Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.05.2006 N 25-В06-3 ДЕЛО ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ КОЭФФИЦИЕНТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НАПРАВЛЕНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПО СУЩЕСТВУ В СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА СУД ПРИМЕНИЛ ЗАКОН, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЙ ПРИМЕНЕНИЮ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 26 мая 2006 года
   
                                                       Дело N 25-В06-3
   
       Судья  Верховного  Суда  Российской Федерации  Зелепукин  А.Н.,
   рассмотрев   истребованное  по  надзорной  жалобе   Я.Н.   и   Я.А.
   гражданское дело по иску Я.Н. и Я.А. к государственному  учреждению
   "Астраханская   противочумная  станция",  ООО   "Астраханьгазпром",
   Финансовому   управлению  администрации  Астраханской   области   о
   взыскании коэффициента к заработной плате,
   
                              установил:
   
       Я.Н.  и  Я.А.  обратились с иском к мировому судье о  взыскании
   коэффициента к заработной плате за работу в пустынной  и  безводной
   местности,  ссылаясь  на то, что работали в  лаборатории  отделения
   государственного  учреждения "Астраханская противочумная  станция",
   расположенной  на  территории  пос. Досанг  Ахтубинского  сельского
   Совета  Красноярского  района  Астраханской  области,  входящего  в
   санитарно-защитную     зону     Астраханского     газоконденсатного
   месторождения, в связи с чем имеют право на получение к  заработной
   плате   коэффициента  1,35  за  работу  в  пустынной  и   безводной
   местности.  Однако  с  июня  2001  года  указанный  коэффициент   к
   заработной  плате  не  выплачивается, в связи  с  чем  образовалась
   задолженность.
       Я.Н.  просила  суд  взыскать  в  ее  пользу  задолженность   по
   заработной плате за период с июня 2001 года по октябрь 2003 года  с
   учетом  индексации в размере 68813 руб. 26 коп., а также  стоимость
   справки статистического управления в размере 75 руб.
       Я.А.  просил  суд  взыскать  в  его  пользу  задолженность   по
   заработной плате за период с июня 2001 года по октябрь 2003 года  с
   учетом индексации в размере 57983 руб. 68 коп., а также расходы  по
   оплате услуг адвоката в размере 200 руб.
       Решением мирового судьи судебного участка N 3 Советского района
   г.   Астрахани   от   26   апреля  2004  года  исковые   требования
   удовлетворены     частично:    с    государственного     учреждения
   "Астраханская   противочумная  станция"  в  пользу  Я.Н.   взыскана
   задолженность  по  заработной плате с учетом индексации  в  размере
   60298  руб.  60 коп. и стоимость справки в размере  75  руб.,  а  в
   пользу   Я.А.  -  задолженность  по  заработной  плате   с   учетом
   индексации  в размере 55750 руб. 57 коп. и расходы по оплате  услуг
   адвоката в размере 200 руб.; в остальной части иска отказано.
       Апелляционным   определением  Советского  районного   суда   г.
   Астрахани от 8 июля 2004 года решение оставлено без изменения.
       Постановлением президиума Астраханского областного суда  от  17
   ноября  2004  года  решение мирового судьи судебного  участка  N  3
   Советского   района  г.  Астрахани  от  26  апреля  2004   года   и
   апелляционное  определение Советского районного суда  г.  Астрахани
   от  8  июля 2004 года отменены, вынесено новое решение об отказе  в
   удовлетворении исковых требований.
       В  надзорной  жалобе  ставится вопрос об  отмене  постановления
   президиума Астраханского областного суда от 17 ноября 2004 года.
       Определением  судьи Верховного Суда Российской Федерации  от  1
   декабря  2005  года  дело  истребовано в Верховный  Суд  Российской
   Федерации.
       Дело  подлежит  передаче для рассмотрения  по  существу  в  суд
   надзорной  инстанции  -  Судебную  коллегию  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации.
       В  соответствии  со  статьей  387 Гражданского  процессуального
   кодекса   РФ   основаниями  для  отмены  или   изменения   судебных
   постановлений  в  порядке надзора являются  существенные  нарушения
   норм материального или процессуального права.
       В   надзорной  жалобе  заявители  указывают  на  то,  что   при
   рассмотрении  дела президиумом Астраханского областного  суда  были
   допущены   существенные   нарушения   норм   материального   права,
   выразившиеся, по их мнению, в следующем.
       Отменяя  решение мирового судьи и апелляционное  определение  и
   отказывая  в  удовлетворении исковых требований, президиум  исходил
   из  того, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999
   года  "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения"  на
   территории  Российской  Федерации действуют федеральные  санитарные
   правила,  утвержденные и введенные в действие  федеральным  органом
   исполнительной  власти, уполномоченным осуществлять государственный
   санитарно-эпидемиологический  надзор   в   порядке,   установленном
   Правительством РФ. В соответствии с пунктом 2.20 санитарных  правил
   "Санитарно-защитные  зоны  и санитарная классификация  предприятий,
   сооружений    и    иных   объектов.   СанПиН   2.2.1/2.1.1.984-00",
   утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ  31  июля
   2000 года, решением Главного государственного санитарного врача  РФ
   или  его  заместителя  размеры санитарно-защитных  зон  могут  быть
   изменены  для  предприятий  1  и  2 классов.  Решением  заместителя
   Главного  государственного санитарного врача РФ от 16 октября  2000
   года  санитарно-защитная зона для Астраханского газового комплекса,
   расположенного    в    пос.   Аксарайский   Красноярского    района
   Астраханской области, установлена величиной 5000 метров от  границы
   промплощадки. Таким образом, по мнению президиума, с  октября  2000
   года  пос.  Досанг,  в котором работали истцы, в санитарно-защитную
   зону   Астраханского  газового  комплекса  не  входит,   а   потому
   прекращение выплаты коэффициента к их заработной плате правомерно.
       Между тем, как указывают заявители в надзорной жалобе, с данным
   выводом   президиума  Астраханского  областного  суда   согласиться
   нельзя,  поскольку  он  основан  на  неправильном  применении  норм
   материального права.
       Давая  правовую оценку Постановлению Совета Министров РСФСР  от
   17  августа  1990  года  N 309 "Об утверждении  Перечня  населенных
   пунктов,  расположенных  в 8-километровой  санитарно-защитной  зоне
   Астраханского  газового комплекса", положенному  в  основу  решения
   мирового  судьи  при  удовлетворении требований  истцов,  президиум
   областного  суда  не  учел, что данным нормативным  правовым  актом
   определены   не   границы  санитарно-защитной   зоны,   а   размеры
   коэффициентов   к   заработной  плате,  подлежащие   применению   в
   конкретных  населенных  пунктах.  Границы  санитарно-защитной  зоны
   определены были ранее в ином нормативном правовом акте. В  связи  с
   этим  изменение границ санитарно-защитной зоны в данном  случае  не
   влечет  прекращение действия Постановления Совета  Министров  РСФСР
   от  17 августа 1990 года N 309, определившего размеры коэффициентов
   к заработной плате в названных в Постановлении населенных пунктах.
       Кроме  того, президиумом областного суда не было учтено, что  в
   силу  Указа  Президента РФ от 17 мая 2000 года N 867  "О  структуре
   федеральных  органов  исполнительной  власти",  действовавшего   на
   момент  принятия заместителем Главного государственного санитарного
   врача  РФ  решения от 16 октября 2000 года, Главный государственный
   санитарный  врач  Российской Федерации и его  заместитель  являются
   должностными  лицами  федерального  органа  исполнительной   власти
   Российской Федерации.
       Согласно   Правилам  подготовки  нормативных   правовых   актов
   федеральных  органов  исполнительной власти  и  их  государственной
   регистрации,  утвержденным Постановлением Правительства  РФ  от  13
   августа  1997  года  N  1009,  издание нормативных  правовых  актов
   федеральными  органами  исполнительной  власти  в  виде   писем   и
   телеграмм  не допускается. Нормативные правовые акты, затрагивающие
   права,  свободы  и  обязанности  человека  и  гражданина,  подлежат
   государственной регистрации.
       Согласно  части  3  статьи 15 Конституции  РФ  законы  подлежат
   официальному    опубликованию.    Неопубликованные    законы     не
   применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие  права,
   свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться,
   если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
       В  соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 23 мая  1996
   года  N  763  "О порядке опубликования и вступления  в  силу  актов
   Президента    Российской   Федерации,   Правительства    Российской
   Федерации   и   нормативных  правовых  актов  федеральных   органов
   исполнительной   власти"  нормативные  правовые  акты   федеральных
   органов  исполнительной  власти,  затрагивающие  права,  свободы  и
   обязанности   человека  и  гражданина,  прошедшие   государственную
   регистрацию  в Министерстве юстиции Российской Федерации,  подлежат
   обязательному официальному опубликованию.
       Согласно   разъяснениям  Пленума  Верховного  Суда   Российской
   Федерации, данным в пункте 12 Постановления от 20 января 2003  года
   N  2  "О  некоторых  вопросах, возникших  в  связи  с  принятием  и
   введением   в   действие   Гражданского   процессуального   кодекса
   Российской  Федерации", под нормативным правовым  актом  понимается
   изданный  в установленном порядке акт управомоченного на то  органа
   государственной   власти,   органа  местного   самоуправления   или
   должностного   лица,   устанавливающий  правовые   нормы   (правила
   поведения),   обязательные   для   неопределенного    круга    лиц,
   рассчитанные  на неоднократное применение и действующие  независимо
   от  того,  возникли  или  прекратились  конкретные  правоотношения,
   предусмотренные актом.
       Согласно  пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996  года  N
   763  нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной
   власти,   не   прошедшие  государственную  регистрацию,   а   также
   зарегистрированные,  но  не  опубликованные,  не  влекут   правовых
   последствий и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
       Размеры  санитарно-защитной зоны предприятия могли определяться
   нормативным  правовым  актом  в  соответствии  с  п.  2.18   СанПиН
   2.2.1/2.1.1.1200-03   "Санитарно-защитные   зоны    и    санитарная
   классификация  предприятий, сооружений и иных объектов",  введенных
   постановлением   государственного  санитарного   врача   Российской
   Федерации  от 10.04.2003 N 38, зарегистрированных в Минюсте  России
   от  29.04.2003  N  4459,  который подлежал принятию  с  соблюдением
   соответствующих требований законодательства.
       Между  тем,  отказывая  в  удовлетворении  исковых  требований,
   президиум   Астраханского  областного  суда  сослался  на   решение
   заместителя Главного государственного санитарного врача  РФ  от  16
   октября   2000   года,  которое  в  Министерстве  юстиции   РФ   не
   зарегистрировано  и  в  установленном порядке  не  опубликовано,  а
   потому  не является нормативным правовым актом, и поэтому президиум
   областного  суда не вправе был им руководствоваться при  разрешении
   возникшего спора.
       Согласно  статьям 146, 148 Трудового кодекса  РФ  оплата  труда
   работников,   занятых   на   работах   в   местностях   с   особыми
   климатическими  условиями,  производится  в  повышенном  размере  в
   порядке   и  размерах,  не  ниже  установленных  законом  и   иными
   нормативными правовыми актами.
       Однако  до настоящего времени таких нормативных правовых  актов
   не принято.
       Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29 июля
   1990  года  N  259/10-65 "О коэффициенте за работу  в  пустынной  и
   безводной   местности  к  заработной  плате  рабочих   и   служащих
   предприятий, организаций, расположенных в населенных пунктах  в  8-
   километровой   санитарно-защитной   зоне   Астраханского   газового
   комплекса" был установлен коэффициент к заработной плате рабочих  и
   служащих,   работающих   на   предприятиях,   в   организациях    и
   учреждениях,  расположенных  в  населенных  пунктах  8-километровой
   санитарно-защитной   зоне  Астраханского  газового   комплекса,   в
   размере 1,35.
       В соответствии с Перечнем населенных пунктов, расположенных в 8-
   ми  километровой  санитарно-защитной  зоне  Астраханского  газового
   комплекса,  утвержденным Постановлением Совета Министров  РСФСР  от
   17  августа  1990  года  N  309, пос. Досанг  входит  в  санитарно-
   защитную  зону  Астраханского  газового  комплекса,  на  территории
   которой  установлен коэффициент за работу в пустынной  и  безводной
   местности в размере 1,35 к заработной плате рабочих и служащих.
       Статьей   423   Трудового   кодекса   РФ   предусмотрено,   что
   законодательные  акты  бывшего Союза ССР  действуют  на  территории
   Российской  Федерации в части не противоречащей  Конституции  РФ  и
   Трудовому кодексу РФ.
       При   таких  обстоятельствах  вывод  мирового  судьи  судебного
   участка  N  3  г.  Астрахани  о том, что  по  вопросу  установления
   коэффициента к заработной плате за работу в пустынной  и  безводной
   местности    применяется   постановление   Госкомтруда    СССР    и
   секретариата ВЦСПС от 29 июля 1990 года, является правильным.
       Приведенные  доводы  надзорной жалобы заслуживают  внимания,  в
   связи  с чем дело вместе с надзорной жалобой Я.Н., Я.А. и настоящим
   определением следует направить для рассмотрения по существу  в  суд
   надзорной инстанции.
       На    основании   изложенного,   руководствуясь   статьей   384
   Гражданского процессуального кодекса РФ,
   
                              определил:
   
       дело   по  иску  Я.Н.  и  Я.А.  к  государственному  учреждению
   "Астраханская   противочумная  станция",  ООО   "Астраханьгазпром",
   Финансовому   управлению  администрации  Астраханской   области   о
   взыскании   коэффициента   к   заработной   плате   направить   для
   рассмотрения  по существу в Судебную коллегию по гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                         А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz