Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.04.2006 N 24-Г06-7 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 31.03.2005 N 295 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ТАК КАК НЕ УЩЕМЛЯЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 19 апреля 2006 года
   
                                                       Дело N 24-Г06-7
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании 19 апреля 2006  г.  дело  по
   заявлению прокурора Республики Адыгея о признании пункта  2  статьи
   9,  статьи 10, пункта 3 статьи 21 Закона Республики Адыгея N 295 от
   31  марта 2005 г. "О территориальном общественном самоуправлении  в
   муниципальных     образованиях"    противоречащими     федеральному
   законодательству,   недействующими,   не   порождающими    правовых
   последствий  по кассационному представлению прокуратуры  Республики
   Адыгея  на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 27  февраля
   2006  г.,  которым  в удовлетворении заявления  в  части  признания
   статьи  10  Закона  Республики Адыгея N 295 от  31  марта  2005  г.
   недействующей  отказано. Заявление в части признания недействующими
   пункта  2  статьи 9, пункта 3 статьи 21 Закона Республики Адыгея  N
   295   от   31   марта  2005  г.  удовлетворено,  и   они   признаны
   недействующими со дня их принятия.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда в части  отказа
   в  признании статьи 10 Закона Республики Адыгея N 295 от  31  марта
   2005   г.  недействующей  отменить  и  вынести  новое  решение   об
   удовлетворении  заявления  прокуратуры  Республики  Адыгея  в  этой
   части,  Судебная  коллегия  по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Республики  Адыгея обратился в  суд  с  заявлением  о
   признании  противоречащими федеральному законодательству  пункта  2
   статьи 9, статьи 10, пункта 3 статьи 21 Закона Республики Адыгея  N
   295   от   31   марта  2005  г.  "О  территориальном   общественном
   самоуправлении в муниципальных образованиях".
       Преамбулой Закона Республики Адыгея N 295 от 31 марта  2005  г.
   "О  территориальном  общественном  самоуправлении  в  муниципальных
   образованиях"  предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии  с
   Конституцией  Российской Федерации, Федеральным законом  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации",  иными  федеральными законами, Конституцией  Республики
   Адыгея   в   целях  обеспечения  прав  населения   на   участие   в
   осуществлении  местного самоуправления определяет  правовые  основы
   территориального  общественного  самоуправления   в   муниципальных
   образованиях.
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Республики Адыгея N
   295   от   31   марта   2005   г.  в  государственной   регистрации
   территориальному общественному самоуправлению может  быть  отказано
   по причине противоречия его устава действующему законодательству.
       Статьей  10 Закона Республики Адыгея N 295 от 31 марта 2005  г.
   определена   структура   органов   территориального   общественного
   самоуправления и их полномочия.
       Согласно пункту 3 статьи 21 Закона Республики Адыгея N  295  от
   31  марта  2005  г.  при ликвидации территориального  общественного
   самоуправления,  являющегося юридическим лицом, бюджетные  средства
   и   имущество,  находящееся  на  балансе,  приобретенное  за   счет
   бюджетных  средств или переданное органами местного самоуправления,
   переходят в состав муниципальной собственности.
       В  обоснование заявления прокурор указывал, что: пункт 2 статьи
   9   оспариваемого   Закона   Республики   противоречит   положениям
   Федерального   закона   N  129-ФЗ  от  8   августа   2001   г.   "О
   государственной   регистрации  юридических  лиц  и   индивидуальных
   предпринимателей", Федерального закона N 82-ФЗ от 19  мая  1995  г.
   "Об   общественных  объединениях";  статья  10  указанного   Закона
   Республики - положениям Федерального закона N 154-ФЗ от 28  августа
   1995  г. "Об общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации",  пункту  13  статьи  25  Закона  Республики
   Адыгея N 294 от 31 марта 2005 г. "О местном самоуправлении";  пункт
   3  статьи  21  данного Закона Республики - положениям  Федерального
   закона   N   7-ФЗ   от   12  января  1996  г.   "О   некоммерческих
   организациях".
       Судом  вынесено приведенное выше решение, об отмене которого  в
   части  отказа в признании статьи 10 Закона Республики Адыгея N  295
   от   31   марта   2005  г.  недействующей  просит  в   кассационном
   представлении  прокуратура  Республики Адыгея.  Полагает,  что  суд
   неправильно применил нормы материального права.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационного  представления,  не  находит  оснований  для   отмены
   решения.
       В  силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
   Российской  Федерации  суд, признав, что  оспариваемый  нормативный
   правовой  акт  не  противоречит  федеральному  закону  или  другому
   нормативному  правовому  акту, имеющим  большую  юридическую  силу,
   принимает  решение  об  отказе  в  удовлетворении  соответствующего
   заявления.
       Отказывая  в  удовлетворении  требований  прокурора  Республики
   Адыгея  в  части  отказа в признании статьи  10  Закона  Республики
   Адыгея  N  295  от  31 марта 2005 г. недействующей,  суд  пришел  к
   правильному   выводу   о   том,  что  оспариваемые   положения   не
   противоречат действующему федеральному законодательству.
       В  соответствии  с  пунктом "н" части 1 статьи  72  Конституции
   Российской   Федерации  установление  общих  принципов  организации
   системы  органов  государственной власти и местного  самоуправления
   находится  в  совместном ведении Российской Федерации  и  субъектов
   Российской Федерации.
       Орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации
   осуществляет  законодательное регулирование  по  предметам  ведения
   субъекта  Российской  Федерации  и  предметам  совместного  ведения
   Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации  в  пределах
   полномочий  субъекта Российской Федерации (подпункт  "б"  пункта  1
   статьи  5  Федерального закона N 184-ФЗ от 6  октября  1999  г.  (с
   последующими  изменениями  и  дополнениями)  "Об  общих   принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органах власти субъектов Российской Федерации").
       Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона N 154-ФЗ от  28
   августа  1995  г. (с последующими изменениями) "Об общих  принципах
   организации  местного  самоуправления в Российской  Федерации"  под
   территориальным     общественным     самоуправлением     понимается
   самоорганизация граждан по месту их жительства на части  территории
   муниципального  образования (территориях поселений,  не  являющихся
   муниципальными   образованиями,  микрорайонов,   кварталов,   улиц,
   дворов  и  других  территориях) для  самостоятельного  и  под  свою
   ответственность  осуществления  собственных  инициатив  в  вопросах
   местного  значения непосредственно населением или через создаваемые
   им   органы   территориального  общественного   самоуправления.   В
   соответствии с уставом муниципального образования указанные  органы
   могут являться юридическими лицами.
       Порядок    организации    и   осуществления    территориального
   общественного  самоуправления определяется  уставом  муниципального
   образования   в   соответствии  с  законами   субъекта   Российской
   Федерации   и   нормативными  правовыми  актами  органов   местного
   самоуправления.
       В  части  1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября
   2003   г.   (с   последующими  изменениями)  "Об  общих   принципах
   организации  местного самоуправления в Российской Федерации"  также
   дано  определение  территориального  общественного  самоуправления,
   под   которым  понимается  самоорганизация  граждан  по  месту   их
   жительства  на  части территории поселения для  самостоятельного  и
   под  свою  ответственность осуществления собственных  инициатив  по
   вопросам местного значения.
       Территориальное  общественное самоуправление в  соответствии  с
   его   уставом   может  являться  юридическим   лицом   и   подлежит
   государственной   регистрации   в   организационно-правовой   форме
   некоммерческой организации (абзац 2 части 5).
       Порядок    организации    и   осуществления    территориального
   общественного   самоуправления,   условия   и   порядок   выделения
   необходимых  средств  из  местного  бюджета  определяются   уставом
   муниципального  образования и (или) нормативными  правовыми  актами
   представительного  органа  муниципального  образования  (часть   11
   указанной выше статьи).
       В  силу абзаца 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона N  7-ФЗ
   от   12   января   1996   г.   (с  последующими   изменениями)   "О
   некоммерческих   организациях"   состав   и   компетенция   органов
   управления      общественными     организациями     (объединениями)
   устанавливаются  в  соответствии  с  законами  об  их  организациях
   (объединениях).
       Статьей  10 Закона Республики Адыгея N 294 от 31 марта 2005  г.
   "О    местном   самоуправлении"   установлена   структура   органов
   территориального  общественного  самоуправления  в  виде  Комитетов
   территориального   общественного   самоуправления   и   контрольно-
   ревизионных комиссий и определены их полномочия.
       Оспариваемые  положения статьи 10 не ущемляют самостоятельность
   и  гарантии  местного самоуправления, поскольку они не  затрагивают
   закрепленные    в    федеральном   законодательстве    материальные
   полномочия  местного  самоуправления, допускают  для  муниципальных
   образований возможность предусматривать в уставах в соответствии  с
   нормативными  правовыми  актами органов местного  самоуправления  и
   законами  субъекта  Российской  Федерации  порядок  организации   и
   структуру органов территориального общественного самоуправления.
       При  таких  обстоятельствах оснований для признания  статьи  10
   Закона Республики Адыгея N 295 от 31 марта 2005 г. недействующей  у
   суда не имелось.
       Доводы  кассационной жалобы, направленные  к  иному  толкованию
   норм  материального права, примененных судом при разрешении данного
   дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
       Довод   кассационного  представления  о  том,  что  статья   10
   оспариваемого  Закона  Республики  Адыгея  противоречит  положениям
   пункта  13  статьи  25  этого же Закона,  несостоятелен,  поскольку
   рассмотрение    данного    вопроса    не    отнесено    гражданским
   процессуальным  законодательством  к  полномочиям  Верховного  Суда
   Российской Федерации.
       Иные  доводы  кассационной жалобы были предметом  обсуждения  в
   суде  первой  инстанции и обоснованно по основаниям,  изложенным  в
   решении суда, признаны неосновательными.
       Руководствуясь    статьями   360,   361,    366    Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Адыгея от 27 февраля 2006 г.
   оставить  без  изменения,  кассационное  представление  прокуратуры
   Республики Адыгея - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz