Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 19.04.2006 N 0100/4510-06-32 О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                                ПИСЬМО
                от 19 апреля 2006 г. N 0100/4510-06-32
                                   
                     О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
           НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,
         НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ
               ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО
                 И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ
   
       В  настоящее  время  территориальными управлениями  Федеральной
   службы  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
   человека   по   субъектам   Российской  Федерации   во   исполнение
   Постановления    Главного   государственного   санитарного    врача
   Российской  Федерации  от 15.03.2006 N 6 "Об  усилении  надзора  за
   оборотом  алкогольной  продукции" и в  соответствии  с  указаниями,
   содержащимися в письмах Роспотребнадзора от 22.03.2006 N 0100/3167-
   06-32,  от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-
   06-23  и от 09.04.2006 N 0100/4023-06-23 проводятся мероприятия  по
   контролю,   направленные  на  проверку  соблюдения   хозяйствующими
   субъектами,   осуществляющими  оборот  на   территории   Российской
   Федерации   алкогольной   продукции,   соответствующих   требований
   санитарного  законодательства  и  законодательства  о  защите  прав
   потребителей.
       Целью  указанных  мероприятий является  обеспечение  реализации
   гарантированных  государством  прав  потребителей  на  приобретение
   товаров  надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья,
   а  также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и
   фальсифицированной   продукции   за   счет   контроля    соблюдения
   индивидуальными   предпринимателями   и   юридическими   лицами   в
   соответствующей  части обязательных требований Федерального  закона
   от  30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
   населения", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N  2300-1  "О
   защите прав потребителей", Федерального закона от 02.01.2000 N  29-
   ФЗ  "О  качестве  и безопасности пищевых продуктов" и  Федерального
   закона  от  22.11.1995  N  171-ФЗ "О государственном  регулировании
   производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
   спиртосодержащей продукции".
       В  этой  связи  продолжает  вызывать озабоченность  неснижаемый
   объем     выявляемого    несоответствия    алкогольной    продукции
   производства  Республики Молдова и Республики Грузия  установленным
   физико-химическим  и  органолептическим  показателям   (заявленному
   содержанию   этилового   спирта,  остаточного   сахара,   титруемой
   кислотности, общему содержанию сернистой кислоты и др.), что  среди
   прочего свидетельствует о несоблюдении продавцами требований  п.  5
   ст.  4  Закона  РФ  "О защите прав потребителей", закрепляющего  на
   этот  счет  соответствующую императивную  норму,  а  импортерами  -
   положений   п.   3  ст.  13  ФЗ  "О  государственном  регулировании
   производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
   спиртосодержащей  продукции", определяющего, что качество  ввозимой
   на   таможенную   территорию   Российской   Федерации   алкогольной
   продукции  должно  быть  не  ниже совокупности  ее  соответствующих
   характеристик,   предусмотренных   государственными    стандартами,
   техническими   условиями   в   области   производства   и   оборота
   алкогольной продукции.
       Помимо  этого во многих случаях проверяемая продукция не  может
   быть  надлежащим  образом идентифицирована, что  в  конечном  итоге
   свидетельствует о введении потребителей в заблуждение  об  истинных
   потребительских   свойствах  алкогольных  напитков   и   наряду   с
   выявляемыми нарушениями установленных законодательством  требований
   к  информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (п.
   1  ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей") и пригодность для
   целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2  ст.
   4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
       Особую  тревогу  вызывает  тот факт, что  в  значительной  доле
   исследованных  образцов продукции, ввезенной из Республики  Молдова
   и  Республики Грузия и произведенной на территории этих государств,
   были     обнаружены    пестициды    (ДДТ,    алдрин,     гептахлор,
   гексахлорциклогексан), относящиеся к группе так называемых  стойких
   органических  загрязнений  (СОЗ), которые  запрещены  к  применению
   соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ (Стокгольм,  22  мая
   2001  г.),  вступившей  в  силу 17 мая 2004  года,  по  причине  их
   способности  накапливаться  в  организме  человека,  нарушать   его
   репродуктивную  и  гормональную системы, приводить  к  генетическим
   мутациям  и  врожденным  дефектам, а  также  к  снижению  иммунного
   статуса.
       Так,    только    по    данным   территориального    управления
   Роспотребнадзора  по  городу  Москве (за  период  с  23.03.2006  по
   18.04.2006)  его  специалистами  было  отобрано  и  направлено  для
   лабораторных   исследований   в   ИЛЦ   ФГУЗ   "Центр   гигиены   и
   эпидемиологии  в  городе  Москве и его филиалы  в  административных
   округах   более  1100  образцов  алкогольной  продукции.   Из   901
   исследованного образца (вина различных наименований) в 473  (52,7%)
   отмечено   несоответствие  гигиеническим   нормативам.   При   этом
   алкогольной   продукции   производства   Республики   Грузия   было
   исследовано  280  образцов,  из которых неудовлетворительными  были
   признаны 172 (61%), причем 30 из них содержали пестициды.
       В   отношении  вин  и  виноматериалов  производства  Республики
   Молдова  за  тот же период было исследовано 433 образца  продукции,
   из  которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным
   требованиям,    а    60    (или   26,3%   от   общего    количества
   неудовлетворительных результатов) - содержали пестициды.
       В результате, по материалам контрольных (надзорных) мероприятий
   и   лабораторных   исследований  были  оформлены   118   санитарно-
   эпидемиологических   заключений   о   несоответствии    алкогольной
   продукции   производства  Республик  Молдова  и  Грузия  санитарным
   нормам  и  правилам,  приостановлен  ввоз  в  Москву  60  тыс.  дал
   виноматериалов  из  Республики Молдова и реализация  1345871  литра
   алкогольной  продукции (производства Республики Молдова  -  67143,7
   л,  производства  Республики  Грузия  -  54829  л)  в  предприятиях
   оптовой  и розничной торговли в связи с непредставлением санитарно-
   эпидемиологических  заключений  и  сопроводительных  документов  на
   продукцию,    а   также   реализацией   продукции   с    нарушением
   установленных требований к маркировке.
       По  сведениям  территориального управления Роспотребнадзора  по
   Свердловской   области   из  54  образцов   алкогольной   продукции
   производства  Республики  Молдова 23,  или  42,6%,  по  результатам
   соответствующих   лабораторных  исследований   не   соответствовали
   установленным  гигиеническим нормативам  (по  продукции  Республики
   Грузия - каждая вторая проба).
       В  Курганской области удельный вес отрицательных проб составил:
   45%  - по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по грузинской.
   В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
       В    Калининградской    области    при    среднем    показателе
   неудовлетворительных лабораторных исследований отбираемых  образцов
   алкогольной  продукции  18,5%,  в  отношении  продукции  Республики
   Грузия  он  оказался  равным 55% (при этом  по  коньяку  он  достиг
   абсолютной забраковки, т.е. 100%).
       В  Амурской области тот же средний показатель, равный 28,6%, по
   вину  грузинского  производства был  превышен  более  чем  на  10%,
   составив 39%.
       В  целом же по Российской Федерации за период с 15 марта по  15
   апреля  2006 г. 13403 партии алкогольной продукции территориальными
   управлениями  Роспотребнадзора были  признаны  не  соответствующими
   установленным  требованиям,  из  которых  74%  пришлось   на   долю
   алкогольной продукции производства Республики Молдова (вино -  9540
   партий,  коньяк  -  291 партия) и 21% на долю продукции  Республики
   Грузия  (вино  -  2947 партий, коньяк - 149 партий).  При  этом  по
   молдавскому  коньяку из 160 исследованных проб  не  соответствовали
   нормативным  требованиям  43 пробы (26,9%),  по  грузинскому  -  16
   (19,5%) из 82.
       При   этом   так   или   иначе  территориальными   управлениями
   Роспотребнадзора   отмечаются  многочисленные   случаи   реализации
   указанной  продукции  без сопроводительной  документации,  а  также
   факты   непредставления   копий  справок  к   грузовой   таможенной
   декларации    и   продажи   алкогольных   напитков   с   нарушением
   установленных  требований к ее маркировке,  что  свидетельствует  о
   несоблюдении  хозяйствующими субъектами  соответствующих  положений
   ст.  ст. 10.2 и 16 ФЗ "О государственном регулировании производства
   и   оборота   этилового  спирта,  алкогольной  и   спиртосодержащей
   продукции",  Постановления Правительства  Российской  Федерации  от
   08.02.2006 N 80 и Постановления Правительства Российской  Федерации
   от 31.12.2005 N 872.
       Кроме  того, следует отметить, что факты ненадлежащего качества
   винодельческой   продукции  производства   Республики   Молдова   и
   Республики    Грузия   отмечаются   не   только    территориальными
   управлениями    и    учреждениями    Роспотребнадзора,     но     и
   соответствующими    уполномоченными   организациями    Федерального
   агентства по техническому регулированию и метрологии.
       Так,  по сведениям Орехово-Зуевского филиала ФГУ "Менделеевский
   ЦСМ",   проводившего   соответствующие   исследования   на   основе
   аттестованного   в  установленном  порядке  метода   по   выявлению
   синтетических   красителей   в  винах,   указанные   красители   (в
   частности,   Е-124,   Е-122)  в  грузинских  и   молдавских   винах
   присутствуют в 40% случаев (в концентрации от 10 до 130 мг/л).
       Между  тем,  как  уже неоднократно отмечалось Роспотребнадзором
   ранее,  согласно положению, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона  РФ  "О
   защите   прав   потребителей",  продавец,  осуществляющий   продажу
   товаров   по  договору  розничной  купли-продажи,  обязан  передать
   потребителю  товар, пригодный для целей, для которых  товар  такого
   рода  обычно используется. При этом потребитель имеет право на  то,
   чтобы  алкогольная продукция, как и любой другой товар, при обычных
   условиях  ее использования была безопасна для его жизни и  здоровья
   (п.  1  ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей"), отвечая  при
   этом  обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в  части
   органолептических     и    физико-химических     показателей,     и
   соответствовала установленным нормативными документами  требованиям
   к  допустимому  содержанию химических (в том числе  радиоактивных),
   биологических  веществ  и их соединений, микроорганизмов  и  других
   представляющих опасность биологических организмов (п. 1 ст.  15  ФЗ
   "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
       В   этой  связи  очевидно,  что  нахождение  в  обороте  и   на
   потребительском    рынке    алкогольной   продукции    производства
   Республики  Молдова  и  Республики Грузия,  не  соответствующей  не
   только  нормативным  и  законодательно закрепленным,  но  и  обычно
   предъявляемым    требованиям,   не   обеспечивает   соответствующее
   санитарно-эпидемиологическое   благополучие   населения,   является
   нарушением  установленных законом прав потребителей и  представляет
   опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
       С учетом изложенного и рассматривая государственный контроль за
   качеством  и  безопасностью  алкогольной  продукции  как  важнейший
   элемент   государственного  регулирования  в  области  ее  оборота,
   направленного   на   защиту  экономических   интересов   Российской
   Федерации  и  обеспечение нужд потребителей в указанной  продукции,
   руководствуясь п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N  52-
   ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения",  ст.
   ст.   23,  25  Федерального  закона  от  22.11.1995  N  171-ФЗ   "О
   государственном  регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции"  предлагаю  всем
   хозяйствующим   субъектам,   осуществляющим   оборот    алкогольной
   продукции  производства  Республики Молдова  и  Республики  Грузия,
   т.е.  закупку (импорт), поставку, хранение и розничную  реализацию,
   принять  меры, направленные на прекращение ее реализации и  изъятие
   из оборота.
   
                                                          Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz