МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2006 г. N АС-599/03
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АВГУСТОВСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЕРЕНЦИЙ В 2006 ГОДУ
Минобрнауки России направляет для использования в работе
Рекомендации по проведению августовских педагогических конференций
в субъектах Российской Федерации в 2006 году по теме "Влияние
приоритетного национального проекта "Образование" на процесс
модернизации региональных и муниципальных образовательных систем".
Заместитель Министра
А.Г.СВИНАРЕНКО
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АВГУСТОВСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ТЕМЕ "ВЛИЯНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ"
1. Основные задачи педагогических конференций "Влияние
приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО)
на процесс модернизации региональных и муниципальных
образовательных систем"
1.1. Информирование педагогической общественности о ходе и
итогах реализации ПНПО в регионе, муниципалитете.
Представление подробной и понятной информации об опыте
реализации ПНПО способствует обеспечению открытости и
прозрачности, становлению гражданского общества.
1.2. Публичное общественное признание достижений лучших
образовательных учреждений.
Общественное признание необходимо для формирования
благоприятной мотивационной среды, стимулирующей активность
участия образовательных учреждений в инновационной деятельности, и
позитивного отношения к успехам образовательных учреждений,
победивших в конкурсе.
Достижение этой цели требует особого внимания к формам подачи
максимально полной и разносторонней информации о победителях
(выставки, стенды, буклеты, печатная продукция и т.д.),
раскрывающей обоснованность победы. Целесообразно показать
"историю успеха".
1.3. Раскрытие перспектив и возможностей системных изменений в
муниципальной, региональной системе образования как ключевых
условий повышения благосостояния граждан и социально-
экономического развития территорий.
Необходимо показать, к каким позитивным институциональным
изменениям приводит реализация ПНПО. Они наблюдаются в усилении
ориентации образовательных учреждений на общественные запросы, их
активности и инновационной культуры, освоении современных
образовательных и управленческих технологий, образцов проектного
менеджмента, расширении общественного участия в управлении
образованием, финансовой самостоятельности образовательных
учреждений, росте ресурсной обеспеченности образования, создании
благоприятных условий для профессионального роста педагогов и т.д.
1.4. Общественно-педагогическое обсуждение планов реализации
ПНПО в 2007 году.
Коллективное обсуждение направлений ПНПО способствует повышению
активности и масштабов участия профессионального и местного
сообщества в ПНПО, информированности о деталях организации ПНПО,
его социально-экономической эффективности, а также формирует
образцы командной работы над проблемами развития образовательной
системы.
1.5. Формулирование запроса на научно-методическую поддержку
образовательных учреждений для участия в ПНПО.
На основе анализа опыта проведения конкурсных процедур в рамках
ПНПО целесообразно выделить типичные трудности участников, с тем
чтобы в дальнейшем обеспечить системную адресную поддержку
образовательного сообщества (методические разработки,
информационные материалы, консультации, обучение и т.д.).
2. Рекомендуемые темы и вопросы для обсуждения
на конференциях
2.1. Анализ передового опыта, образовательной и управленческой
практики образовательных учреждений, активно внедряющих
инновационные образовательные программы и победивших в конкурсе.
2.2. Анализ передового опыта муниципальных образований,
образовательные учреждения которых достигли наибольших успехов в
конкурсе.
2.3. Содержание программ развития образовательных учреждений,
победивших в конкурсе, условия их успешного выполнения.
2.4. Использование опыта образовательных учреждений, победивших
в конкурсе, для проектирования системных изменений в региональной
системе образования.
2.5. Методы распространения опыта деятельности образовательных
учреждений, победивших в конкурсе, со стороны органов управления
образованием и методических служб.
2.6. Использование процедур конкурса лучших учителей для
модернизации системы оплаты труда и аттестации учителей.
2.7. Использование системы критериев конкурсного отбора в
рамках ПНПО для совершенствования региональной системы оценки
качества образования.
2.8. Эффективные меры поддержки творческой, талантливой и
способной молодежи.
2.9. Анализ первых системных эффектов влияния реализации ПНПО
(оценка позитивных эффектов и выработка мер по их усилению в
дальнейшем):
- активизации деятельности органов государственно-общественного
управления образованием;
- развития хозяйственной самостоятельности образовательных
учреждений;
- освоения современных образовательных технологий, включая
информационно-коммуникационные;
- обеспечения доступа в Интернет как средства расширения
информационного поля педагогов;
- активизации инновационной деятельности образовательных
учреждений;
- развития процессов оптимизации сети образовательных
учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования;
- развития проектного подхода к управлению образованием;
- повышения качества воспитательной работы в школе;
- повышения открытости образования для общества, в том числе
через подготовку образовательными учреждениями публичных докладов,
сайтов;
- повышения роли лучших учителей в организации методической
работы с молодыми педагогами;
- развития форм внешней, объективной, прозрачной, общественно-
профессиональной экспертизы и оценки качества образования;
- повышения доступности качественного образования;
- модернизации системы повышения квалификации;
- расширения форм работы с одаренной молодежью.
2.10. Анализ организационного обеспечения реализации ПНПО в
регионе в 2006 году:
- взаимодействия региональных структур ПНПО с федеральным
центром, администрацией региона, муниципальными образованиями,
СМИ, общественностью;
- создания нормативного и методического обеспечения
деятельности коллегиального органа субъекта Российской Федерации
по реализации ПНПО, конкурсных комиссий;
- организации участия общественных институтов в выдвижении
претендентов на конкурс и проведении экспертизы конкурсных
материалов;
- методического обеспечения работы экспертов и участников
конкурса;
- информационного сопровождения хода и результатов ПНПО;
- мониторинга хода реализации проекта;
- состава и содержания базовой конкурсной документации;
- критериальной базы конкурсов и механизмов отбора экспертов;
- организации знакомства с передовым опытом других субъектов
Российской Федерации по реализации ПНПО.
2.11. Проектирование реализации ПНПО в регионе в будущем году.
3. Рекомендуемые формы проведения августовских
педагогических конференций
3.1. Доклады и выступления:
- руководителей региональных и муниципальных образовательных
систем на тему "Реализация ПНПО в 2006 году и его влияние на
модернизацию системы образования региона (муниципального
образования)";
- представителей законодательных органов власти на тему
"Перспективные региональные (муниципальные) проекты в развитие
ПНПО";
- представителей конкурсной комиссии на тему "Анализ опыта
организации конкурсов в рамках ПНПО";
- представителей общественных организаций на тему "Общественная
экспертиза качества образования: опыт участия в ПНПО и возможности
его совершенствования".
3.2. Презентации образовательных учреждений - победителей
конкурса, а также их программ развития, материалов лучших
учителей, проектов талантливой молодежи.
3.3. Круглые столы с представителями общественных экспертов,
конкурсных комиссий по теме "Проблемы и условия качественной
экспертизы инновационной деятельности общеобразовательного
учреждения".
3.4. Мастер-классы руководителей школьных советов на тему "Как
представить свое образовательное учреждение, чтобы победить в
конкурсе".
3.5. Групповое проектирование методов распространения и
усиления положительных эффектов ПНПО в рамках муниципальных
образовательных систем.
3.6. Региональные бизнес-педсоветы.
3.7. Региональные интернет-педсоветы и интернет-форумы.
3.8. Форумы образовательных учреждений и учителей - победителей
конкурсов.
3.9. Форумы гражданских институтов - заявителей на конкурсы в
рамках ПНПО.
Заместитель Директора
Департамента государственной
политики в образовании
Минобрнауки России
И.М.РЕМОРЕНКО
|