Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УТВ. МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ 26.05.2006 N 2813-ВС)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                                  Заместитель Министра
                                                       здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                        В.И.СТАРОДУБОВ
                                              26 мая 2006 г. N 2813-ВС
   
            ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
         ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
                                   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
   
                               Аннотация
   
       Рекомендуются    методологические   подходы    к    обеспечению
   медицинскими     кадрами    лечебно-профилактических     учреждений
   первичного    звена   здравоохранения,   научно   обоснованные    и
   апробированные субъектами Российской Федерации в ходе  модернизации
   охраны   здоровья   населения.  Определены   основные   направления
   развития  кадрового потенциала первичной медико-санитарной  помощи,
   в  частности  в  сельской  местности, за  счет  улучшения  качества
   подготовки   и   повышения  квалификации  медицинских   работников,
   организации   общей   врачебной   практики   (семейной   медицины),
   закрепления, оценки и оплаты труда медицинских работников.
       В  соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 503  от
   11.08.05  рабочую  группу  по разработке Методических  рекомендаций
   составили:
       сопредседатели:
       Володин    Н.Н.,    директор   Департамента    фармацевтической
   деятельности,    обеспечения    благополучия    человека,    науки,
   образования Минздравсоцразвития России;
       Сергиенко   В.И.   -   заместитель  руководителя   Федерального
   агентства по здравоохранению и социальному развитию;
       члены рабочей группы:
       Владимиров  В.Г.,  Калинкин М.Н., Ковалерский  Г.М.,  Михайлова
   Ю.В., С.И. Шляфер.
       В  разработке  участвовали сотрудники ФГУ  ЦНИИ  организации  и
   информатизации здравоохранения Росздрава (директор проф.  Михайлова
   Ю.В.)  и  представители субъектов Российской Федерации:  Сон  И.М.,
   Сохов  С.Т.,  Магнитский В.А., Калининская А.А.,  Калашников  В.В.,
   Матвеев  Э.Н.,  Сковердяк Л.А., Кайгородова Т.В.,  Михеев  П.А.,  а
   также  Вялкова  Г.М., Денисов И.Н., Замахаев С.А., Кобылкина  Т.С.,
   Кожевников  В.В., Лухачевский С.Е., Назаров В.И., Семенченко  Е.Г.,
   Шестаков М.Г.
       Методические     рекомендации    предназначены    организаторам
   здравоохранения  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных
   образований,   руководителям  лечебно-профилактических   учреждений
   первичного  звена,  научным сотрудникам и преподавателям  высших  и
   средних учебных заведений медицинского профиля.
   
       1. Введение.
       Одной  из  главных  причин  низкого уровня  здоровья  населения
   России  остается  неэффективность  отечественного  здравоохранения,
   которое  не отвечает реалиям рыночной экономики. Проблемы в  охране
   здоровья граждан страны накапливаются.
       В  значительной  мере  они  связаны  с  состоянием  медицинских
   кадров.
       Они  неравномерно распределены по субъектам Федерации и  внутри
   административных  территорий,  в  частности  городской  и  сельской
   местности.
       Не отвечает современным требованиям соотношение числа врачей  и
   средних  медицинских  работников. Даже для  врачей  общей  практики
   (семейных) оно составляет 1:1,5 вместо 1:2 - 3.
       Сохраняется   диспропорция   соотношения   числа   специалистов
   лечебного   профиля  и  диагностического  блока,  а  также   врачей
   первичного звена обслуживания пациентов и врачей-специалистов.
       Несовершенна  нормативно-правовая  база  кадрового  обеспечения
   здравоохранения.   Оплата   труда   не   стимулирует   работу    по
   профилактике   и   лечению.  Не  определены   пределы   численности
   обслуживаемого  населения.  Неудовлетворительно  медико-техническое
   оснащение   и   информационное  обеспечение  рабочего   места.   Не
   отработан    уровень   обучения   и   квалификационных   экзаменов.
   Канцелярская работа занимает до 30 - 40% рабочего времени врача.
       В   результате   доступность  адекватной   медицинской   помощи
   уменьшилась  для большинства граждан страны. Качество  медицинского
   обслуживания  ухудшается  несмотря на рост должностей  медицинского
   персонала и затрат на предоставляемые услуги.
       Президент   Российской   Федерации  Путин   В.В.   неоднократно
   декларирует  здоровье  нации в качестве приоритета  государственной
   политики  страны.  Здравоохранение  занимает  важное  место   среди
   национальных проектов. В Посланиях Президента Российской  Федерации
   определена  необходимость его модернизации, которая стала  основным
   направлением развития отрасли на ближайшие годы.
       "Главная   цель  модернизации  российского  здравоохранения   -
   повышение  доступности и качества медицинской  помощи  для  широких
   слоев  населения,  гарантии  бесплатной медицинской  помощи  должны
   быть  общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны  быть
   выработаны  и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным
   перечнем  лечебно-диагностических процедур и лекарств,  а  также  с
   минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи".
       Результативность  и эффективность работы в этом  направлении  в
   значительной  степени определяются кадровым потенциалом.  Вместе  с
   тем  деформация экономического и демографического развития  страны,
   ухудшение  материального и снижение культурного уровня значительной
   части     населения,    разрушение    основополагающих    принципов
   медицинского  обслуживания  нарушило  динамику  развития   кадровых
   ресурсов в разных экономо-географических зонах страны.
       Разделение   полномочий  государственной  власти  федерального,
   регионального   и   муниципального   уровней   изменило    условия,
   требования  и  подходы  к  подготовке, квалификации  и  закреплению
   кадров здравоохранения. Перестройка идет в направлении перехода  от
   оплаты   факта  существования  учреждения  и  должности  к   оплате
   качества и объемом реально оказываемых населению услуг.
       Одновременно  решается  ключевое противоречие  между  первичным
   звеном  здравоохранения и стационарным этапом. Объем финансирования
   амбулаторно-поликлинического обслуживания  80%  заболевших  до  сих
   пор   не   превышает  40%  расходов  здравоохранения,   тогда   как
   стационарный    этап   (для   20%   заболевших)   потребляет    60%
   ассигнований.  Диспропорции  финансирования  ограничивают  развитие
   материально-технической   базы   и   внедрение   ресурсосберегающих
   технологий помощи на до- и постгоспитальном этапах.
   
       2.  Первичная медико-санитарная помощь - основной, доступный  и
   бесплатный   для   каждого  гражданина  России   вид   медицинского
   обслуживания.
       2.1.  Основные  подходы  Всемирной организации  здравоохранения
   (ВОЗ)  к  развитию  первичной медико-санитарной помощи  (ПМСП)  как
   ключевого   элемента   здравоохранения   определены   Международной
   конференцией  в Алма-Ате в 1978 г. До сих пор сохраняют  значимость
   установки на организацию адекватного обслуживания, приемлемого  для
   населения,  доступного  материально,  а  также  профессионально   и
   научно обоснованного.
       По определению Большой медицинской энциклопедии 1992 г. система
   первичной  медицинской  помощи включает  поликлиники,  здравпункты,
   медсанчасти, скорую и неотложную помощь, родовспоможение,  а  также
   частично  стационары,  куда  первично обращаются  или  доставляются
   пациенты.  К  ней относятся также фельдшерские (ФП) и  фельдшерско-
   акушерские   пункты  (ФАП),  врачебные  амбулатории  и   участковые
   больницы сельской местности.
       В  2003  году  56  сессией Всемирной ассамблеи  здравоохранения
   подтвержден  приоритет ПМСП для деятельности ВОЗ. Реализация  этого
   направления  обеспечивается ресурсами с целью уменьшить неравенство
   в  охране  здоровья; укрепить кадровый потенциал;  вовлечь  местные
   общины  и  добровольные  группы,  а также  научными  исследованиями
   методов  мониторинга,  укрепления ПМСП в рамках  здравоохранения  в
   целом.    В    Европе   ПМСП   определяется   как    предоставление
   диагностических   и   лечебных   услуг,   часто   в   сочетании   с
   профилактикой  заболеваний,  дополняемое  услугами  по   укреплению
   здоровья и реабилитации.
       Приказ Минздравсоцразвития РФ N 487 от 29.07.05 определил  ПМСП
   как  комплекс профилактических, лечебно-диагностических, санитарно-
   эпидемиологических   (в   пределах  установленных   полномочий)   и
   реабилитационных  мероприятий, оказываемых  населению  медицинскими
   работниками    в    амбулаторно-поликлинических,    больничных    и
   стационарно-поликлинических       учреждениях       здравоохранения
   муниципального района и городского округа.
       В  этих  учреждениях работает персонал, в т.ч. врачи и  средние
   медицинские работники функционально различного назначения;
       -   лечебного  профиля  -  персонал  амбулаторного  приема  для
   взрослых   и   детей,   скорой  и  неотложной  помощи,   учреждений
   родовспоможения,  приемных покоев больниц,  обеспечивающий  лечение
   обратившихся за помощью больных при первом контакте с  ними.  Среди
   них  выделяется  подгруппа  усиления - заведующие  отделениями,  их
   заместители, врачи и средний медицинский персонал цехового  приема,
   военных комиссариатов, травмопунктов;
       -    параклиники    -   персонал   лечебно-вспомогательных    и
   диагностических подразделений;
       -   управления   -  руководители  медицинских  учреждений,   их
   заместители, методисты, статистики;
       -   группа   средних  медицинских  работников,   самостоятельно
   обслуживающих  население: фельдшеры, медицинские сестры,  акушерки,
   зубные врачи.
       Развитие  первичной  медико-санитарной помощи  в  муниципальном
   здравоохранении повышает ее доступность; сокращает  дублирование  в
   работе;  позволяет интегрировать неотложную помощь в систему  общей
   врачебной  практики,  определяет  развитие  стационарной  и  скорой
   медицинской  помощи.  Она  оказывается  бесплатно  при  состояниях,
   требующих   срочного  медицинского  вмешательства,  независимо   от
   подчиненности и собственности.
       Работники этой системы проводят:
       -  профилактику  и лечение наиболее распространенных  болезней,
   травм, отравлений и других неотложных состояний;
       - санитарно-гигиеническое образование населения.
       Первичная   медико-санитарная   помощь   гражданам   Российской
   Федерации  оказывается,  в основном, по месту  их  жительства,  как
   правило, учреждениями муниципальной системы здравоохранения, но  ее
   на  основе  договоров со страховыми организациями  могут  оказывать
   учреждения и другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные.
       2.2.  Состояние  кадровых  ресурсов  ПМСП  -  слабое  звено   в
   управлении здравоохранением.
       Как показывают отчетные данные, обеспеченность населения России
   врачами  составила  42,4  на  10 тыс. нас.,  средними  медицинскими
   работниками  - 95,6, в т.ч. фельдшерами - 10,4; акушерками  -  4,6.
   Соотношение   числа   врачей  и  средних   медицинских   работников
   варьирует   в   зависимости  от  типа  учреждения.  В  амбулаторно-
   поликлинических  учреждениях  оно  составляет  1:2,2;  в  скорой  и
   неотложной  помощи  -  1:2,5;  в дневных  стационарах  амбулаторно-
   поликлинических  учреждений  -  1:1,7,  тогда  как  в   стационарах
   круглосуточного пребывания - 1:3,8.
       Обеспечение  медицинскими работниками  населения  по  субъектам
   Российской Федерации и внутри них различается, но отмечается  общая
   тенденция  к  их сокращению. В первичном звене врачебные  должности
   начинают  замещать специалисты со средним медицинским образованием.
   Пополнение  кадрами  вдвое меньше убыли. Высока  доля  пенсионеров.
   Характер   и   глубина  подготовки  специалистов  не  соответствует
   потребностям   практического  здравоохранения.   Создался   дефицит
   кадров  на  приоритетных  направлениях первичной  медико-санитарной
   помощи.    Сохраняется    тенденция   кадров    к    специализации.
   Квалифицированные    специалисты   концентрируются    в    городах.
   Сокращаются  возможности  профессиональной  реализации,   повышения
   квалификации и социальных гарантий.
       Расширение внебольничной помощи предполагает:
       -  создание консультативно-диагностических и лечебных центров с
   отделениями   медико-социальной  реабилитации,  ухода,  малокоечных
   дневных  стационаров  при  амбулаториях,  поликлиниках,  отделениях
   общеврачебной    практики,   отделений    амбулаторной    хирургии,
   профилактической помощи матери и ребенку, стационаров на дому;
       -    организацию   различных   видов   общеврачебной   практики
   (индивидуальной,   групповой,   центров   семейной   медицины)    с
   круглосуточным оказанием медицинской помощи из расчета 1200 -  1500
   человек  на 1 врача и 2 средних медицинских работников. В  сельской
   местности   преобладает   индивидуальная   практика,   в    крупных
   муниципальных  образованиях на базе сельских врачебных  амбулаторий
   организуется групповая;
       - создание школ профилактики для населения.
       Мероприятия по развитию кадрового потенциала включают:
       - мониторинг и анализ использования медицинских кадров, а также
   прогнозирование  развития кадрового потенциала  в  первичном  звене
   здравоохранения;
       -  определение  потребности  в  кадрах  с  учетом  текучести  и
   естественной убыли их;
       -   рационализацию  использования  трудовых  ресурсов  за  счет
   переподготовки  и  трудоустройства работников,  высвобождающихся  в
   ходе реструктуризации сети медицинских учреждений.
       Чтобы  решить  эти  задачи, органы управления  здравоохранением
   субъекта Федерации активизируют:
       -   контроль   соблюдения   Федерального   и   территориального
   законодательства  и  подзаконных актов по здравоохранению  в  части
   использования  кадрового  потенциала и  повышения  профессиональной
   подготовки работников;
       -  улучшение  подготовки  и повышение  квалификации  кадров  на
   основе   договора  с  высшими  и  средними  специальными   учебными
   заведениями  как  на территории субъекта Федерации,  так  и  других
   регионов;
       -  контроль  занятости медицинских работников и трудоустройство
   молодых  специалистов в соответствии с Договором о трудоустройстве.
   Приоритетное укомплектование учреждений сельского здравоохранения;
       -    взаимодействие   со   Службой   занятости   населения    в
   переподготовке  высвобождаемых  медицинских  работников  перед   их
   трудоустройством и обеспечении занятости работников,  прибывших  из
   других регионов.
       Сохранение и закрепление трудового потенциала, в т.ч. в системе
   первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает:
       -      взаимодействие     организационных,     образовательных,
   нравственных,    социально-психологических,    нормативно-правовых,
   информационных,   научно-методических,   финансово-материальных   и
   других   механизмов   в  ходе  подготовки  и   работы   медицинских
   работников;
       - контрактная форма подготовки кадров;
       - совершенствование нормативной базы, регулирующей оплату труда
   медицинских  работников, гарантии сроков ее  выплаты,  материальное
   стимулирование    медицинской   деятельности   в    неблагоприятных
   условиях;
       -   решение  социально-бытовых  проблем,  создание  современных
   рабочих   мест,  поддержание  авторитета  профессии  и  возможность
   профессионального   роста  (в  клинике,  ординатуре,   аспирантуре)
   независимо  от  подчиненности учреждения, где работает  медицинский
   работник - федеральное, региональное или муниципальное.
       Качество  медицинского обслуживания как соответствие получаемой
   пациентом помощи его потребностям и ожиданиям, современному  уровню
   науки   и   применяемых   технологий  оздоровления   обеспечивается
   оптимизацией   использования   ресурсов,   внедрением   современных
   технологий    обслуживания,    мониторированием    результатов    с
   последующей коррекцией предпринимаемых мер.
       Проблема доступности амбулаторно-поликлинической, стационарной,
   скорой  и неотложной медицинской помощи для населения решается  как
   на  уровне  первичной медицинской помощи, так и специализированной.
   Решение  должно учитывать характер расселения жителей,  особенности
   проживания в городской или сельской местности.
       Качество медицинской помощи оценивается сопоставлением реальной
   ситуации со стандартами:
       -   обеспечения   здравоохранения   кадровыми,   материальными,
   финансовыми, информационными ресурсами;
       -   используемых   лечебно-диагностических,   профилактических,
   реабилитационных, организационных, производственных технологий;
       - медицинской, социальной, экономической эффективности.
       С проблемой качества медицинской помощи тесно связаны вопросы:
       -   аккредитации   -   определение  соответствия   медицинского
   учреждения установленным профессиональным стандартам;
       -   лицензирования  -  документальное  подтверждение   органами
   исполнительной  власти  права  учреждения  заниматься  определенным
   видом медицинской деятельности;
       -  сертификации  -  утверждение  третьей  независимой  стороной
   соответствия    медицинских   услуг   требованиям   нормативов    и
   стандартов.
       Перераспределение  в  ходе  реструктуризации  сети   учреждений
   ресурсов  внутри  этапов и между ними, между уровнями  медицинского
   обслуживания  с  учетом  вида и интенсивности  оказываемой  помощи,
   лечебно-диагностической  эффективности  ее,  а  также  сложившегося
   ресурсного обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП.
       Доступность  для граждан возможности сохранить и укрепить  свое
   здоровье обеспечивается по этапам:
       -   определение   потребности  населения  в  конкретных   видах
   первичной и специализированной медицинской помощи;
       -   структурные  преобразования  сети  медицинских   учреждений
   муниципального, субъектов Федерации и федерального подчинения.
       Содержанием этих этапов является:
       а)  расширение  объемов  первичной помощи,  оказываемой  врачом
   общей   практики,   сокращение  (с  учетом  местных   возможностей)
   стационарных  коек  круглосуточного  пребывания  при  одновременном
   создании  поликлинических  консультативно-диагностических  центров,
   межрайонных центров специализированной помощи;
       б)  развитие  стационарзамещающих  учреждений  с  обслуживанием
   больных  средним  медицинским персоналом  на  дому,  в  стационарах
   одного дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах.
       Реструктуризация требует первоначальных финансовых  вложений  в
   организацию  дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии,  в
   оснащение    кабинетов   общей   врачебной   практики.    Средства,
   высвобождаемые  в  ходе ее проведения, целесообразно  сохранять  за
   учреждением     для    расширения    его    лечебно-диагностических
   возможностей,  повышения  заработной  платы  персонала,  укрепления
   медико-технической и материально-технической базы.
       Качество и эффективность работы кадров ПМСП повышают:
       -  информационное  обеспечение  врачей  и  средних  медицинских
   работников;
       -  укрепление  связей  офисов врачей общей  практики  (семейных
   врачей)  (ВОП/СВ)  с органами местного самоуправления,  а  также  с
   консультативными   центрами  и  медицинскими   учреждениями   более
   высокого уровня с внедрением телемедицины;
       -   формирование  у  медицинской  общественности  и   населения
   установок на внедрение и развитие семейной медицины;
       -   использование  стандартов  диагностического   обследования,
   лечения и реабилитации на этапе первичного звена;
       -  частичное или полное фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает
   его   ответственность  за  здоровье  прикрепленного   населения   и
   повышает материальную заинтересованность:
       а)   в   оптимизации   объемов   стационарной   помощи,   когда
   круглосуточное  наблюдение  определяет  только  тяжелое   состояние
   пациента;
       б)  в привлечении к оказанию отдельных видов специализированной
   помощи межрайонных центров.
   
       3.  Главная,  ключевая цель кадровой политики в здравоохранении
   Российской Федерации.
       3.1.  Стержень модернизации ПМСП - организация общей  врачебной
   практики.
       Накопленный  практический  опыт  подтверждает,  что   внедрение
   ВОП/СВ  с одновременной реорганизацией амбулаторно-поликлинического
   сектора здравоохранения повышает доступность догоспитального  этапа
   медицинской   помощи.  Увеличивается  ее  объем,  охват   населения
   иммунопрофилактикой,  медицинскими  осмотрами  и  диспансеризацией.
   При  этом  уменьшается количество вызовов скорой помощи, повышается
   качество   и   обеспечивается  непрерывность  оказания  медицинской
   помощи,  оптимизируется использование наличных ресурсов.  Почти  на
   40%  сокращается  число больных, направляемых на специализированные
   консультативные  амбулаторные  приемы  (за  счет  уменьшения  числа
   непрофильных    пациентов).   Это   улучшает    условия    оказания
   специализированной амбулаторной помощи. ВОП/СВ могут взять на  себя
   до   50%   объемов   работы  кардиолога  и   ревматолога,   30%   -
   гастроэнтеролога,  20%  -  эндокринолога,  45%  -  хирурга,  29%  -
   уролога,  30%  -  травматолога, 35%  -  оториноларинголога,  29%  -
   офтальмолога, 46% - невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30%  -
   акушера-гинеколога.   Роль   специалистов   смещается   в   сторону
   консультативной помощи общепрактикующим врачам и фельдшерам.
       Уменьшается   нагрузка  на  стационарный   сектор.   Расширение
   диапазона   амбулаторно-поликлинических  услуг  при   использовании
   стационарзамещающих  технологий, контроль ВОП  за  госпитализацией,
   сокращение   объема  госпитализации  стимулирует   реструктуризацию
   коечной сети.
       В итоге совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи:
       -  уменьшаются показатели заболеваемости населения и улучшаются
   демографические показатели;
       -  с  ростом  ответственности за здоровье  пациента  повышается
   авторитет медицинских работников среди населения;
       -  меняется  характер  работы  всех  специалистов  амбулаторно-
   поликлинического звена.
       Подушевое    финансирование   по   численности   обслуживаемого
   населения  с  частичным  фондодержанием  является  оптимальным  для
   ВОП/СВ.
       В  проблемных регионах с низкой плотностью населения -  горных,
   степных,  таежных, Крайнего Севера, особенно в сельской  местности,
   доступность первичной медицинской помощи уже обеспечивается  врачом
   общей практики, а также институтом фельдшерской помощи.
       Однако  вопреки программе "Общая врачебная (семейная) практика"
   большинство  поликлиник  оказывают  первичную  медицинскую   помощь
   силами   участковых  терапевтов,  с  одной  стороны,  и  профильных
   специалистов,  с  другой, при соотношении их численности  1:3,8.  С
   1995   г.  подготовлено  в  клинической  ординатуре  и  на   циклах
   повышения  квалификации по специальности "Общая врачебная  практика
   (семейная   медицина)"   более   8000   врачей,   но   в    системе
   Минздравсоцразвития  России в 2004 г. работало  лишь  3940  врачей.
   Следовательно,   несколько   тысяч   подготовленных    специалистов
   продолжают работать участковыми терапевтами.
       Темпы  внедрения  практики  ВОП/СВ  широко  варьируют.  Активно
   работают  в  этом  направлении  органы  здравоохранения  г.  Санкт-
   Петербурга,   Тульской,  Самарской  областей,  Республик   Бурятия,
   Мордовия, Чувашия, Татарстан, Ставропольского края.
       Важно  увеличить объемы подготовки и медицинских  сестер  общей
   практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек.
       Внедрению ВОП/СВ препятствует отсутствие муниципального  заказа
   и  системы распределения молодых специалистов. Президент Российской
   Федерации  Путин  В.В.  на  совещании по  проблемам  малых  городов
   17.07.03   допустил   возможность   возрождения   распределительной
   системы.
       Ускорить   внедрение  института  ВОП/СВ  может  изменение   его
   статуса;  перестройка  отношений между  врачами  общей  практики  и
   администрацией  ЛПУ  в  виде субподрядного договора  на  реализацию
   муниципального заказа.
       3.2.  Организацию  работы  лечебно-профилактических  учреждений
   первичного  звена  здравоохранения  в  сельской  и  труднодоступной
   местности определяют:
       -  ландшафтные и климатические особенности района обслуживания,
   протяженность     территории     (степные     районы),     сезонная
   труднодоступность   поселений  (горные  районы,   районы   Крайнего
   Севера), сочетание обоих факторов (таежные районы);
       -  неравномерное расселение малочисленного населения. Поселения
   удалены   от   мест   оказания  медицинской  помощи.   Дороги   или
   отсутствуют, или в плохом состоянии и труднопроходимы в  осенний  и
   весенний сезоны;
       -   особенности   труда  и  быта  работников  агропромышленного
   комплекса в различных сельскохозяйственных зонах;
       -  медико-техническая  и  материально-техническая  маломощность
   сельских    ЛПУ    ограничивают   пределы    квалифицированной    и
   специализированной    помощи    больным,    затрудняют    внедрение
   современных диагностических и лечебных технологий.
       Медицинскую   помощь  сельскому  населению   обычно   оказывают
   работники  ФП и ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и  участковых
   больниц.   Эти   учреждения  сокращаются   как   из-за   уменьшения
   численности  обслуживаемого населения, так и вследствие  отсутствия
   кадров  медработников.  В  2004  г.  первичную  медицинскую  помощь
   жителям  сельской  местности Российской Федерации  оказывали  почти
   7,8  тыс.  амбулаторно-поликлинических учреждений, в т.ч.  более  4
   тыс. врачебных амбулаторий, а также более 42,5 тыс. фельдшерских  и
   фельдшерско-акушерских  пунктов, скорую помощь  -  почти  1,3  тыс.
   отделений  (станций).  Число  вакантных  врачебных  должностей   по
   сельским учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает 8,2  тыс.,  а
   среднего медицинского персонала - 8,4 тыс. В течение года  не  были
   укомплектованы  медицинскими  кадрами  2,5%  ФАПов,  10%   сельских
   участковых больниц, 14,5% сельских врачебных амбулаторий.
       В  сельской местности работает всего 521 ВОП/СВ (около 13%). Из
   289  сельских врачебных амбулаторий в 5 работало только  по  одному
   врачу  общей практики (семейному). Активно готовятся врачи сельской
   общей  (семейной)  практики в Чувашской  Республике,  в  Республике
   Карелия,  в  Саратовской, Самарской, Тульской, Тверской, Мурманской
   областях.
       В  Кировской,  Самарской, Саратовской  областях  накоплен  опыт
   создания   на   базе   участковых  больниц  и  сельских   врачебных
   амбулаторий  филиалов  отделений  (станций)  скорой  и   неотложной
   помощи с круглосуточным закреплением санитарного транспорта.
       Развитие выездных форм специализированной помощи приближает  ее
   к  сельскому  населению.  В  частности,  практикуются  такие  формы
   оказания ее, как:
       - выездная работа врачей центральных районных больниц (ЦРБ);
       -  постоянно действующие при ЦРБ выездные бригады, обеспеченные
   транспортом и медицинской аппаратурой;
       - межрайонные специализированные выездные бригады;
       -   плановая   консультативная   помощь   областных   (краевых,
   республиканских) больниц и диспансеров;
       - выездная работа специалистов межрайонных учреждений.
       Стационарзамещающие  технологии  внедрены   и   развиваются   в
   сельской    местности    Воронежской,    Самарской,    Саратовской,
   Владимирской,   Мурманской  областей,  в  Республиках   Бурятия   и
   Татарстан.   Обеспеченность  стационарзамещающими  койками   должна
   составлять 1,4 - 1,5 на 1000 населения.
   
       4.  Кадровые  ресурсы - самые дорогостоящие в  здравоохранении.
   Стоимость    их   возрастает   по   мере   накопления   работниками
   профессионализма  и опыта. Изменение стратегии  в  охране  здоровья
   населения  меняет направленность профессиональной (в  т.ч.  медико-
   технической)  подготовки медицинских работников.  Одновременно  оно
   предъявляет  повышенные требования к их личным и деловым  качествам
   в работе с людьми и организациями.
       Развитие кадрового потенциала включает планирование, подготовку
   и   закрепление  его.  Численность  и  структура  кадров,  в   т.ч.
   первичного  звена,  устанавливаются  в  соответствии  с  Программой
   государственных  гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации
   бесплатной   медицинской   помощи.   Планирование   опирается    на
   дифференцированные  нормативы  потребности  населения  в  различных
   видах  медицинской помощи с учетом региональных особенностей охраны
   здоровья   населения,   демографической   ситуации,   прогноза   их
   развития.  Потребность в медицинских кадрах  исчисляется  с  учетом
   возрастно-половой   структуры  населения,  показателей   острой   и
   хронической     заболеваемости    населения,    объема     лечебно-
   диагностических   и  реабилитационных  услуг,  с   учетом   перечня
   необходимых профилактических мероприятий.
       Сформированный   государственный  заказ   на   специалистов   в
   соответствии  с  потребностями средне-  и  долгосрочных  перспектив
   регионов  составляет  основу  планов  целевого  приема  в   учебные
   заведения,   профессиональной  ориентации  и   подготовки   молодых
   специалистов, а также переподготовки работников.
       Довузовская  подготовка  абитуриента включает  профессиональную
   ориентацию.    Слабая    подготовка    абитуриентов    и    дефекты
   профориентации   учащихся   общеобразовательных   школ    побуждают
   создавать  в  общеобразовательных учреждениях, лицеях  и  гимназиях
   медико-биологические  классы,  где углубленно  изучаются  биология,
   химия  и  другие  предметы естественного профиля подготовки.  Чтобы
   определить   готовность  абитуриента  к  медицинской  работе,   при
   поступлении  в  учебное  заведение  непременно  должно  проводиться
   собеседование.   Предпочтение   в   приеме   отдается    санитарам,
   медицинским  сестрам,  фельдшерам, имеющим стаж  работы  в  ЛПУ,  и
   абитуриентам из медицинских династий. Необходимо решить  вопрос  об
   открытии   при   высших  медицинских  и  фармацевтических   учебных
   заведениях,  наряду с коммерческими, подготовительных отделений  на
   бюджетном финансировании.
       Утверждены  государственные образовательные  стандарты.  Единый
   государственный  образовательный стандарт высшего профессионального
   образования  по  специальностям,  типовые  программы  по  предметам
   учебного   плана  обеспечивают  единство  требований  при  контроле
   знаний  и  умений  на  этапах обучения.  Тестовый  контроль  знаний
   выпускников  медицинских и фармацевтических  учреждений  по  единым
   федеральным  тестам проводится во всех образовательных  учреждениях
   страны.
       Начата  подготовка специалистов с высшим образованием по  новым
   специальностям    -    "Биотехнология",    "Экономика    управления
   здравоохранением",  "Клиническая психология", "Социальная  работа",
   "Сестринское   дело"  и  работников  со  средним   профессиональным
   образованием  -  "Медицинский технолог", "Медицинский  лабораторный
   техник".
       Реализуется   "Отраслевая   программа   содействия    занятости
   медицинских  и  фармацевтических работников". Внедряется  "Доктрина
   среднего  медицинского и фармацевтического образования". Утверждена
   "Отраслевая  программа  развития  сестринского  дела  в  Российской
   Федерации".
       Для     укомплектования    кадрами    медицинских    учреждений
   трудонедостаточных,  отдаленных  и  сельских  районов   расширяется
   практика  заключения  контрактов  на  любом  этапе  обучения  между
   обучающимся,   образовательным  учреждением   и   работодателем   с
   гарантиями    трудоустройства   выпускников.   В   медицинских    и
   фармацевтических   вузах  Минздравсоцразвития   России   отработана
   практика  целевого приема на основе договоров между вузом,  органом
   управления   здравоохранением  субъекта  Российской   Федерации   и
   гражданином, направляемым на обучение и повышение квалификации.
       Целевой  прием  -  основной инструмент подготовки  специалистов
   первичного   звена  здравоохранения  для  конкретного   региона   в
   конкретном  учебном  заведении. Поэтому общие договорные  отношения
   дополняются   индивидуальным  договором  между   администрацией   и
   учащимся  (студентом,  интерном, ординатором,  врачом,  фельдшером,
   медицинской   сестрой)   на   целевую   подготовку   по   первичной
   медицинской   помощи   с  указанием  видов  социальной   поддержки,
   обязанностей специалиста, условий расторжения договора.
       Обеспечивается  непрерывность целенаправленной организационной,
   учебной   и  методической  подготовки  кадров  по  общей  врачебной
   практике. Особое внимание уделяется протоколам ведения пациентов  с
   наиболее   распространенными  состояниями:  пневмония,   депрессия,
   диспепсия,  профилактика  и  лечение  пролежней,  геморрой,  ОРЗ  и
   грипп,  синусит и отит, острая боль в пояснице и в грудной полости,
   сердечная   недостаточность,  хронические  болевые   синдромы,   не
   связанные со злокачественными опухолями.
   
       5.  Повышение  квалификации  медицинских  работников  столь  же
   рентабельно,   как  и  модернизация  оборудования.   Направленность
   работы   в  этом  направлении  определяют  структурная  перестройка
   здравоохранения,    технологическое   совершенствование    учебного
   процесса,  сертификация  специалистов  на  основе  профессиональных
   стандартов.
       Постдипломное     образование     дифференцирует     подготовку
   специалиста: после окончания вуза - в интернатуре, после  окончания
   вуза  и практической работы - в ординатуре, далее - тематическое  и
   общее  усовершенствование.  Непрерывное послевузовское  образование
   требует   обучающих  программ,  экспертных  систем  и  методических
   материалов,  систем передачи знаний с использованием  телемедицины,
   дистанционного образования и др.
       Так,   в  Тверской  области  успешно  реализуются  4  программы
   последипломной подготовки ВОП/СВ:
       -   традиционной   двухгодичной   клинической   ординатуры   по
   общеврачебной  практике  для  молодых  специалистов  и   работающих
   врачей;
       -  очно-заочной  ординатуры  сроком  2,5  года  для  участковых
   терапевтов   со  стажем  работы,  для  сельских  врачей  участковых
   больниц и врачебных амбулаторий;
       -  шестимесячная переподготовка специалистов со  стажем  работы
   более  5  лет  по  профилю  "Лечебное  дело"  для  сельских  врачей
   участковых больниц и сельских амбулаторий;
       -  тематическое двухмесячное усовершенствование  для  врачей  с
   сертификатом  специалиста и стажем работы в  качестве  врача  общей
   практики не менее 5 лет.
       Разработаны  сборники  тестовых заданий для  послевузовского  и
   дополнительного   образования,   а   также   на    получение    или
   подтверждение квалификационных категорий.
       Существует много разнонаправленных подходов к оценке  отдельных
   аспектов   деятельности  медицинских  учреждений,  результатов   их
   работы и деловых качеств медицинского персонала системы ПМСП.
       В   частности,  оценка  работы  первичной  медицинской   помощи
   включает  показатели функции врачебной должности,  число  посещений
   на  1  жителя  в  год,  в  т.ч.  с  профилактической  целью,  число
   обследований, процент охвата населения диспансерным наблюдением.
       Информативен анализ динамики показателей:
       - сокращения первичной заболеваемости;
       -   уменьшения   кратности   обращения   к   врачу   вследствие
   заболевания;
       - уменьшения доли осложнений;
       - уменьшения частоты обострений хронических заболеваний;
       -  сокращения средней длительности случая заболевания,  в  т.ч.
   хронического;
       -  снижения  доли  лиц с ограниченными возможностями,  а  также
   выходящих на инвалидность;
       - уменьшения числа госпитализаций;
       - сокращения внебольничной летальности.
       В  качестве  комплексного  показателя  демонстративна  динамика
   перемещения  прикрепленного на обслуживание  населения  по  группам
   здоровья  (из третьей - во вторую, из второй - в первую),  а  также
   динамика   удельного  веса  лиц  с  хроническими  заболеваниями   и
   относящихся к группе длительно и часто болеющих (ДЧБ).
       В  Тверской  области  в  качестве показателя  оценки  кадрового
   потенциала  используются:  процент  укомплектованности  физическими
   лицами  должностей  врачей и средних медицинских  работников,  доля
   сертифицированных врачей и средних медицинских работников,  процент
   врачей  и  средних медицинских работников, имеющих квалификационную
   категорию, доля специалистов с ученой степенью.
       Разрабатываются  интегральные индексы. В частности,  Петрашевич
   В.А. и Петрова Н.Г. (Санкт-Петербург) предложили:
       а)    индекс   активности   профилактической   работы   (ИАПР),
   вычисляемый по формуле:
   
                       ИАПР = (ЧПП x ЧФС) / ЧЖУ,
   
       где:
       ЧПП - число профилактических прививок;
       ЧФС - число осмотренных флюорографическим методом;
       ЧЖУ - число жителей на участке;
       б) индекс активности лечебной работы (ИАЛР):
   
                       ИАЛР = (ЧБИ x ЧПс) / ЧЗб,
   
       где:
       ЧБИ - число биохимических исследований;
       ЧПс - число посещений;
       ЧЗб - число заболевших;
       в) индекс качества (ИК):
   
                     ИК = (ЧВНп x ЧУ x ЧГ) / ЧН  ,
                                               60
   
       где:
       ЧВНп - число вызовов неотложной помощи;
       ЧУ - число умерших на дому;
       ЧГ - число госпитализаций;
       ЧН   - численность населения моложе 60 лет;
         60
       г) суммарный индекс участка (СИУ):
   
                    СИУ = ИК x 1000 / ИАПР x ИАЛР.
   
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.05 N
   461   "О  программе  государственных  гарантий  оказания  гражданам
   Российской  Федерации бесплатной медицинской  помощи  на  2006  г."
   определен  порядок  финансирования лечебных  учреждений  различного
   подчинения.
       Скорая и неотложная помощь, а также первичная медико-санитарная
   помощь  в  амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических
   и  больничных  организациях, в т.ч. женщинам в период беременности,
   во  время и после родов, оказывается за счет бюджетов муниципальных
   образований.
       Этим    же   Постановлением   установлены   нормативы   объемов
   медицинской помощи:
       -  амбулаторно-поликлиническая помощь - 9,168  посещений  на  1
   человека  в  год,  в  т.ч.  в  рамках базовой  программы  -  8,458.
   Финансовые затраты - 1005 руб. на 1 посещение, в т.ч. 75,7 руб.  за
   счет фонда ОМС;
       -  помощь  в  дневном  стационаре -  0,577  пациенто-дня  на  1
   человека в год. Норматив затрат - 207,7 руб. на 1 пациенто-день,  в
   т.ч. 197,7 руб. за счет средств ОМС;
       -  скорая медицинская помощь - 0,318 вызова на 1 человека в год
   - 913,3 руб. на 1 вызов.
       Для  сравнения - норматив стационарной помощи составляет  2,812
   койко-дня на 1 человека в год, в т.ч. в рамках базовой программы  -
   1,942  койко-дня. Норматив затрат - 588,4 руб. на 1  койко-день,  в
   т.ч. 452,6 руб. за счет средств ОМС.
       Подушевой  норматив финансирования Программы определен  в  3378
   руб. на 1 человека в год, в т.ч. 1613 руб. за счет средств ОМС.
       В  современных условиях источниками финансирования оплаты труда
   медицинских  работников  служат  бюджет,  обязательное  медицинское
   страхование   (ОМС),   платные  услуги,  добровольное   медицинское
   страхование (ДМС), прочие поступления. Предусматривается переход  к
   одноканальному    финансовому    обеспечению    программно-целевого
   управления  отраслью,  ориентированного  на  достижение   конечного
   результата.
       Согласно  Приказу  Минздрава России  N  48  от  24.02.98  оклад
   работника, в т.ч. первичного звена, определяется ставкой по  Единой
   тарифной  сетке  (ЕТС)  в  зависимости  от  стажа,  квалификации  и
   специальности  его. Тарифная ставка (оклад) не ограничивается.  Это
   позволяет  руководителям учреждений по согласованию  с  профсоюзным
   органом   изменять   порядок  оплаты  труда,  а  также   привлекать
   внебюджетные источники финансирования.
       Уравнительная система оплаты труда, где товаром является время,
   а  не  оказанная медицинская услуга, усугубляет негативные процессы
   в  здравоохранении. Принятые законы дифференцируют заработную плату
   работников   здравоохранения   в   муниципальных   образованиях   и
   субъектах  Российской  Федерации. Оклад без надбавок  финансируется
   федеральным  бюджетом,  а  расходы на выплаты  надбавок  за  особые
   условия  труда,  стаж  работы,  ученые  степени  возложены  бюджеты
   субъектов   Федерации.   Дифференциация  оплаты   труда   позволяет
   дополнить  существующую систему оплаты материальным стимулированием
   с учетом объема работы и качества оказанной медицинской помощи.
       Основной   задачей  реформирования  системы  оплаты   труда   в
   здравоохранении  должны  стать отказ от  затратного  обеспечения  и
   создание  такой  системы финансирования, которая заинтересовала  бы
   работника   в   интенсификации   труда,   во   внедрении   новейших
   медицинских  технологий, в улучшении качества оказания  медицинской
   помощи и сокращении времени лечения больных.
   
       6. Заключение.
       Цель  проводимой реформы отечественного здравоохранения, важной
   составляющей которого является первичная медико-санитарная  помощь,
   состоит   в   том,   чтобы  повысить  медицинскую,   социальную   и
   экономическую  эффективность  системы  охраны  здоровья  населения.
   Первоочередной,  главнейшей  задачей  всех  медицинских  работников
   страны, и в первую очередь первичного звена, является:
       - консолидация всех слоев общества в охране здоровья, поскольку
   проблема  улучшения  здоровья  - это  проблема  изменения  ценности
   здоровья в системе ценностей общества и личности;
       -   развитие   межведомственного  сотрудничества  в  элиминации
   факторов,  неблагоприятных  для  здоровья  людей,  и  в  санитарном
   просвещении  населения обеспечивается многоканальным  массированным
   информационным  воздействием социальной рекламы в целях  укрепления
   семьи, формирования здорового, физически активного образа жизни;
       -  обоснование инвестиций в программы по охране  здоровья  и  в
   развитие   медицинской   помощи,  прежде   всего,   на   укрепление
   первичного звена;
       -  ориентация первичной медико-санитарной помощи на  посемейное
   обслуживание.
       Критериями достижения к 2008 г. поставленной цели являются:
       -  увеличение ожидаемой при рождении продолжительности жизни до
   67  лет,  средней  продолжительности жизни  больных  с  хронической
   патологией до 13,5 лет;
       - снижение младенческой смертности до 10,3 на 1000 родившихся;
       -  сокращение  смертности от несчастных случаев,  отравлений  и
   травм до 180 на 100 тыс. населения.
       Первоочередная  задача региональных органов  здравоохранения  -
   ревизия  состава сотрудников первичной медико-социальной  помощи  с
   целью  разработки  плана  подготовки и  повышения  квалификации,  а
   также  пересмотра  должностных обязанностей  с  повышением  статуса
   фельдшерского  звания до уровня помощника врача  с  соответствующей
   муниципальной доплатой к окладу.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz