
   Российской  Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть  3),  8
   (часть   2)   и   71  (пункт  "д"),  разграничение  государственной
   собственности   осуществляется  между   Российской   Федерацией   и
   субъектами   Российской  Федерации  как  между   публично-правовыми
   образованиями,  связанными отношениями субординации и  координации,
   которые  основаны на разграничении предметов ведения  и  полномочий
   между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
   органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося  в
   государственной   собственности,   обусловливаемые   разграничением
   публично-властных   полномочий,   включая   отношения,   касающиеся
   оснований  и  порядка  передачи имущества,  в  том  числе  формы  и
   содержания  акта,  оформляющего такую передачу, также  представляют
   собой  систему  публично-правовых властных отношений,  одновременно
   субординационных  и координационных по своему характеру.  Именно  в
   силу   этого   данные   отношения  гражданским   законодательством,
   определяющим правовое положение участников гражданского  оборота  и
   регулирующим  имущественные  отношения,  основанные  на  равенстве,
   автономии воли и имущественной самостоятельности их участников,  по
   общему правилу, не регулируются.
       Так,  согласно  Гражданскому  кодексу  Российской  Федерации  к
   имущественным отношениям, основанным на административном  или  ином
   властном    подчинении    одной   стороны    другой,    гражданское
   законодательство   не  применяется,  если  иное  не   предусмотрено
   законодательством  (пункт  3 статьи 2); отнесение  государственного
   имущества  к федеральной собственности и к собственности  субъектов
   Российской   Федерации  осуществляется  в  порядке,   установленном
   законом  (пункт  5 статьи 214). На это же указывает абзац  тридцать
   третий  части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа  2004
   года   N  122-ФЗ,  в  соответствии  с  которым  к  правоотношениям,
   возникающим  при  передаче  имущества  в  соответствии   с   данной
   статьей,    нормы   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации
   применяются в части, не противоречащей ее положениям.
       Таким  образом,  разграничение государственной собственности  и
   регламентация   передачи   имущества  в  результате   разграничения
   полномочий  между  федеральными органами государственной  власти  и
   органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   осуществляются   посредством  специальных  норм,   содержащихся   в
   федеральных  законах и принимаемых в соответствии с ними  в  рамках
   данного  предмета  совместного ведения законах и  иных  нормативных
   правовых  актах  субъектов  Российской  Федерации,  на  которых   и
   основывается правоприменительная деятельность в этой сфере  органов
   государственной    власти   Российской    Федерации    и    органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       При  этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть
   2),  55  (часть  3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части  1)  и  73
   Конституции  Российской  Федерации,  федеральным  законом   -   как
   нормативным  правовым актом общего действия,  принимаемым  в  сфере
   совместного   ведения  и  определяющим  конкретные   полномочия   и
   компетенцию  органов государственной власти Российской Федерации  и
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации  по
   вопросам  разграничения  государственной собственности  и  передачи
   имущества  в  результате  разграничения полномочий  между  органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации,  -  право
   собственности   субъектов   Российской   Федерации    может    быть
   ограничено,   если   такое  ограничение   необходимо   для   защиты
   конституционных  ценностей  и по своему  характеру  соразмерно  тем
   конституционно   значимым  целям,  ради   которых   оно   вводится.
   Федеральным      законом,     разграничивающим      государственную
   собственность  и  устанавливающим  порядок  передачи  имущества   в
   результате разграничения публично-властных полномочий, должен  быть
   обеспечен  баланс  интересов Российской Федерации  и  интересов  ее
   субъектов.  При  этом в силу вытекающего из Конституции  Российской
   Федерации    требования   признания   и   защиты    государственной
   собственности  субъектов  Российской Федерации  полномочия  органов
   государственной    власти   Российской    Федерации    и    органов
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации    по
   разграничению   государственной   собственности   и   безвозмездной
   передаче  имущества  должны  распределяться  и  осуществляться  как
   находящиеся  в  совместном  ведении,  с  тем  чтобы  при   принятии
   соответствующих  решений  обеспечивались  бы  учет  и  согласование
   интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       3.  В процессе становления России как федеративного государства
   и   развития   экономических  основ  конституционного  строя   было
   предпринято  разграничение единой государственной собственности  на
   собственность   Российской  Федерации  и  собственность   субъектов
   Российской   Федерации  (а  затем  и  собственность   муниципальных
   образований).
       Согласно  Закону  СССР от 6 марта 1990 года "О собственности  в
   СССР"  и  Закону  РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности  в
   РСФСР"  имущество,  находившееся  в  государственной  собственности
   РСФСР,  было  отнесено соответственно к федеральной  собственности,
   собственности   республик,   входящих   в   Российскую   Федерацию,
   автономных  областей, автономных округов, краев и областей,  исходя
   прежде   всего   из   того,   в  ведении  какого   уровня   органов
   государственной  власти  и  управления  находилось  то   или   иное
   имущество.   В   дальнейшем  разграничение  единой  государственной
   собственности  и  передача различных объектов (видов)  имущества  в
   федеральную  собственность  и  собственность  субъектов  Российской
   Федерации   производились  на  основании  Постановления  Верховного
   Совета  Российской Федерации от 27 декабря 1991 года  N  3020-1  "О
   разграничении государственной собственности в Российской  Федерации
   на   федеральную   собственность,   государственную   собственность
   республик   в   составе  Российской  Федерации,  краев,   областей,
   автономной  области, автономных округов, городов  Москвы  и  Санкт-
   Петербурга  и  муниципальную собственность", а  также  распоряжения
   Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп  "Об
   утверждении   Положения   об   определении   пообъектного   состава
   федеральной,   государственной  и  муниципальной  собственности   и
   порядке  оформления  прав собственности". В приложениях  1  и  2  к
   названному  Постановлению  Верховного Совета  Российской  Федерации
   содержались   перечни   объектов,   относящихся   исключительно   к
   федеральной  собственности, и объектов, которые могут  передаваться
   в собственность субъектов Российской Федерации.
       3.1.  Осуществляя  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
   Федерации  разграничение  предметов  ведения  и  полномочий   между
   органами  государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации и в  связи  с
   этим  -  разграничение  государственной собственности,  федеральный
   законодатель  непосредственно  в федеральном  законе  прежде  всего
   указывает,   какое   имущество   может   находиться   в   публичной
   собственности  того или иного уровня, объектный  состав  имущества,
   закрепляемого за соответствующим публичным собственником,  а  также
   устанавливает   порядок   (процедуру)   передачи    имущества    из
   федеральной  собственности  в  собственность  субъектов  Российской
   Федерации  и  из  собственности субъектов  Российской  Федерации  в
   собственность Российской Федерации.
       Так,  в  Федеральном законе от 6 октября 1999  года  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  было  определено, какое имущество  может  находиться  в
   собственности   субъекта   Российской   Федерации,   и   при   этом
   подчеркивалось,  что  особенности  возникновения,  осуществления  и
   прекращения  права  собственности  субъекта  Российской   Федерации
   устанавливаются  федеральным  законом  (пункты  1,  2  и  4  статьи
   26.11).
       Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и
   дополнений  в  Федеральный  закон "Об общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной   власти  субъектов  Российской   Федерации"   были
   перераспределены  полномочия по осуществлению ряда  государственных
   функций  между органами государственной власти Российской Федерации
   и  органами  государственной власти субъектов Российской Федерации,
   а  затем  Федеральным  законом от 22 августа  2004  года  N  122-ФЗ
   предусмотрен   порядок   безвозмездной   передачи   имущества    из
   федеральной  собственности  в  собственность  субъектов  Российской
   Федерации, а также из собственности субъектов Российской  Федерации
   - в федеральную собственность.
       В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22
   августа  2004 года N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности
   имущество,  которое  в  связи  с  разграничением  полномочий  между
   федеральными   органами   государственной   власти    и    органами
   государственной   власти  субъектов  Российской   Федерации   может
   находиться   в   собственности  субъектов   Российской   Федерации,
   подлежит   безвозмездной   передаче  в   их   собственность,   если
   нахождение  указанного  имущества в  федеральной  собственности  не
   допускается,   а   также  если  указанное  имущество   используется
   органами государственной власти субъектов Российской Федерации  для
   целей,  установленных в соответствии со статьей 26.11  Федерального
   закона  от  6  октября  1999 года "Об общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации";  в  свою
   очередь,  в  федеральной собственности может находиться  имущество,
   необходимое   для  обеспечения  деятельности  федеральных   органов
   государственной власти, осуществления ими полномочий  в  рамках  их
   компетенции,  установленной  Конституцией  Российской  Федерации  и
   нормативными  правовыми актами Российской Федерации,  определяющими
   их   статус,  а  также  для  обеспечения  стратегических  интересов
   Российской  Федерации в области обороны и безопасности государства,
   защиты  нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан
   Российской   Федерации  (абзацы  первый  -  четвертый,   шестой   -
   восьмой).
       Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность  видов
   имущества  и  конкретных  объектов имущества  субъектов  Российской
   Федерации  в  Федеральном законе от 22 августа 2004 года  N  122-ФЗ
   отсутствует.  Разрешение вопроса о перечне  объектов  передаваемого
   имущества  должно  осуществляться  в  соответствии  с  федеральными
   законами,  принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации,  а
   также  издаваемыми  по  предметам совместного ведения  федеральными
   законами  и  принимаемыми в соответствии с ними  законами  и  иными
   нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  путем
   осуществления органами государственной власти Российской  Федерации
   и  органами  государственной власти субъектов Российской  Федерации
   соответствующей правоприменительной деятельности.
       3.2. Положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от  22
   августа  2004 года N 122-ФЗ, являющимися предметом рассмотрения  по
   настоящему  делу и определяющими порядок (процедуру)  безвозмездной
   передачи  имущества из собственности субъектов Российской Федерации
   в  федеральную  собственность, предусматривается, в частности,  что
   находящееся   в   собственности  субъектов   Российской   Федерации
   имущество,  которое  может находиться в федеральной  собственности,
   подлежит  безвозмездной  передаче  в  федеральную  собственность  в
   случаях,  если  нахождение  указанного  имущества  в  собственности
   субъектов  Российской  Федерации не  допускается,  в  том  числе  в
   результате  разграничения  полномочий между  федеральными  органами
   государственной власти и органами государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации,  или если указанное  имущество  используется
   федеральными    органами   государственной   власти,   федеральными
   государственными     унитарными     предприятиями,     федеральными
   государственными   учреждениями   для   целей,   установленных    в
   соответствии  с  данным  Федеральным  законом  (абзацы  девятый   -
   одиннадцатый).
       Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской
   Федерации  включает, во-первых, направление органом государственной
   власти   субъекта  Российской  Федерации  предложений  федеральному
   органу    исполнительной    власти,   осуществляющему    полномочия
   собственника  имущества,  о  передаче  имущества,  а  во-вторых   -
   принятие  федеральным  органом  исполнительной  власти  решения   о
   передаче   имущества   (абзацы   пятнадцатый   -   семнадцатый    и
   девятнадцатый),  при  этом  передача  имущества  из   собственности
   субъекта    Российской   Федерации   в   собственность   Российской
   Федерации,  не включенного в указанные предложения, не  допускается
   (абзац восемнадцатый).
       По  смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального
   закона  от  22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с  другими
   ее     положениями,    безвозмездная    передача    государственной
   собственности  предполагает  необходимость  согласованных  действий
   соответствующих    органов   государственной   власти    Российской
   Федерации  и  органов  государственной власти субъектов  Российской
   Федерации.  Тем  самым  федеральный  законодатель,  обеспечивая  во
   исполнение  предписаний  Конституции  Российской  Федерации  баланс
   интересов  Российской Федерации и интересов ее субъектов,  исключил
   возможность  принятия  федеральным  органом  исполнительной  власти
   решения   о   безвозмездной  передаче  того  или  иного  имущества,
   находящегося  в  собственности  субъекта  Российской  Федерации,  в
   федеральную собственность в одностороннем порядке.
       О  том, что аутентичное намерение законодателя именно таково  -
   не  допустить  передачу имущества против воли  субъекта  Российской
   Федерации,  в собственности которого оно находится, свидетельствуют
   выступления  представителей Государственной Думы, Совета  Федерации
   и  Президента Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела
   Конституционным Судом Российской Федерации. Из этого же исходило  и
   Правительство  Российской Федерации, закрепляя в  Постановлении  от
   13  июня  2006  года  N  374, что для принятия федеральным  органом
   государственной   власти   решения   о   передаче   имущества    из
   собственности   субъекта   Российской   Федерации   в   федеральную
   собственность необходимо предложение органа государственной  власти
   субъекта   Российской  Федерации  о  передаче  имущества   субъекта
   Российской  Федерации  в  федеральную собственность  (подпункт  "а"
   пункта 2).
       3.3.   При   передаче   имущества  из  собственности   субъекта
   Российской   Федерации  в  федеральную  собственность  в   порядке,
   предусмотренном  положениями  части  11  статьи  154   Федерального
   закона  от  22  августа  2004  года N  122-ФЗ,  права  собственника
   находятся   под  защитой  статьи  35  (части  2  и  3)  Конституции
   Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество  в
   собственности, реализуя вытекающие из этого правомочия, и  гарантии
   для  субъектов  данного  права в случаях лишения  их  имущества,  в
   частности    при    принудительном   отчуждении    имущества    для
   государственных нужд.
       Установленный   рассматриваемыми   законоположениями    порядок
   передачи  имущества, находящегося в государственной  собственности,
   исключает  необходимость принятия судебного  решения  в  каждом  из
   таких  случаев,  а  также  выплату  равноценного  возмещения,   что
   соответствует природе публично-правовых отношений между  Российской
   Федерацией  и  субъектами  Российской  Федерации  по  разграничению
   государственной  собственности и передаче  имущества  в  результате
   разграничения  полномочий  между  органами  государственной  власти
   Российской  Федерации и органами государственной  власти  субъектов
   Российской   Федерации:  имущество,  находящееся  в   собственности
   соответствующих  публично-правовых образований,  предназначено  для
   осуществления  органами  публичной власти в  рамках  их  полномочий
   функций  государства,  а следовательно, в результате  разграничения
   полномочий   между   органами  государственной  власти   Российской
   Федерации  и  органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации   по   реализации  этих  функций  возможна  безвозмездная
   передача  имущества, необходимого для осуществления соответствующих
   полномочий,  в  целях  наиболее рационального его  использования  в
   общих публичных интересах.
       Спор  же  о  праве  собственности на  имущество  (о  законности
   нахождения  имущества  в  собственности), в  отношении  которого  в
   связи  с  разграничением полномочий между органами  государственной
   власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации  ставится  вопрос  о  передаче   в
   федеральную  собственность  или собственность  субъекта  Российской
   Федерации,  разрешается судом в порядке, установленном  действующим
   законодательством.
       3.4.  Таким  образом,  закрепленный  в  части  11  статьи   154
   Федерального  закона  от  22 августа 2004  года  N  122-ФЗ  порядок
   безвозмездной  передачи  в  федеральную  собственность   имущества,
   находящегося  в  собственности субъектов  Российской  Федерации,  в
   связи  с  разграничением полномочий между органами  государственной
   власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
   субъектов    Российской   Федерации   предполагает    необходимость
   волеизъявления  субъектов Российской Федерации на  такую  передачу,
   достижение    договоренностей    между    федеральными     органами
   государственной власти и органами государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации  и  не  допускает  принудительное  отчуждение
   имущества,   находящегося  в  собственности  субъектов   Российской
   Федерации,   а  потому  не  может  рассматриваться  как  нарушающий
   конституционные   правомочия  субъектов  Российской   Федерации   и
   гарантии   государственной   собственности   субъектов   Российской
   Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3),  8  (часть
   2),  35  (части  2  и  3), 55 (часть 3) и 72 (пункт  "г"  части  1)
   Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.
       Исходя  из  изложенного  и руководствуясь  статьей  6,  частями
   первой  и  второй  статьи  71,  статьями  72,  74,  75,  79  и   87
   Федерального   конституционного  закона  "О  Конституционном   Суде
   Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       1.    Признать    положения   абзацев    девятого,    десятого,
   одиннадцатого,    пятнадцатого,   шестнадцатого,    девятнадцатого,
   двадцать  первого, двадцать второго, двадцать третьего  -  двадцать
   седьмого,   двадцать  девятого,  тридцатого,  тридцать  первого   и
   тридцать  третьего части 11 статьи 154 Федерального  закона  от  22
   августа  2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
   акты  Российской Федерации и признании утратившими  силу  некоторых
   законодательных  актов Российской Федерации  в  связи  с  принятием
   Федеральных   законов  "О  внесении  изменений   и   дополнений   в
   Федеральный  закон "Об общих принципах организации  законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" и "Об общих принципах  организации
   местного   самоуправления  в  Российской  Федерации"  (в   редакции
   Федерального  закона от 31 декабря 2005 года "О внесении  изменений
   в  отдельные законодательные акты Российской Федерации  в  связи  с
   совершенствованием    разграничения    полномочий")    в     части,
   устанавливающей  порядок  безвозмездной  передачи   в   федеральную
   собственность  имущества,  находящегося в  собственности  субъектов
   Российской  Федерации,  в связи с разграничением  полномочий  между
   органами  государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,   не
   противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку  данные
   законоположения   по  своему  конституционно-правовому   смыслу   в
   системе    действующего   правового   регулирования    предполагают
   необходимость  волеизъявления  субъекта  Российской  Федерации   на
   такую передачу.
       Конституционно-правовой смысл положений  части  11  статьи  154
   Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный  в
   настоящем  Постановлении,  является  общеобязательным  и  исключает
   любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
       2.    Настоящее   Постановление   окончательно,   не   подлежит
   обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
   действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
   органами и должностными лицами.
       3.  Согласно статье 78 Федерального конституционного закона  "О
   Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее  Постановление
   подлежит  незамедлительному опубликованию в "Российской  газете"  и
   "Собрании  законодательства  Российской  Федерации".  Постановление
   должно  быть  опубликовано также в "Вестнике Конституционного  Суда
   Российской Федерации".
   
                                                   Конституционный Суд
                                                  Российской Федерации
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz