Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.05.2006 N 74-Г06-9 ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ Ч. 1 СТ. 22 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О РОДОВОЙ, РОДОПЛЕМЕННОЙ КОЧЕВОЙ ОБЩИНЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА" ОТ 17.10.2003 82-3 N 175111 УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВОЗЛАГАЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 31 мая 2006 года
   
                                                       Дело N 74-Г06-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора  Республики  Саха  (Якутия) о  признании  противоречащими
   федеральному законодательству и недействующими отдельных  положений
   Закона  Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября  2003
   года    "О   родовой,   родоплеменной   кочевой   общине   коренных
   малочисленных   народов  Севера"  по  кассационному   представлению
   прокурора  Республики  Саха  (Якутия) на  решение  Верховного  Суда
   Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова   В.П.,  заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской Федерации Федотовой А.В. об отмене решения суда в  части
   отказа в удовлетворении требований прокурора, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился  в  Верховный  Суд
   Республики  Саха  (Якутия) с заявлением о признании  недействующими
   отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N  175-111
   от  17  октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой  общине
   коренных   малочисленных  народов  Севера"  ввиду  их  противоречия
   федеральному закону.
       Решением  Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от  1  марта
   2006   года  постановлено:  заявление  прокурора  Республики   Саха
   (Якутия) удовлетворить частично.
       Признать  ч. 1 п. п. "а", "б", "в" ст. 1; ч. 3. ст. 2 в  части;
   ч.  4  п. "б" ст. 6 в части; п. п. "а", "б", "г" ч. 5 ст. 6; ч.  ч.
   1,  2, 3 ст. 12; ч. ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч.
   2  ст.  24; ч. 1 ст. 25; ч. ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики  Саха
   (Якутия)   "О   родовой,  родоплеменной  кочевой  общине   коренных
   малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3  N  175-
   111 недействующими с момента вступления решения в законную силу.
       В  части  удовлетворения ст. 6 ч. 1 и 3 в части; ч.  1  ст.  22
   Закона Республики Саха (Якутия) отказать.
       В  кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения
   в  части  отказа в удовлетворении заявления прокурора  о  признании
   недействующими ч. ч. 1, 3 ст. 6 в части, ч. 1 ст. 22  оспариваемого
   Закона ввиду неправильного применения норм материального права.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда Российской Федерации приходит к следующему.
       Суд  в  своем  решении  сделал  правильный  вывод  о  признании
   недействующими ч. 1 п. п. "а", "б", "в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в  части;
   ч.  4  п. "б" ст. 6 в части; п. п. "а", "б", "г" ч. 5 ст. 6; ч.  ч.
   1,  2, 3 ст. 12; ч. ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч.
   2  ст.  24;  ч.  1  ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики  Саха
   (Якутия)   "О   родовой,  родоплеменной  кочевой  общине   коренных
   малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3  N  175-
   111.
       Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения
   суда  первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной
   жалобе.
       Нормами  ст.  14 Федерального закона N 104-ФЗ от 20  июля  2000
   года  "Об общих принципах организации малочисленных народов севера,
   Сибири  и  Дальнего Востока РФ" предусмотрено, что  общее  собрание
   рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.
       К  основным вопросам деятельности общего собрания членов общины
   относится  принятие  устава  общины;  избрание  правления  (совета)
   общины  и  его  председателя; принятие новых членов; исключение  из
   общины;   определение  основных  направлений  деятельности  общины;
   избрание  ревизионной комиссии; принятие решений  о  реорганизации,
   ликвидации  и самороспуске общины; утверждение решений председателя
   правления (совета) общины.
       Уставом  общины  малочисленных  народов  к  полномочиям  общего
   собрания  (схода)  членов общины малочисленных народов  могут  быть
   отнесены   и   другие  вопросы  деятельности  общины  малочисленных
   народов.
       Статьей 6 ч. 1 Закона Республики Саха (Якутия) установлено, что
   общее   собрание  (сход)  общины  правомочно  решать  все   вопросы
   производственного, социально-культурного развития общины.
       Нормами  ч. 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) перечислены
   аналогичные    вышеуказанному   федеральному   закону   направления
   деятельности общины.
       Таким  образом, ограничений компетенции общего собрания общины,
   как усматривается из содержания оспариваемых норм, не имеется.
       Доводы кассационного представления о том, что указанный в ч. ч.
   1  и  3  ст.  6 Закона Республики Саха (Якутия) перечень  вопросов,
   который  вправе решить высший орган управления общины, ограничивает
   компетенцию  общего  собрания,  нарушает  их  права,   основан   на
   неправильном толковании норм материального права.
       Отказывая  в  удовлетворении требований прокурора  о  признании
   недействующей  ч.  1  ст. 22 Закона Республики Саха  (Якутия),  суд
   сослался  на  то, что данной нормой установлено общее  положение  и
   ничьих прав и законных интересов не нарушает.
       Однако  Судебная коллегия считает, что данный вывод суда нельзя
   признать правильным.
       Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-
   111  от  17  октября  2003 года "О родовой,  родоплеменной  кочевой
   общине    коренных    малочисленных    народов    Севера"    община
   самостоятельно    определяет   направления   своей    деятельности,
   структуру  и объемы производства, при этом обеспечивает сохранность
   и  воспроизводство домашнего оленя, диких копытных животных, пушных
   зверей и промысловых рыб.
       Требование,    предусматривающее    обязанность    обеспечивать
   сохранность  и  воспроизводство  домашнего  оленя,  диких  копытных
   животных, пушных зверей и промысловых рыб, ущемляет права общин  на
   самостоятельность,  предусмотренные в ст. 7 Федерального  закона  N
   104-ФЗ  от  20  июля  2000  года  "Об общих  принципах  организации
   коренных  малочисленных народов Севера, Сибири и  Дальнего  Востока
   РФ".
       В  соответствии  со  ст. 7 вышеуказанного  Федерального  закона
   органы  государственной  власти РФ, органы  государственной  власти
   субъектов  РФ, органы местного самоуправления, их должностные  лица
   не  вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных  народов,
   нарушать самостоятельность союзов общин малочисленных народов.
       Право   самостоятельности  участников   гражданских   отношений
   предусмотрено ст. 2 ГК РФ.
       В  соответствии  со  ст.  17  "Об общих  принципах  организации
   коренных  малочисленных народов Севера, Сибири и  Дальнего  Востока
   РФ"   общины   вправе   самостоятельно  владеть,   пользоваться   и
   распоряжаться  своей собственностью, к которой  относятся  домашние
   животные.
       Правоотношения  в  сфере  охраны  и  воспроизводства   объектов
   животного  мира,  находящихся  в  состоянии  естественной  свободы,
   регулируются Федеральным законом "О животном мире".
       Согласно ст. 4 вышеназванного Федерального закона животный  мир
   в     пределах    территории    Российской    Федерации    является
   государственной собственностью.
       Таким  образом,  обязанность и задача по обеспечению  охраны  и
   воспроизводства животного мира возложена на государство.
       Статьями   6,   13   Федерального  закона  "О  животном   мире"
   установлено,  что  к  полномочиям  органов  государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации, осуществляемым за  счет  субвенций
   из   федерального   бюджета,  относится  охрана  и  воспроизводство
   объектов  животного мира, за исключением объектов,  находящихся  на
   особо охраняемых природных территориях федерального значения.
       Организация и осуществление охраны, регулирование использования
   объектов   животного  мира  на  территории  Российской   Федерации,
   континентальном   шельфе,  в  исключительной   экономической   зоне
   Российской   Федерации  отнесены  к  основным  функциям  специально
   уполномоченных   органов  по  охране,  контролю   и   регулированию
   использования объектов животного мира и среды их обитания.
       Анализ ст. ст. 33, 35, 40 Федерального закона "О животном мире"
   свидетельствует   о   том,   что   пользование    животным    миром
   осуществляется   в   комплексе  с  системой   мер   по   охране   и
   воспроизводству объектов животного мира на условиях и  в  пределах,
   установленных   законом,   лицензией   и   договором   с    органом
   государственной     власти,     предоставляющим     соответствующую
   территорию,   акваторию  для  осуществления  пользования   животным
   миром.
       Возложение   обязанностей  на  общины  коренных   малочисленных
   народов   Севера   по  обеспечению  сохранности  и  воспроизводства
   объектов  животного мира (диких копытных животных, пушных зверей  и
   промысловых   рыб)   является   неправомерным,   поскольку    такие
   обязанности      федеральным     законодательством      возлагаются
   исключительно  на пользователей животного мира в качестве  условия,
   предусмотренного соответствующей лицензией и договором.
       Решение  Верховного Суда Республики Саха (Якутия)  от  1  марта
   2006  года  в части отказа прокурору в удовлетворении требований  о
   признании противоречащим федеральному законодательству ч. 1 ст.  22
   Закона  Республики  Саха (Якутия) является  незаконным  и  подлежит
   отмене.
       Судебная  коллегия считает, что имеются основания, не передавая
   дело  на  новое рассмотрение, принять новое решение в этой части  о
   признании  недействующей  ч.  1  ст.  22  Закона  Республики   Саха
   (Якутия)  82-3  N  175-111  от 17 октября  2003  года  "О  родовой,
   родоплеменной   кочевой   общине  коренных  малочисленных   народов
   Севера" с момента вступления данного решения в законную силу.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Саха (Якутия)  от  1  марта
   2006  года  в  части отказа в удовлетворении заявленных  требований
   прокурора  о признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона  Республики
   Саха (Якутия) отменить.
       Принять новое решение, которым признать недействующей ч. 1  ст.
   22  Закона  Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от  17  октября
   2003   года  "О  родовой,  родоплеменной  кочевой  общине  коренных
   малочисленных народов Севера" со дня вступления данного  решения  в
   законную силу.
       Это  же  решение  в остальной части оставить без  изменения,  а
   кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz