Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.06.2006 N КАС06-150 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2.2 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ОТ 29.12.2004 N 328, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ИЗДАНЫ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 8 июня 2006 г. N КАС06-150
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       Председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                        Хомчика В.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 8  июня  2006  г.
   гражданское  дело по заявлению С. о признании недействующим  пункта
   2.2   Порядка  предоставления  набора  социальных  услуг  отдельным
   категориям    граждан,    утвержденного    Приказом    Министерства
   здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря  2004  года
   N  328  (в  части) по кассационной жалобе С. на решение  Верховного
   Суда   РФ   от   24  марта  2006  года,  которым  в  удовлетворении
   заявленного требования отказано.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения заявителя С., поддержавшего доводы кассационной  жалобы,
   объяснения    представителя    Министерства    здравоохранения    и
   социального   развития   РФ   Кузнец   О.В.,   возражавшей   против
   удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора  Масаловой
   Л.Ф.,  полагавшей кассационную жалобу необоснованной,  Кассационная
   коллегия, руководствуясь ст. ст. 193 и 360 ГПК РФ,
   
                              установила:
   
       Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
   от  29  декабря  2004  года N 328 утвержден Порядок  предоставления
   набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
       С.  обратился  в  Верховный  Суд РФ с  заявлением  о  признании
   недействующим  пункта  2.2  Порядка,  предусматривающего,  что  при
   обращении    в   лечебно-профилактическое   учреждение    гражданин
   предъявляет    документ,   удостоверяющий    личность,    документ,
   подтверждающий   право   на  получение  набора   социальных   услуг
   (удостоверение  участника  Великой  Отечественной  войны,  справка,
   подтверждающая факт установления инвалидности, и т.д.).
       В  обоснование заявленного требования С. сослался  на  то,  что
   открытый  характер  (и  т.д.)  перечня  представляемых  документов,
   подтверждающих  право  на  получение набора  социальных  услуг,  не
   соответствует   требованиям  закона  и  нарушает  права   инвалидов
   Великой Отечественной войны на получение бесплатных лекарств.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационной  жалобе С. ставит вопрос  об  отмене  судебного
   решения,  ссылаясь на неправильное применение норм материального  и
   процессуального закона.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       Вывод  суда  первой инстанции о соответствии  оспоренной  части
   нормативного правового акта Закону является обоснованным.
       Так, право на получение набора социальных услуг, в том числе на
   обеспечение  необходимыми  лекарственными  средствами  по  рецептам
   врача  (фельдшера), имеют различные категории граждан, указанные  в
   статье  6.1 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной
   помощи".
       К названным категориям относятся:
       1) инвалиды войны;
       2) участники Великой Отечественной войны;
       3)   ветераны  боевых  действий  из  числа  лиц,  указанных   в
   подпунктах  1  -  4  пункта  1  статьи  3  Федерального  закона  "О
   ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года  N
   40-ФЗ);
       (в  ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в ред.  от
   29.12.2004));
       4)   военнослужащие,  проходившие  военную  службу  в  воинских
   частях,  учреждениях,  военно-учебных заведениях,  не  входивших  в
   состав  действующей  армии, в период с  22  июня  1941  года  по  3
   сентября   1945   года  не  менее  шести  месяцев,  военнослужащие,
   награжденные  орденами  или медалями СССР  за  службу  в  указанный
   период;
       5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
       6)  лица,  работавшие в период Великой Отечественной  войны  на
   объектах   противовоздушной   обороны,   местной   противовоздушной
   обороны,   на  строительстве  оборонительных  сооружений,   военно-
   морских  баз,  аэродромов  и  других военных  объектов  в  пределах
   тыловых  границ  действующих фронтов, операционных зон  действующих
   флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог,  а
   также  члены экипажей судов транспортного флота, интернированных  в
   начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
       7)  члены  семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников
   Великой  Отечественной  войны и ветеранов  боевых  действий,  члены
   семей  погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа  личного
   состава  групп  самозащиты  объектовых и аварийных  команд  местной
   противовоздушной  обороны, а также члены семей погибших  работников
   госпиталей и больниц города Ленинграда;
       8) инвалиды;
       9) дети-инвалиды.
       Кроме  того, право на предоставление им набора социальных услуг
   имеют    лица,   подвергшиеся   воздействию   радиации   вследствие
   катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,  а  также  вследствие   ядерных
   испытаний  на  Семипалатинском  полигоне,  и  приравненные  к   ним
   категории граждан.
       С    учетом    приведенных   положений   Закона    Министерство
   здравоохранения  и  социального развития  РФ  в  своем  нормативном
   правовом  акте  правомерно  указало на  то,  что  при  обращении  в
   лечебно-профилактическое  учреждение  в  подтверждение   права   на
   получение  определенного набора социальных услуг  гражданин  обязан
   предъявить  удостоверение  участника Великой  Отечественной  войны,
   справку,  подтверждающую факт установления инвалидности, либо  иной
   документ,  в  зависимости  от  принадлежности  этого  гражданина  к
   определенной  категории  граждан, подлежащих  социальной  защите  с
   конкретным набором социальных услуг.
       Никаких  прав и законных интересов граждан оспоренное положение
   нормативного правового акта само по себе не нарушает.
       Как правильно указал Верховный Суд РФ в своем решении, в пункте
   2.2    Порядка    приведены   в   качестве    примера    документа,
   подтверждающего   право  на  получение  набора  социальных   услуг,
   удостоверение участника Великой Отечественной войны  и  справка  об
   установлении инвалидности. Приведенные в пункте 2.2 Порядка  слова:
   "и  т.д."  указывают  на наличие документов, подтверждающих  статус
   иных   категорий   граждан,  имеющих  право  на  получение   набора
   социальных услуг.
       В  соответствии  с  п.  5  статьи 6.3  Федерального  закона  "О
   государственной    социальной    помощи"    именно     Министерство
   здравоохранения  и  социального развития РФ как  федеральный  орган
   исполнительной  власти,  осуществляющий  выработку  государственной
   политики   и   нормативное   правовое   регулирование    в    сфере
   здравоохранения  и  социального развития, полномочен  устанавливать
   порядок предоставления гражданам социальных услуг.
       Оспоренное положение пункта 2.2 Порядка несомненно относится  к
   порядку  предоставления гражданам социальных услуг  и  не  содержит
   ограничений,  и не возлагает на граждан не предусмотренные  законом
   обязанности по предъявлению документов.
       В  кассационной  жалобе  С. ссылается на  то,  что  суд  первой
   инстанции  должен был разрешить спор применительно к случаю,  когда
   инвалиды  ВОВ  обращаются в лечебно-профилактическое учреждение  за
   предоставлением,  в частности, лекарственных средств  не  по  месту
   своего жительства.
       Вместе  с  тем в кассационной жалобе заявитель утверждает,  что
   пункт 2.2 Порядка вообще не регулирует отношения между инвалидом  и
   лечебно-профилактическим   учреждением   вне   места    постоянного
   проживания инвалида.
       Как  пояснил  представитель Минздравсоцразвития РФ  (это  также
   следует  из  содержания оспариваемого акта), в пункте  2.2  Порядка
   перечислены документы, которые гражданин предъявляет при  обращении
   в  лечебно-профилактическое учреждение для обеспечения необходимыми
   лекарственными средствами по месту жительства такого гражданина.
       Полномочием же по обязыванию федерального органа исполнительной
   власти  осуществлять  нормативное регулирование  правоотношений  (в
   предлагаемом    заявителем   случае    -    установление    порядка
   предоставления гражданам социальных услуг вне места их  постоянного
   проживания) суд не наделен.
       Согласно  статье  10  Конституции РФ государственная  власть  в
   Российской   Федерации  осуществляется  на  основе  разделения   на
   законодательную,     исполнительную     и     судебную;      органы
   законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
       Ссылка  заявителя в кассационной жалобе на то, что на  практике
   лечебно-профилактические   учреждения   требуют   предъявления   не
   предусмотренных  законом  для  такого предъявления  документов,  не
   может  служить  основанием  для  признания  незаконным  оспоренного
   положения   нормативного  акта,  а  следовательно,  и  для   отмены
   обжалуемого  судебного  решения,  поскольку  пункт  2.2  Порядка  в
   оспоренной  части  не  обязывает граждан при обращении  в  лечебно-
   профилактическое учреждение предъявлять не предусмотренные  законом
   для такого предъявления документы.
       По  изложенным  мотивам кассационная жалоба  удовлетворению  не
   подлежит.
       Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2006
   года  оставить  без  изменения,  а кассационную  жалобу  С.  -  без
   удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                             А.И.ФЕДИН
                                                                      
                                                        Члены коллегии
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
                                                            В.В.ХОМЧИК
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz