ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2006 года
Дело N 11-Г06-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании от 28 июня 2006 года дело по
кассационному представлению участвующего в деле прокурора на
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 апреля 2006
года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора
Республики Татарстан о признании недействующим постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N
113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному
мосту через р. Каму в г. Набережные Челны".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., возражения против представления представителей
Кабинета Министров Республики Татарстан Мансурова Р.Т. и Яруллиной
А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой
Н.Ю., не поддержавшей представление и полагавшей, что решение суда
должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд
Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд
автотранспорта по автодорожному мосту через р. Каму в г.
Набережные Челны".
В обоснование требований указал на то, что в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728
"О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог
общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации
на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них
мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в
отношении тех из них, строительство которых только начинается или
которые находятся в стадии незавершенного строительства
(реконструкции). При этом решение в отношении федеральных
автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации,
а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от
24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных
дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через
Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), проходящая по мосту
через реку Каму, отнесена к магистральным федеральным дорогам, у
Кабинета Министров Республики Татарстан не было полномочий по
принятию решения об эксплуатации данного автодорожного моста на
платной основе.
Решением суда от 5 апреля 2006 года в удовлетворении заявления
прокурора отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит
об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения
суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской
Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по
развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской
Федерации" признано целесообразным создание и развитие в
Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего
пользования, имея в виду, что проезд по автомобильной дороге может
быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же
направлении по другим автомобильным дорогам.
Решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог
или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей
принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство
которых только начинается или которые находятся в стадии
незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в
отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство
Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог,
находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 27 августа 1999 года N 973 правила организации
эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов, относящихся к собственности субъектов Российской
Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким
автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования
взимаемых за проезд средств устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря
1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР"
автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний
Новгород, Казань до Уфы) отнесена к магистральным федеральным
дорогам.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд
обоснованно исходил из того, что при введении платного проезда по
мосту через р. Каму в г. Набережные Челны требование пункта 1
Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 о
том, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при
наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по
другим автомобильным дорогам, было соблюдено. Возможность
бесплатного проезда в том же направлении имеется по мосту через р.
Каму в Алексеевском районе Республики Татарстан, что не
оспаривается прокурором.
При этом судом установлено, что автодорожный мост через р. Каму
в г. Набережные Челны, относящийся к дорожным объектам, не входит
в состав федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" и является
государственной собственностью Республики Татарстан.
Данное обстоятельство подтверждено выпиской из реестра
государственной собственности Республики Татарстан, а также
представленной в заседании Судебной коллегии копией свидетельства
о государственной регистрации права от 31 мая 2006 года, согласно
которой мостовой переход через р. Каму передан Республикой
Татарстан в оперативное управление государственному учреждению
"Главтатдортранс".
Подобная передача мостового перехода произведена на основании
положений пункта 4 статьи 214 ГК РФ, в соответствии с которыми за
государственными предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления (статьи 294, 296 ГК РФ) закрепляется
имущество, находящееся именно в государственной собственности.
В этой связи вывод суда о том, что поскольку автодорожный мост
находится в собственности Республики Татарстан, Кабинет Министров
был вправе принять оспариваемое постановление, следует признать
правильным.
Доводы кассационного представления о том, что федеральная
автомобильная дорога М-7, частью которой является и мостовой
переход через р. Каму, должна относиться исключительно к
федеральной собственности, не могут служить поводом к отмене
законного и обоснованного решения суда, поскольку разрешение
вопроса о законности установления права собственности Республики
Татарстан на данный мостовой переход выходит за рамки настоящего
спора.
Ссылка в представлении на то, что законченный строительством в
1983 году мост через р. Каму не может быть отнесен к строящимся
или находящимся в стадии незавершенного строительства
(реконструкции) объектам, а потому решение о его эксплуатации на
платной основе не могло быть принято, является необоснованной.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 Указа
Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О
дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего
пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на
платной основе автомобильных дорог или расположенных на них
мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в
отношении тех из них, строительство которых только начинается или
которые находятся в стадии незавершенного строительства
(реконструкции), что не исключает принятие такого решения и в
отношении законченного строительством объекта.
Прочие доводы представления направлены на иную оценку
обстоятельств, установленных и исследованных судом по правилам
статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене
его решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360,
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 апреля 2006
года оставить без изменения, а кассационное представление
участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
|