Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 30.06.2006 N 0100/7168-06-32 О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                                ПИСЬМО
                                   
                            30 июня 2006 г.
                                   
                           N 0100/7168-06-32
                                   
                О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
                   ОТРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
   и  благополучия  человека, проанализировав  материалы  о  состоянии
   расследования  острых  профессиональных  отравлений  в   Российской
   Федерации за 2001-2005 годы, сообщает.
       За  период с 2001 по 2005 гг. было зарегистрировано 396 случаев
   острых  профессиональных отравлений, из них  30  -  со  смертельным
   исходом,  и  674  пострадавшими, из них 162  -  женщины.  Указанные
   отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.
       Наибольшее  число  случаев  острых  отравлений  и  пострадавших
   зарегистрировано:  в  Республике  Татарстан   (23   случая   и   35
   пострадавших),   Алтайском   крае   (соответственно   19   и   22),
   Красноярском  крае  (10  и  23),  Пермской  области  (46   и   51),
   Свердловской области (28 и 67), Нижегородской области  (20  и  21),
   Самарской  области  (18 и 24), Архангельской  области  (16  и  38),
   Астраханской  области  (15  и 25), Иркутской  области  (14  и  39),
   Липецкой  области  (14  и  19),  Кемеровской  области  (13  и  25),
   Челябинской  области  (11 и 17), Тульской области  (10  и  20),  г.
   Москве (12 и 20).
       От    воздействия   химических   веществ   острые    отравления
   регистрировались,    в    основном,   у    работников    химической
   промышленности,    цветной   и   черной    металлургии,    жилищно-
   коммунального     хозяйства     (на    водопроводно-канализационных
   системах), сельского хозяйства:
       Групповые  случаи  (с числом пострадавших 2  и  более  человек)
   острых  отравлений  ежегодно регистрируются в цветной  металлургии,
   жилищно-коммунальном      хозяйстве,      химической,       газовой
   промышленности,  тракторном и сельскохозяйственном  машиностроении.
   За  анализируемый  период зарегистрировано 83  групповых  случая  с
   числом пострадавших 284 человека.
       Основные  вещества, послужившие причиной отравлений -  углерода
   оксид,  хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид,
   диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты, гербициды и фунгициды.
       Возрастной  состав  пострадавших  свидетельствует   о   большой
   частоте   случаев   острых   отравлений  у   работников   активного
   трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20-29 лет -  116,
   30-39  лет - 121, 40-49 лет - 173, 50-59 лет - 71, 60 лет и  старше
   - 14 человек.
       Возникновение  острых профзаболеваний (отравлений)  обусловлено
   нарушением  правил  техники  безопасности  (28,8-37,2%),   авариями
   (14,4-25,8%),   несовершенством  технологических  процессов   (5,1-
   14,4%),  отступлениями от технологического регламента  (6,4-13,5%),
   неприменением средств индивидуальной защиты (6,3-7,8%).
       Следует   отметить   серьезные  нарушения  порядка   извещения,
   расследования и учета острых профессиональных отравлений.
       Так, в учреждения Роспотребнадзора были направлены извещения по
   отмененным  формам, утвержденных Минздравом СССР  в  1980,  1978  и
   даже  в  1954  году  (Пермская,  Иркутская,  Калужская,  Самарская,
   Курганская,  Кемеровская области, Республика  Чувашия,  Хабаровский
   край  и  др.).  Кроме того, использовались бланки "Об острозаразном
   заболевании",  "О реакции на прививку", форма N 58-1/у  "Экстренное
   извещение   о  случае  острого  отравления  химической   этиологии"
   утвержденная  приказом N 460 от 29.12.2000 "Об утверждении  учетной
   документации     токсикологического     мониторинга"     (Пермская,
   Оренбургская,   Свердловская,  Мурманская,   Самарская,   Иркутская
   области),  часть извещений оформлена небрежно, без заполнения  всех
   пунктов.
       В  соответствии с действующим порядком, в течение первых суток,
   в    территориальные    органы   Роспотребнадзора    из    лечебно-
   профилактических  учреждений  поступили  извещения  лишь  на  43,6%
   пострадавших  (294  человека). В остальных случаях  извещения  были
   получены  в  срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8  дней  до  1
   месяца  -  на  72  человека,  1 месяц  и  более  -  на  17  человек
   (Республика  Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский,
   Красноярский  край,  г.  Москва.). В 25% случаев  срок  поступления
   извещения не указан.
       В  181  акте  о случаях острых профессиональных заболеваний  не
   указано   наименование  учреждения,  направившего  извещение,   что
   повлекло   нарушение   сроков   расследования   или   невозможность
   расследования,   недостоверность  учета  случаев   профессиональных
   отравлений.
       Основными   недостатками   составления  санитарно-гигиенических
   характеристик  и  актов  о  случаях  профессиональных   заболеваний
   являются:  противоречивость приводимых в  характеристиках  и  актах
   данных;  неполное  изложение обстоятельств и условий  возникновения
   заболеваний  (отравлений), отступления от установленных  требований
   оформления и несвоевременное составление этих документов.
       30%  актов  расследования острых профессиональных  заболеваний,
   оформленных  за  анализируемый  период,  составлены  с  нарушениями
   законодательства      Российской     Федерации     (Ставропольский,
   Красноярский, Приморский край и др.).
       В большинстве случаев при проведении расследований, не в полной
   мере     проводятся     необходимые    лабораторно-инструментальные
   исследования  уровней производственных факторов, не  проводится  их
   объективная оценка.
       По  вине  работодателей, в ряде случаев, в работе  комиссий  по
   расследованию   и  оформлению  актов  профзаболеваний   участвовали
   только   представители  Роспотребнадзора,  без  привлечения  других
   заинтересованных организаций.
       Без    привлечения   в   необходимых   случаях   представителей
   заинтересованных        лечебно-профилактических        учреждений,
   территориальных       органов      Роструда,       Росздравнадзора,
   Ространснадзора,   судебно-медицинской   экспертизы    и    других,
   оформлено   80%   актов,  что  является  нарушением   постановления
   Правительства  Российской Федерации от 15 декабря 2000  г.  N  967.
   Представители  территориальных органов Роструда приняли  участие  в
   расследовании лишь 17,5% случаев.
       Работа   по   переоформлению   или  восстановлению   утраченных
   санитарно-гигиенических  характеристик  условий  труда   работника,
   актов    о   случае   профессионального   заболевания,   проводимая
   территориальными   управлениями  Роспотребнадзора   и   Федеральной
   службой  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
   человека  по жалобам работников, работодателей, органов  социальной
   защиты,  свидетельствует  о  серьезных нарушениях  законодательства
   Российской Федерации.
       Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка
   расследования   и  учета  острых  профессиональных  заболеваний   в
   субъектах Российской Федерации:
       1.   Руководителям  управлений  Роспотребнадзора  по  субъектам
   Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, предлагаю:
       1.1.  Усилить  контроль  за  мероприятиями  по  государственной
   регистрации   потенциально  опасных  химических   и   биологических
   веществ,    применяемых   в   подведомственных    организациях    и
   предприятиях;
       1.2.  Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на  виды
   деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию  в
   субъектах  Российской  Федерации при  безусловном  их  соответствии
   действующему санитарному законодательству;
       1.3.  Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы,
   за  организацией  и  проведением обязательных  предварительных  при
   поступлении   на   работу  и  периодических  медицинских   осмотров
   работников,  занятых на вредных работах и на работах с  вредными  и
   (или)  опасными производственными факторами, сроками их  проведения
   при  использовании на производствах потенциально опасных химических
   и биологических веществ;
       1.4.   Обеспечить   контроль   за  своевременным   направлением
   извещений     учреждениями    здравоохранения    об    установлении
   предварительного     диагноза     острого     или      хронического
   профессионального   заболевания  (отравления);   об   установлении,
   изменении   или  отмене  заключительного  диагноза;   качеством   и
   полнотой оформления извещений;
       1.5.   Повысить  оперативность  при  организации  расследования
   обстоятельств   и   причин  возникновения   у   работника   острого
   профессионального    заболевания,    формировании    комиссии    по
   расследованию и оформлению акта расследования;
       1.6.     Проводить    в    необходимом    объеме     санитарно-
   эпидемиологические   экспертизы,   лабораторно-инструментальные   и
   другие  гигиенические исследования с целью оценки условий труда  на
   рабочем     месте     при    составлении    санитарно-гигиенической
   характеристики условий труда работника;
       1.7.  Своевременно  и в полном объеме оформлять  акт  о  случае
   профессионального  заболевания с указанием обстоятельств  и  причин
   профессионального  заболевания,  допущенные  нарушения  санитарного
   законодательства, иных нормативных актов;
       1.8.  Оперативно  решать  вопросы  устранения  разногласий  при
   постановке   диагноза   профессионального   заболевания    и    его
   расследования;
       1.10.   Обеспечивать   сохранность  и  учет   документации   по
   расследованию случаев острых профессиональных заболеваний;
       1.12.  Оказывать содействие работникам в решении особо  сложных
   случаев,  касающихся  вопросов  установления  связи  заболевания  с
   профессией, нерешенные на уровне субъектов Российской Федерации,  в
   ГУ   "НИИ   медицины   труда   РАМН"   и   Координационном   центре
   профпатологии Минздравсоцразвития России;
       1.13.  Обеспечить  хранение  актов о  случае  профессионального
   заболевания  и  материалов  расследования случаев  профессиональных
   заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
       1.14.   Инициировать  (совместно  с  территориальными  органами
   Роструда,   Росздравнадзора,  Ространснадзора,  судебно-медицинской
   экспертизы  и  другими) разработку документа исполнительной  власти
   субъекта    Российской   Федерации   о   порядке   координации    и
   взаимодействия    заинтересованных    организаций    по    вопросам
   организации   профилактических   мероприятий,   экспертизы    связи
   заболевания   с   профессией  и  расследования  причин   острых   и
   хронических профессиональных заболеваний;
       1.15. В соответствии с действующим законодательством Российской
   Федерации,   применять   к  работодателям,  нарушающим   санитарные
   правила  и  гигиенические  нормативы в  вопросах  гигиены  труда  и
   профилактики   профессиональной  заболеваемости  работников,   меры
   воздействия,  препятствующие возникновению острых  профессиональных
   и профессионально обусловленных заболеваний.
       2.   Главному   врачу  ФГУЗ  "Федеральный   центр   гигиены   и
   эпидемиологии     Роспотребнадзора"     усилить     информационное,
   юридическое  и  нормативное обеспечение территориальных  управлений
   Роспотребнадзора   по   вопросам   профилактики   и   расследования
   профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль  приема
   статистических     форм,    совершенствовать     методы     анализа
   профессиональных  заболеваний, массовых неинфекционных  заболеваний
   (отравлений)   в  связи  с  вредным  воздействием  факторов   среды
   обитания   в   целях  формирования  государственных  информационных
   ресурсов.
       О  результатах проведенной работы прошу доложить в  Федеральную
   службу  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
   человека до 1 декабря 2006 года.
   
                                                          Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz