Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.05.2006 N 53-Г06-6 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ П. 1 СТ. 6 ЗАКОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" ОТ 17.12.2004 N 13-2804 УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА ПРАВОВОГО АКТА, УСТАНАВЛИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СУБСИДИИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ В ПРЕДЕЛАХ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ И НОРМАТИВОВ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 31 мая 2006 года
   
                                                       Дело N 53-Г06-6
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Калининой Л.А.,
                                                         Маслова А.М.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании кассационную  жалобу
   Совета   администрации  Красноярского  края   об   отмене   решения
   Красноярского  краевого  суда  от 20  февраля  2006  года,  которым
   постановлено:     заявление    прокурора     Красноярского     края
   удовлетворить;      признать      противоречащим       федеральному
   законодательству,  недействующим  и  не  подлежащим  применению   с
   момента вступления решения в законную силу пункт 1 статьи 6  Закона
   Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О  социальной
   поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в  части
   распространения   его   на   педагогических   работников   "краевых
   государственных  и  муниципальных  образовательных  учреждений";  в
   удовлетворении   требований   К.Н.,   К.Г.   и   Н.   о   признании
   противоречащими федеральному законодательству, недействующими и  не
   подлежащими  применению с момента принятия подпункта "а"  пункта  1
   статьи  6  Закона Красноярского края N 13-2804 от 17  декабря  2004
   года   "О  социальной  поддержке  населения  при  оплате  жилья   и
   коммунальных  услуг"  в  части слов "в пределах  социальной  нормы,
   установленной  Законом  края" и подпункта "б"  пункта  1  статьи  6
   названного  Закона края в части слов "в пределах  социальной  нормы
   площади  жилья,  установленной Законом  края,  и  (или)  нормативов
   потребления  коммунальных  услуг, установленных  органами  местного
   самоуправления" отказать.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Калининой  Л.А,  объяснения  Хмелькова С.Б.,  Мубаракшиной  Р.А.  -
   представителей К.Н., возражавших против отмены решения,  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Селяниной
   Н.Я.,  полагавшей  решение  суда  первой  инстанции  оставить   без
   изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года  "О
   социальной  поддержке  населения при оплате  жилья  и  коммунальных
   услуг"  установлены  субсидии лицам,  работающим  и  проживающим  в
   сельской местности.
       Согласно   пункту  1  названной  нормы  Закона   педагогическим
   работникам  краевых государственных и муниципальных образовательных
   учреждений,  краевых  государственных  и  муниципальных  учреждений
   здравоохранения,    краевых   государственных    и    муниципальных
   учреждений (отделений) социального обслуживания населения,  врачам,
   провизорам,  средним  медицинским  и  фармацевтическим   работникам
   краевых      государственных     и     муниципальных     учреждений
   здравоохранения,    краевых   государственных    и    муниципальных
   образовательных     учреждений,    краевых    государственных     и
   муниципальных   учреждений  (отделений)  социального   обслуживания
   населения,  руководителям и специалистам краевых государственных  и
   муниципальных  учреждений  культуры  и  искусства  (за  исключением
   общеотраслевых  должностей  служащих,  перечень  которых  утвержден
   федеральным  органом исполнительной власти), специалистам  культуры
   краевых    государственных    и    муниципальных    образовательных
   учреждений,  краевых  государственных  и  муниципальных  учреждений
   (отделений)   социального  обслуживания  населения,  руководителям,
   психологам,     социологам,    социальным    работникам     краевых
   государственных и муниципальных учреждений (отделений)  социального
   обслуживания  населения,  работающим  и  проживающим   в   сельских
   населенных  пунктах, рабочих поселках (поселках  городского  типа),
   для  которых указанные учреждения являются основным местом  работы,
   предоставляются субсидии в следующих размерах:
       а)  100  процентов  оплаты жилья в пределах  социальной  нормы,
   установленной Законом края;
       б)  100  процентов стоимости электроснабжения и  теплоснабжения
   (отопления),  в том числе приобретения и доставки твердого  топлива
   при  наличии печного отопления в пределах социальной нормы  площади
   жилья,  установленной Законом края, и (или) нормативов  потребления
   коммунальных     услуг,     установленных     органами     местного
   самоуправления.
       Пункт  2 данной статьи гласит, что специалистам государственной
   ветеринарной   службы  Красноярского  края  (кроме   работающих   и
   проживающих   в   краевых   городах),   для   которых    учреждения
   ветеринарной  службы  являются  основным  местом  работы,  а  также
   пенсионерам  из  числа  специалистов  государственной  ветеринарной
   службы   Красноярского   края,  которые  проработали   в   сельских
   населенных   пунктах   не   менее   10   лет   и   проживают   там,
   предоставляются  субсидии, предусмотренные  в  пункте  1  настоящей
   статьи.
       Прокурор  Красноярского края обратился в  Красноярский  краевой
   суд  с  заявлением  о  признании  не  соответствующим  федеральному
   законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт  1
   названной  нормы  в  части слов "педагогическим работникам  краевых
   государственных и муниципальных образовательных учреждений".
       В  обоснование  заявления  прокурор  указал,  что  установление
   размера  субсидий педагогическим работникам краевых государственных
   и   муниципальных  образовательных  учреждений  лишь   в   пределах
   социальной   нормы   противоречит  статье  55   Закона   Российской
   Федерации   "Об   образовании",  в  силу   которой   педагогические
   работники   образовательных   учреждений   в   сельской   местности
   пользуются  правом  на  бесплатную жилую  площадь  с  отоплением  и
   освещением.
       К.Н.,  К.Г.  и  Н. обратились в суд с заявлениями  о  признании
   противоречащими федеральному законодательству, недействующими и  не
   подлежащими  применению подпунктов "а" и  "б"  пункта  1  статьи  6
   Закона  Красноярского  края  в части слов  "в  пределах  социальной
   нормы,  установленной Законом края" и "в пределах социальной  нормы
   площади  жилья,  установленной Законом  края,  и  (или)  нормативов
   потребления  коммунальных  услуг, установленных  органами  местного
   самоуправления",   сославшись   на   нарушение   их    права    как
   педагогических  работников, проживающих в  сельской  местности,  на
   бесплатную    жилую    площадь   с   отоплением    и    освещением,
   гарантированного Законом Российской Федерации "Об образовании".
       Красноярским краевым судом постановлено указанное выше решение.
       В  кассационной  жалобе Совет администрации Красноярского  края
   просит  решение  отменит, как незаконное и необоснованное,  вынести
   новое   решение,  которым  отказать  в  удовлетворении   заявленных
   требований прокурора.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия  по гражданским делам не находит  оснований  для
   отмены решения.
       Согласно абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации
   "Об    образовании"   педагогические   работники    образовательных
   учреждений  пользуются  правом  на  бесплатную  жилую   площадь   с
   отоплением  и  освещением  в сельской местности,  рабочих  поселках
   (поселках  городского  типа),  данное  право  не  отменено   и   не
   изменено,   каких-либо  полномочий,  направленных  на  установление
   ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам  Федерации
   не предоставлено.
       Поэтому     законодатель    Красноярского    края,    установив
   педагогическим работникам в сельской местности субсидии  по  оплате
   жилья  в  пределах  социальной нормы и нормативов  потребления,  по
   сути,  лишил названную категорию граждан права на бесплатную  жилую
   площадь  с  отоплением и освещением, гарантированного вышеназванным
   Федеральным  законом,  и  тем  самым  ухудшил  их  положение,   что
   противоречит  статье  153 Федерального закона Российской  Федерации
   от  22  августа  2004 года "О внесении изменений в  законодательные
   акты  Российской Федерации и признании утратившими  силу  некоторых
   законодательных  актов Российской Федерации  в  связи  с  принятием
   Федеральных   законов  "О  внесении  изменений   и   дополнений   в
   Федеральный  закон "Об общих принципах организации  законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" и "Об общих принципах  организации
   местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу  которой
   при  изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации  льгот
   и   выплат,  предоставлявшихся  отдельным  категориям  граждан   до
   указанной  даты  в  натуральной форме,  условия  предоставления  не
   могут быть ухудшены.
       При  таких  обстоятельствах  выводы  суда  первой  инстанции  о
   противоречии  федеральному законодательству,  положенные  в  основу
   решения, являются законными и обоснованными.
       Установив,  что оспариваемый нормативный правовой акт  или  его
   часть  противоречит  федеральному закону либо другому  нормативному
   правовому  акту,  имеющим большую юридическую  силу,  суд  признает
   нормативный правовой акт не действующим полностью или  в  части  со
   дня  его  принятия  или  иного указанного судом  времени  (часть  2
   статьи 253 ГПК РФ).
       Доводы  кассационной жалобы о том, что субсидии,  установленные
   Законом  Красноярского  края,  носят  характер  дополнительных  мер
   социальной  поддержки и социальной помощи для  отдельных  категорий
   граждан  (в  том  числе  и  для  педагогических  работников),   вне
   зависимости   от   наличия   в   федеральных   законах   положений,
   устанавливающих   указанное  право,  не  имеют  юридической   силы,
   поскольку  из  оспариваемых положений такая целевая  направленность
   не просматривается.
       Нельзя  принять  во  внимание и суждение  Совета  администрации
   Красноярского  края  о том, что в действующем  законодательстве,  в
   частности в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999  года
   N   184-ФЗ   "Об   общих   принципах  организации   законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации", отсутствует  полномочие  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивать
   бесплатное   предоставление  жилого  помещения   с   отоплением   и
   освещением педагогическим работникам образовательных учреждений.
       Как уже отмечалось, по смыслу статьи 153 Федерального закона от
   22  августа  2004 года N 122-ФЗ изменение механизма  предоставления
   социальных  гарантий  не должно вести к отмене  этих  гарантий  или
   существенному    снижению    ранее    достигнутого    уровня     их
   предоставления,   а   поэтому  сохраняется   обязанность   субъекта
   Российской   Федерации  при  реализации  полномочий  по  социальной
   поддержке   и  социальному  обслуживанию  граждан,  находящихся   в
   трудной   жизненной   ситуации,  сохранить  минимальный   (базовый)
   уровень  жизни,  установленный  Законом  Российской  Федерации  "Об
   образовании".
       Не   могут   повлиять  на  отмену  решения  и   доводы   Совета
   администрации  Красноярского  края  о  том,  что  мера   социальной
   поддержки,  предусмотренная абзацем 3  части  5  статьи  55  Закона
   Российской   Федерации   "Об   образовании",   является   расходным
   обязательством   Российской  Федерации,  в  силу  чего   финансовые
   средства   на  ее  обеспечение  должны  предусматриваться  ежегодно
   Федеральным  законом  "О  федеральном  бюджете  на  соответствующий
   финансовый  год",  а  не  Законом  субъекта  Российской  Федерации,
   поскольку    характеризуют   межбюджетные   отношения    Российской
   Федерации и Хабаровского края.
       Решение в части отказа в удовлетворении заявлений К.Н., К.Г.  и
   Н. заинтересованными лицами не оспаривается.
       Доводы  суда  первой  инстанции в этой части  решения  Судебная
   коллегия находит обоснованными, а решение - законным.
       Исходя из того, что пункт 1 статьи 6 Закона Красноярского  края
   "О  социальной поддержке населения при оплате жилья и  коммунальных
   услуг"  в  части  слов "а) 100 процентов оплаты  жилья  в  пределах
   социальной  нормы,  установленной Законом края;  б)  100  процентов
   стоимости  электроснабжения  и теплоснабжения  (отопления),  в  том
   числе  приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного
   отопления,    в   пределах   социальной   нормы   площади    жилья,
   установленной   Законом   края,  и  (или)  нормативов   потребления
   коммунальных     услуг,     установленных     органами     местного
   самоуправления"   распространяется  не  только  на   педагогических
   работников,  но  и  на  другие  категории  граждан,  суд  правильно
   отказал заявителям в удовлетворении их заявления".
       На  основании  изложенного,  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РФ,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Красноярского краевого суда от 20  февраля  2006  года
   оставить  без изменения, а кассационную жалобу Совета администрации
   Красноярского края - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz