Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25.04.2006 N 14939/05 ПО ДЕЛУ N А79-10813/04-СК1-10129 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РЕШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ВЫДАННОГО НА ЕГО ОСНОВАНИИ ПРЕДПИСАНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК СПОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКШИЕ МЕЖДУ СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И КОЛХОЗОМ,

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 25 апреля 2006 г. N 14939/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреева Е.И., Арифулина  А.А.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Горячевой  Ю.Ю.,  Иванниковой Н.П., Киреева  Ю.А.,  Козловой
   А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление колхоза имени Свердлова  о  пересмотре  в
   порядке   надзора   постановления  суда   апелляционной   инстанции
   Арбитражного  суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.05.2005  по
   делу   N   А79-10813/04-СК1-10129  и   постановления   Федерального
   арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.09.2005  по  тому  же
   делу.
       В    заседании   приняли   участие   представители   Управления
   Федеральной  антимонопольной  службы  по  Чувашской  Республике   -
   Чувашии - Мадярова И.В., Мишаков О.Г., Петрова Т.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Андреева  Е.И.,  а   также
   объяснение    представителя   управления,    Президиум    установил
   следующее.
       Колхоз имени Свердлова (далее - колхоз) обратился в Арбитражный
   суд  Чувашской  Республики  с  заявлением  о  признании  незаконным
   решения   от   20.09.2004   N  05-05/464   Управления   Федеральной
   антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии  (далее  -
   антимонопольный   орган)  по  делу  о  нарушении   антимонопольного
   законодательства  N  12-АМЗ-2004  и  выданного  на  его   основании
   предписания  от  20.09.2004  N 05-05/465  о  прекращении  нарушения
   антимонопольного законодательства.
       К  участию  в  деле  в качестве третьего лица,  не  заявляющего
   самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечена
   администрация Чебоксарского района Чувашской Республики - Чувашии.
       Решением   суда   первой  инстанции  от  21.02.2005   заявление
   удовлетворено,  оспариваемые решение и предписание антимонопольного
   органа признаны незаконными и отменены.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   25.05.2005
   решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
       Федеральный     арбитражный    суд    Волго-Вятского     округа
   постановлением  от  20.09.2005  постановление  суда   апелляционной
   инстанции оставил без изменения.
       В   заявлении   о   пересмотре  в  порядке  надзора   названных
   постановлений   судов   апелляционной  и  кассационной   инстанций,
   поданном  в  Высший  Арбитражный Суд Российской  Федерации,  колхоз
   просит  их  отменить,  ссылаясь  на неправильное  применение  этими
   судами  норм материального и процессуального права, и оставить  без
   изменения решение суда первой инстанции.
       В  отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить  в
   силе  обжалуемые  судебные  акты  как  принятые  в  соответствии  с
   действующим законодательством.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на   него  и  выступлении  представителя  антимонопольного  органа,
   Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене,
   решение  суда  первой  инстанции  -  оставлению  без  изменения  по
   следующим основаниям.
       Как  установлено антимонопольным органом, на основании договора
   на  отпуск питьевой воды для муниципальных нужд от 17.01.2003 N  1,
   заключенного     между    Акулевской    сельской     администрацией
   Чебоксарского района (далее - сельская администрация)  и  колхозом,
   последний  оказывал услуги по подаче воды в 2003 году. По истечении
   срока   действия  договора  колхоз  отказался  продлить  договорные
   отношения,  сославшись  на  то, что он не  является  водоснабжающей
   организацией, и предложил передать водонапорные башни,  находящиеся
   в  его  собственности, администрации Чебоксарского района Чувашской
   Республики - Чувашии на условиях аренды.
       Действия  колхоза антимонопольный орган расценил как незаконные
   и  вынес  решение  от  20.09.2004 N 05-05/464 о  признании  колхоза
   нарушившим  требования пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991
   N    948-1   "О   конкуренции   и   ограничении   монополистической
   деятельности  на товарных рынках" (далее - Закон о  конкуренции)  и
   выдал  предписание  от  20.09.2004 N 05-05/465,  в  соответствии  с
   которым   колхозу   надлежало   восстановить   подачу   воды    для
   муниципальных  нужд,  заключить договор на  отпуск  питьевой  воды,
   прекратить  навязывание условий договора аренды водонапорных  башен
   как  не  относящихся к условиям договора водоснабжения и невыгодных
   для контрагента.
       Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу  о
   недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях  колхоза
   нарушения  антимонопольного законодательства.  Колхоз  не  является
   водоснабжающей  организацией,  договор  от  17.01.2003   N   1   не
   соответствует признакам публичного договора, в связи с  чем  колхоз
   не  несет  обязанности  по оказанию услуг по  водоснабжению  любому
   обратившемуся   к  нему  лицу.  Суд  также  пришел   к   выводу   о
   необходимости регулирования данных правоотношений в соответствии  с
   нормами гражданского законодательства.
       Суды апелляционной и кассационной инстанций с этими доводами не
   согласились.   Не   опровергая  вывода   о   регулировании   данных
   правоотношений   нормами   гражданского   законодательства,    суды
   указали,  что статьей 5 Закона о конкуренции установлено исключение
   из   принципа   свободы   договора,  в   соответствии   с   которым
   организациям, занимающим доминирующее положение на товарном  рынке,
   запрещается отказываться от заключения договоров с потребителями.
       Таким образом, суды сочли, что колхоз, прекратив подачу воды  и
   отказывая  в заключении договора водоснабжения, нарушил  требования
   статьи 5 Закона о конкуренции.
       Данные  выводы  судов  апелляционной и  кассационной  инстанций
   нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
       Согласно  статье  2  Закона о конкуренции,  определяющей  сферу
   применения  настоящего  Закона,  этот  Закон  распространяется   на
   отношения,  влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской
   Федерации,   в   которых   участвуют   российские   и   иностранные
   юридические лица, федеральные органы исполнительной власти,  органы
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   органы
   местного  самоуправления,  иные наделенные  функциями  или  правами
   указанных   органов   власти  органы  или  организации,   а   также
   физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
       Таким   образом,   одним  из  обязательных  условий   отнесения
   соответствующих  отношений  к подлежащим  регулированию  Законом  о
   конкуренции  является  влияние этих  отношений  на  конкуренцию  на
   товарных рынках России.
       Согласно   статье   4  Закона  о  конкуренции   конкуренция   -
   состязательность хозяйствующих субъектов, когда их  самостоятельные
   действия  эффективно  ограничивают  возможность  каждого   из   них
   односторонне воздействовать на общие условия обращения  товаров  на
   соответствующем товарном рынке.
       Статья  5  названного  Закона запрещает действия  (бездействия)
   хозяйствующего   субъекта,  занимающего   доминирующее   положение,
   которые  имеют  либо  могут  иметь своим  результатом  недопущение,
   ограничение,  устранение  конкуренции и (или)  ущемление  интересов
   других хозяйствующих субъектов.
       Следовательно, помимо определения действий, которые  признаются
   нарушением  антимонопольного законодательства, Законом  установлены
   также    субъекты    этих   правонарушений.    Таковыми    являются
   хозяйствующие  субъекты,  занимающие  доминирующее   положение   на
   товарном   рынке  и  совершающие  правонарушения,  и  хозяйствующие
   субъекты,  осуществляющие  свою  деятельность  на  товарном  рынке,
   интересы которых ущемляются противоправными действиями.
       В  соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции хозяйствующие
   субъекты  -  это российские и иностранные коммерческие организации,
   некоммерческие   организации,   за  исключением   не   занимающихся
   предпринимательской      деятельностью,      в      том       числе
   сельскохозяйственных   потребительских   кооперативов,   а    также
   индивидуальные предприниматели.
       Сельская   администрация  как  орган  местного  самоуправления,
   осуществляющий  свои  функции на основании Федерального  закона  от
   06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в Российской Федерации", Положения о  поселковой  и
   сельских   администрациях   Чебоксарского   района,   утвержденного
   постановлением   главы   администрации  Чебоксарского   района   от
   27.12.2001  N  943,  применительно к спорной ситуации  к  субъектам
   правоотношений  в  смысле статьи 5 Закона о  конкуренции  не  может
   быть отнесена.
       Отказ колхоза от заключения договора на отпуск питьевой воды  с
   сельской   администрацией   не  может   иметь   своим   результатом
   недопущение, ограничение, устранение конкуренции, то есть не  может
   влиять  на  конкуренцию  на товарном рынке либо  ущемлять  интересы
   других хозяйствующих субъектов.
       Возникшие  между  колхозом  и сельской  администрацией  спорные
   отношения по подаче воды как непосредственно колхозом, так и  путем
   присоединения  к  его  водопроводным сетям, подлежат  разрешению  в
   гражданско-правовом порядке.
       Вывод  суда первой инстанции об отсутствии в действиях  колхоза
   признаков   нарушения  пункта  1  статьи  5  Закона  о  конкуренции
   правомерен,  в  связи  с чем у судов апелляционной  и  кассационной
   инстанций не было оснований для отмены решения суда.
       Таким  образом,  обжалуемые  судебные  акты  в  соответствии  с
   пунктом   1   статьи   304  Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской  Федерации подлежат отмене как противоречащие  закону  и
   нарушающие  единообразие  в  толковании и  применении  арбитражными
   судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   Чувашской  Республики  -  Чувашии от  25.05.2005  по  делу  N  А79-
   10813/04-СК1-10129 и постановление Федерального  арбитражного  суда
   Волго-Вятского округа от 20.09.2005 по тому же делу отменить.
       Решение  суда  первой  инстанции  Арбитражного  суда  Чувашской
   Республики  -  Чувашии от 21.02.2005 по данному делу  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz