Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.06.2006 N 5-Г06-46 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА Г. МОСКВЫ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОПУСТИТЕЛЬСТВО НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ИЛИ НЕЗАКОННОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ" ОТ 08.07.1999 N 29 УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ СУБЪЕКТ РФ НЕ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, А

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 7 июня 2006 года
   
                                                       Дело N 5-Г06-46
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 7 июня 2006  г.  дело  по
   заявлению  ООО  "Тимбер  СКО" о признании недействующим  Закона  г.
   Москвы  от 08.07.1999 N 29 "Об административной ответственности  за
   попустительство  незаконному  обороту или  незаконному  потреблению
   наркотических средств" по кассационной жалобе заявителя на  решение
   Московского  городского  суда  от  13.10.2005,  которым  заявленное
   требование оставлено без удовлетворения.
       Заслушав  доклад  по  делу  судьи  Верховного  Суда  Российской
   Федерации  Соловьева В.Н., объяснения представителей:  ООО  "Тимбер
   СКО"  -  Филиппова  А.Н.; Московской городской Думы  -  Красинского
   О.Е.,  мэра  Москвы - Поляковой А.Б. и Румянцевой А.Б.,  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Селяниной
   Н.Я.,  полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       08.07.1999  Московской городской Думой был принят Закон  города
   Москвы    N    29    "Об   административной   ответственности    за
   попустительство  незаконному  обороту или  незаконному  потреблению
   наркотических  средств или психотропных веществ", опубликованный  в
   "Ведомостях  Московской  городской  Думы"  N  8,  1999  г.,  газете
   "Тверская, 13" (спец. выпуск), 01.09.1999.
       В  настоящее время указанный Закон действует в редакции Законов
   г. Москвы от 08.09.2004 N 52, от 22.06.2005 N 25.
       Согласно   преамбуле   настоящий   Закон   в   соответствии   с
   Конституцией  Российской Федерации, Кодексом  Российской  Федерации
   об   административных  правонарушениях  и  иным   законодательством
   Российской  Федерации,  Уставом города Москвы  и  законодательством
   города   Москвы   устанавливает  административную   ответственность
   должностных  лиц,  юридических лиц и граждан, зарегистрированных  в
   качестве  индивидуальных предпринимателей (далее  -  индивидуальные
   предприниматели),  за  попустительство  незаконному   обороту   или
   незаконному  потреблению  наркотических  средств  или  психотропных
   веществ.
       ООО  "Тимбер СКО" обратилось в суд с заявлением о признании  не
   действующим с 1 июля 2002 г. данного Закона города Москвы,  т.е.  с
   даты   введения   в  действие  Кодекса  Российской   Федерации   об
   административных  правонарушениях,  указывая  на  то,  что  субъект
   Российской  Федерации  не вправе вторгаться  в  сферы  общественных
   отношений, составляющих предмет ведения Российской Федерации,  и  в
   силу   части   4   статьи  1.3  и  статьи  23.63  Кодекса   РФ   об
   административных     правонарушениях    рассмотрение     дел     об
   административных  правонарушениях  в  сфере  оборота  наркотических
   средств  отнесено  к  подведомственности  федерального  органа   по
   контролю  за  оборотом наркотических средств. По мнению  заявителя,
   оспариваемый  Закон  с момента введения в действие  Кодекса  РФ  об
   административных   правонарушениях   должен   был   быть    признан
   утратившим   силу,   однако  в  нарушение   требований   статьи   8
   Федерального  закона  "О  введении в  действие  Кодекса  Российской
   Федерации   об   административных  правонарушениях"  на   основании
   оспариваемого   Закона   заявитель  незаконно   был   привлечен   к
   административной ответственности.
       В  судебном заседании требования ООО "Тимбер СКО" поддержал его
   представитель Филиппов А.Н.
       Представители  Московской городской Думы -  Красинский  О.Е.  и
   мэра  Москвы  -  Полякова А.Б. просили в удовлетворении  заявленных
   требований отказать, полагая их необоснованными.
       Решением   Московского   городского  суда   от   13.10.2005   в
   удовлетворении заявленного ООО "Тимбер СКО" требования отказано.
       В  кассационной жалобе заявитель просит отменить вынесенное  по
   данному  делу  решение,  утверждая, что  выводы  суда  противоречат
   установленным  обстоятельствам,  сделаны  на  основании  ошибочного
   понимания  положений федерального законодательства и, в  частности,
   Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях,
   Федерального  закона  "О  наркотических  средствах  и  психотропных
   веществах" N 3-ФЗ от 08.01.1998.
       Изучив  материалы  дела, проверив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации    находит   решение   Московского    городского    суда,
   постановленное  по  данному делу, подлежащим  отмене  по  следующим
   основаниям.
       Судом  правильно обращено внимание на то, что в соответствии  с
   п.  "м"  ст.  71  Конституции Российской  Федерации,  преамбулой  и
   статьей  3 Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах  и
   психотропных  веществах" (в ред. Федеральных законов от  25.07.2002
   N  116-ФЗ,  от  10.01.2003  N  15-ФЗ, от  30.06.2003  N  86-ФЗ,  от
   01.12.2004  N  146-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ) в ведении  Российской
   Федерации  находятся производство наркотических средств  и  порядок
   их использования.
       Согласно  пункту  3  части  1  статьи  1.3  Кодекса  Российской
   Федерации  об  административных правонарушениях от 30 декабря  2001
   года  N  195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N  41-ФЗ,
   от  25.07.2002  N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от  31.10.2002  N
   133-ФЗ,  от  31.12.2002  N  187-ФЗ,  от  30.06.2003  N  86-ФЗ,   от
   04.07.2003  N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003  N  138-
   ФЗ,  от  11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 08.12.2003
   N  169-ФЗ,  от  23.12.2003  N 185-ФЗ, от  09.05.2004  N  37-ФЗ,  от
   26.07.2003 N 77-ФЗ, от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N  114-ФЗ,
   от  20.08.2004  N 118-ФЗ, от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от  28.12.2004  N
   183-ФЗ,  от  28.12.2004  N  187-ФЗ,  от  30.12.2004  N  211-ФЗ,  от
   30.12.2004  N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005),  от
   07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005  N  19-ФЗ,
   от  21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 09.05.2005 N  45-
   ФЗ,  от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 02.07.2005  N
   82-ФЗ,   от  21.07.2005  N  93-ФЗ,  от  21.07.2005  N  113-ФЗ,   от
   22.07.2005  N  120-ФЗ, от 27.09.2005 N 124-ФЗ, с  изм.,  внесенными
   Федеральным  законом  от 05.01.2006 N 7-ФЗ)  к  ведению  Российской
   Федерации    в   области   законодательства   об   административных
   правонарушениях     относится     установление     административной
   ответственности  по вопросам, имеющим федеральное значение,  в  том
   числе  административной ответственности за нарушение правил и норм,
   предусмотренных   федеральными  законами   и   иными   нормативными
   правовыми актами Российской Федерации.
       Следует  согласиться  с  выводом суда  о  том,  что  к  ведению
   Российской     Федерации    в    области    законодательства     об
   административных     правонарушениях     относится     установление
   административной    ответственности   по   вопросам    производства
   наркотических средств и порядка их использования.
       Согласно  преамбуле  оспариваемого  Закона  города  Москвы  "Об
   административной  ответственности  за  попустительство  незаконному
   обороту  или  незаконному  потреблению  наркотических  средств  или
   психотропных веществ" административная ответственность  должностных
   лиц,  юридических  лиц  и  граждан, зарегистрированных  в  качестве
   индивидуальных      предпринимателей,      устанавливается       за
   попустительство  незаконному  обороту или  незаконному  потреблению
   наркотических средств или психотропных веществ.
       По  мнению  суда,  оспариваемый Закон не касается  производства
   наркотических средств и порядка их использования.
       Как  указано в решении суда, содержание преамбулы Закона города
   Москвы,  указывающей на сферу его действия, а именно:  установление
   административной  ответственности  за  попустительство  незаконному
   обороту   и   незаконному  потреблению  наркотических   средств   и
   психотропных   веществ,   не  противоречит   содержанию   преамбулы
   Федерального  закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О  наркотических
   средствах   и   психотропных  веществах",   который   устанавливает
   правовые   основы   государственной  политики   в   сфере   оборота
   наркотических   средств,   психотропных   веществ   и   в   области
   противодействия  их  незаконному обороту в  целях  охраны  здоровья
   граждан, государственной и общественной безопасности.
       Таким  образом,  судом сделан вывод, что предметы  ведения,  по
   которым  приняты  указанные  Законы,  различны  и  между  собой  не
   совпадают.
       С  указанными  суждениями суда согласиться  нельзя  в  силу  их
   ошибочности.
       Судом оставлено без внимания, что с момента введения в действие
   Кодекса  Российской  Федерации об административных  правонарушениях
   (01.07.2002)     право     регулирования     основных      вопросов
   административной   ответственности   закреплено    за    Российской
   Федерацией.
       В  силу  части  3 п. 1 статьи 1.3 указанного закона  к  ведению
   Российской     Федерации    в    области    законодательства     об
   административных     правонарушениях     относится     установление
   административной  ответственности по вопросам, имеющим  федеральное
   значение,   в   том   числе  административной  ответственности   за
   нарушение  правил и норм, предусмотренных федеральными  законами  и
   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       К  их  числу в первую очередь следует отнести Федеральный закон
   "О  наркотических  средствах и психотропных веществах"  N  3-ФЗ  от
   08.01.1998  (в ред. Федеральных законов от 25.07.02  N  116-ФЗ,  от
   10.01.03  N  15-ФЗ, от 30.06.03 N 86-ФЗ, от 01.12.04 N  146-ФЗ,  от
   09.05.05   N   45-ФЗ),  которым  устанавливаются  правовые   основы
   государственной  политики  в сфере оборота  наркотических  средств,
   психотропных  веществ  и в области противодействия  их  незаконному
   обороту   в  целях  охраны  здоровья  граждан,  государственной   и
   общественной безопасности.
       Следовательно,   субъект   Российской   Федерации   не   вправе
   устанавливать   административную   ответственность   за   нарушение
   правил,   имеющих  общефедеральное  значение,  а  также  определять
   порядок рассмотрения дел о нарушении этих правил.
       Между  тем  ст. 3 оспариваемого Закона рассмотрение  таких  дел
   относит к подведомственности административных округов г. Москвы,  в
   то  время  как  в  силу ст. 23.63 КоАП РФ они  отнесены  к  ведению
   органов   по   контролю   за  оборотом  наркотических   средств   и
   психотропных  веществ,  входящих  в  структуру  Федеральной  службы
   Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
       Оставлено  судом без должного внимания положение ст.  2  Закона
   Москвы,     раскрывающее     понятие     "попустительство"      как
   административное  правонарушение.  Под  этим  понимается  допущение
   случаев    незаконного   оборота   или   незаконного    потребления
   наркотических   средств  или  психотропных  веществ   в   помещении
   юридического  лица  или  индивидуального предпринимателя  и  влечет
   наложение административного штрафа.
       Однако    указанная   формулировка   не   содержит    признаков
   административного  правонарушения, понятие которого  дается  в  ст.
   2.1 КоАП РФ.
       Преследуя  цель  привлечения к административной ответственности
   различных  юридических  и  физических  лиц  (предпринимателей)   за
   неоказание     противодействия    и    тем    самым     допустивших
   "попустительство"    незаконному   обороту    указанных    средств,
   законодатель Москвы оставил без внимания следующие обстоятельства.
       Федеральный  закон  N  3-ФЗ  от 08.01.98  в  ст.  7  фактически
   запретил     негосударственным    организациям    и    объединениям
   осуществлять  регулирование в сфере оборота наркотических  средств,
   психотропных  веществ  и в области противодействия  их  незаконному
   обороту.
       Таким  образом,  допуская возможность привлечения  юридического
   лица   к   административной  ответственности   за   попустительство
   незаконному  обороту  или  потреблению  наркотических  средств  или
   психотропных  веществ,  оспариваемый  Закон  Москвы  фактически  не
   указал, в чем же выражается состав данного правонарушения.
       Вместе  с  тем  в силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации  об
   административных      правонарушениях     последним      признается
   противоправное,  виновное  действие (бездействие)  физического  или
   юридического     лица,    за    которое    законодательством     об
   административных   правонарушениях   установлена   административная
   ответственность.
       При  таких  обстоятельствах утверждать, что оспариваемый  Закон
   города     Москвы     не    противоречит    нормам     федерального
   законодательства, у суда оснований не имелось.
       Следовательно,   вывод   суда  об   отказе   в   удовлетворении
   заявленного  ООО "Тимбер СКО" требования о признании  недействующим
   Закона   г.   Москвы   от  08.07.1999  N  29  "Об  административной
   ответственности   за   попустительство  незаконному   обороту   или
   незаконному  потреблению  наркотических  средств  или  психотропных
   веществ"   сделан   на  основании  неправильного  применения   норм
   материального права.
       В   соответствии  с  частью  4  п.  1  ст.  362  ГПК   РФ   это
   обстоятельство расценивается как достаточное основание  для  отмены
   вынесенного по делу решения суда.
       С  учетом  изложенного решение Московского городского  суда  от
   13.10.1999 подлежит отмене.
       Вместе  с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дела  на
   новое   рассмотрение,  принять  новое  решение  об   удовлетворении
   заявления ООО "Тимбер СКО".
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Московского  городского суда от  13.10.2005  отменить,
   вынести  новое решение: признать Закон города Москвы от  08.07.1999
   N   29  "Об  административной  ответственности  за  попустительство
   незаконному   обороту  или  незаконному  потреблению  наркотических
   средств  или психотропных веществ" не действующим со дня вступления
   в силу определения кассационной инстанции.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz