Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.05.2006 N 59-Г06-2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ П. 1 СТ. 4 ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ" ОТ 05.12.2005 УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ, УСТАНОВИВ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОБЛАСТНОГО СТАНДАРТА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 17 мая 2006 года
   
                                                       Дело N 59-Г06-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Калининой Л.А.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела   в   открытом   судебном  заседании   кассационное
   представление   прокурора  Амурской  области  об   отмене   решения
   Амурского  областного  суда  от  17  февраля  2006  года,   которым
   отказано  в  удовлетворении  его заявления  о  признании  пункта  1
   статьи  4  Закона  Амурской  области от  5  декабря  2005  года  "О
   социальной   поддержке  граждан  отдельных   категорий"   в   части
   включения  педагогических  и медицинских  работников,  указанных  в
   пунктах  9,  10  Закона  области  "О социальной  поддержке  граждан
   отдельных  категорий", противоречащим федеральному законодательству
   и не действующим со дня принятия решения по делу.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Калининой   Л.А.,  заключение  прокурора  Генеральной   Прокуратуры
   Российской  Федерации  Власовой Т.А., полагавшей  решение  изменить
   частично, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       в  соответствии  с  пунктами 9 и 10 части  1  статьи  1  Закона
   Амурской  области  от  5 декабря 2005 года "О социальной  поддержке
   граждан  отдельных  категорий"  к  числу  лиц,  имеющих  право   на
   получение социальной поддержки, отнесены:
       врачи,   провизоры,  средний  медицинский  и   фармацевтический
   персонал  медицинских  и  фармацевтических организаций,  учреждений
   здравоохранения    и    социального    обслуживания    (медицинские
   работники);
       педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и
   работающие  не  менее чем на 0,75 ставки по основной  должности,  в
   сельских    малокомплектных   школах   -   вне    зависимости    от
   педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных  и
   муниципальных    образовательных   учреждений   и   государственных
   учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет  средств
   областного  бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие  в
   сельской  местности,  поселках городского типа  (рабочих  поселках)
   (педагогические работники).
       Согласно пункту 1 статьи 4 гражданам, указанным в пунктах  2  -
   6,  9  -  11,  15  части 1 статьи 1 настоящего  Закона,  социальная
   поддержка  по  оплате  жилья и коммунальных  услуг  предоставляется
   путем снижения размера платы за жилье и коммунальные услуги.
       При   этом  социальная  поддержка  предоставляется  в  пределах
   областного  стандарта  социальной нормы площади  жилого  помещения,
   утверждаемого  постановлением  губернатора  области,  и  нормативов
   потребления  коммунальных  услуг,  утверждаемых  органами  местного
   самоуправления.  Стандарты  социальной  нормы  площади   жилья,   в
   пределах  которой  предоставляется социальная поддержка  по  оплате
   жилья  и  коммунальных услуг, устанавливаются в следующих размерах:
   18  кв.  метров  общей  площади жилья  -  на  одного  члена  семьи,
   состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра - на семью из  двух
   человек  (21  кв. метр на одного члена семьи); 33 кв.  метра  -  на
   одиноко проживающего человека (пункт 2 статьи 4).
       Прокурор  Амурской  области обратился  с  заявлением  в  суд  о
   признании  противоречащим  федеральному законодательству  пункта  1
   статьи  4  Закона  Амурской  области от  5  декабря  2005  года  "О
   социальной  поддержке  граждан отдельных  категорий",  считая,  что
   предоставление   медицинским   и  педагогическим   работникам   мер
   социальной  поддержки  в пределах областного  стандарта  социальной
   нормы   площади   жилого   помещения   и   нормативов   потребления
   коммунальных    услуг    ухудшает   уровень   социальной    защиты,
   установленный   статьей   63   Основ  законодательства   Российской
   Федерации об охране здоровья граждан в Российской Федерации  -  для
   медицинских  работников  и статьей 55 Закона  Российской  Федерации
   "Об образовании".
       Вышеназванным    решением   Амурского   областного    суда    в
   удовлетворении заявления прокурора Амурской области отказано.
       В  кассационном  представлении прокурор просит  данное  решение
   отменить,   как  постановленное  с  существенным  нарушением   норм
   материального права.
       Изучив  и  обсудив доводы кассационного представления, проверив
   материалы  дела, Судебная коллегия полагает, что решение  Амурского
   областного  суда от 17 февраля 2006 года подлежит  отмене  в  части
   признания не противоречащим федеральному законодательству пункта  1
   статьи  4  Закона Амурской области "О социальной поддержке  граждан
   отдельных    категорий"   касательно   педагогических   работников,
   указанных в пункте 10 части 1 статьи 1 этого Закона.
       Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил  из
   того,  что  Закон  Амурской  области, нормы  которого  оспариваются
   прокурором,   разработан   и   принят   по   вопросу,   отнесенному
   Конституцией Российской Федерации к совместному ведению  Российской
   Федерации  и  ее субъектов, финансируемому за счет средств  бюджета
   субъекта    Российской    Федерации,   а   следовательно,    органы
   государственной   власти   вправе   самостоятельно    устанавливать
   областные  стандарты социальной нормы площади  жилого  помещения  и
   нормативов  потребления коммунальных услуг при  предоставлении  мер
   социальной поддержки.
       Однако  суд  не  учел, что Закон субъекта Российской  Федерации
   направлен  на  регулирование общественных  отношений,  связанных  с
   реализацией  прав отдельных категорий граждан, являющихся  жителями
   Амурской   области,   на   получение  мер   социальной   поддержки,
   установленных  федеральными законами, в  условиях  замены  льгот  в
   натуральной форме на денежные компенсации.
       Исходя   из   того,   что   право   педагогических   работников
   образовательных   учреждений   на  бесплатную   жилую   площадь   с
   отоплением  и  освещением  в сельской местности,  рабочих  поселках
   (поселках  городского типа) прямо предусмотрено Законом  Российской
   Федерации  "Об  образовании",  данное  право  не  отменено   и   не
   изменено,   каких-либо  полномочий,  направленных  на  установление
   ограничения или уменьшение объема этого права, субъектам  Федерации
   не   предоставлено,   законодатель  Амурской   области,   установив
   педагогическим   работникам   в   сельской   местности   социальную
   поддержку   по   оплате   жилья   и   коммунальных   услуг    путем
   предоставления  в  пределах областного стандарта  социальной  нормы
   площади  жилого  помещения,  по  сути,  лишил  педагогов  права  на
   бесплатную  жилую  площадь с отоплением и освещением  и  тем  самым
   ухудшил их положение.
       Между  тем  по смыслу статьи 153 Федерального закона Российской
   Федерации  от  22  августа  2004  года  "О  внесении  изменений   в
   законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими
   силу  некоторых законодательных актов Российской Федерации в  связи
   с  принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
   в    Федеральный    закон    "Об   общих   принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  при  изменении  после  31  декабря  2004  года  порядка
   реализации  льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным  категориям
   граждан   до   указанной   даты   в  натуральной   форме,   условия
   предоставления не могут быть ухудшены.
       При   таких   обстоятельствах  вывод  суда   о   непротиворечии
   оспариваемых  прокурором норм преамбуле и статье  153  Федерального
   закона  Российской Федерации от 22 августа 2004  года  "О  внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации и  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   Российской
   Федерации  в  связи  с  принятием Федеральных законов  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Федеральный закон  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации"  и
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации", о том, что они не умаляют прав  и  законных
   интересов  педагогических работников, проживающих  и  работающих  в
   сельской  местности,  поселках городского типа (рабочих  поселках),
   поскольку  им  обеспечена государственная  поддержка  на  основании
   закона  субъекта  Российской Федерации, является  необоснованным  и
   незаконным.
       Что   же   касается   выводов  Амурского  областного   суда   о
   непротиворечии  федеральному законодательству  пункта  1  статьи  4
   Закона  Амурской области (в части включения медицинских  работников
   сельской  местности  в  перечень лиц, имеющих  право  на  получение
   социальной  поддержки  в пределах социальных стандартов),  Судебная
   коллегия  находит их мотивированными, а решение в этой части  -  не
   подлежащим отмене.
       Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122, вступившим в
   силу  с  января 2005 года, норма статьи 63 названных Основ, которой
   ранее  предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир
   с  отоплением  и  освещением  для  медицинских  и  фармацевтических
   работников,  утратила силу, а по смыслу части 5 статьи  63  данного
   Федерального   закона   органами   государственной   власти   могут
   устанавливаться  только  меры социальной  поддержки  медицинских  и
   фармацевтических     работников    организаций     здравоохранения,
   находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
       Таким  образом,  каких-либо  норм,  устанавливающих  бесплатное
   предоставление  квартир с отоплением и освещением  для  медицинских
   работников    сельской    местности,   Основами    законодательства
   Российской  Федерации  об  охране  здоровья  не  предусмотрено,   а
   поэтому  включение медицинских работников, проживающих  в  сельской
   местности  на территории Амурской области, в перечень лиц,  имеющих
   право  на  такую поддержку в пределах социальных норм и стандартов,
   установленных  губернатором Амурской области, нельзя  рассматривать
   как   ограничение   прав  медицинских  работников   на   социальную
   поддержку установленных федеральным законодательством.
       С  учетом  изложенного,  руководствуясь  статьей  361  ГПК  РФ,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Амурского областного суда от 17 февраля 2006  года  об
   отказе  в  удовлетворении заявления прокурора  Амурской  области  о
   признании противоречащим пункта 1 статьи 4 Закона Амурской  области
   "О  социальной  поддержке  граждан  отдельных  категорий"  в  части
   включения педагогических работников, указанных в пункте 10 части  1
   статьи  1  Закона Амурской области "О социальной поддержке  граждан
   отдельных   категорий",   федеральному   законодательству   и    не
   действующим  со  дня  принятия решения  отменить  и  принять  новое
   решение,   которым   удовлетворить  заявление  прокурора   Амурской
   области.
       Признать  не  действующим  пункт 1  статьи  4  Закона  Амурской
   области  "О  социальной  поддержке граждан отдельных  категорий"  в
   части  включения педагогических работников, указанных в  пункте  10
   части  1  статьи 1 Закона Амурской области "О социальной  поддержке
   граждан  отдельных  категорий",  с  момента  вступления  решения  в
   законную силу.
       В остальной части решение оставить без изменения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz