Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 18.04.2006 N 12204/05 ИСК О ВНЕСЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ПЕРЕЧЕНЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ СОБСТВЕННОСТИ ВОЗВРАЩЕН ЗАЯВИТЕЛЮ ВВИДУ НЕПОДСУДНОСТИ ДЕЛА ВЫСШЕМУ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ РФ ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ В СИЛУ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА ПОДОБНЫЕ ДЕЛА ПОДСУДНЫ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ РФ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 18 апреля 2006 г. N 12204/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина  А.А.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Витрянского  В.В., Горячевой Ю.Ю.,  Исайчева  В.Н.,  Киреева
   Ю.А.,  Козловой  А.С., Козловой О.А., Полубениной  И.И.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  в  судебном  заседании  заявление  Территориального
   управления   Федерального  агентства  по   управлению   федеральным
   имуществом  по  Рязанской области о пересмотре  в  порядке  надзора
   определения  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от
   18.08.2005 N 10255/05.
       В заседании приняли участие представители:
       от   заявителя   -  Территориального  управления   Федерального
   агентства   по  управлению  федеральным  имуществом  по   Рязанской
   области - Рябинкин О.П.;
       от  правительства  Рязанской области -  Миронова  И.В.,  Пуклич
   С.И.;
       от    сельскохозяйственного    производственного    кооператива
   "Ходынино" (третьего лица) - Радугин А.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Горячевой  Ю.Ю.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Территориальное управление Федерального агентства по управлению
   федеральным  имуществом по Рязанской области (далее  -  управление)
   обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском  к
   правительству Рязанской области (далее - правительство) о  внесении
   земельного  участка, расположенного в Рыбновском  районе  Рязанской
   области,  в  перечень земельных участков, на которые  у  Российской
   Федерации   возникает   право   собственности   при   разграничении
   государственной собственности на землю.
       В   качестве   третьего  лица  к  участию  в   деле   привлечен
   сельскохозяйственный производственный кооператив "Ходынино"  (далее
   - кооператив).
       Определением   от  18.08.2005  N  10255/05  исковое   заявление
   возвращено  на  основании пункта 1 части 1 статьи 129  Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)
   ввиду  неподсудности  дела  Высшему  Арбитражному  Суду  Российской
   Федерации.  Данный вывод мотивирован тем, что истцом  и  ответчиком
   по  делу  являются  территориальное управление федерального  органа
   исполнительной  власти  в  субъекте Российской  Федерации  и  орган
   власти  субъекта  Российской  Федерации,  споры  между  которыми  к
   компетенции  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  не
   отнесены.  Кроме того, в определении указано, что иск  "о  внесении
   земельного участка в перечень..." не является экономическим  спором
   и не связан с осуществлением иной экономической деятельности.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре определения в порядке надзора  управление
   просит  его  отменить,  ссылаясь на  неправильное  применение  норм
   материального и процессуального права. По мнению управления,  имеет
   место  экономический спор между Российской Федерацией  и  Рязанской
   областью,  который  в  силу  пункта 3 части  2  статьи  34  Кодекса
   подлежит   рассмотрению  в  Высшем  Арбитражном   Суде   Российской
   Федерации.
       В  отзывах  на  заявление  правительство  и  кооператив  просят
   оставить  судебный  акт  без изменения,  указывая  на  несоблюдение
   досудебного порядка урегулирования спора.
       Проверив   обоснованность  доводов,  изложенных  в   заявлении,
   отзывах   на   него  и  выступлениях  присутствующих  в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   обжалуемый  судебный  акт  подлежит  оставлению  без  изменения  по
   следующим основаниям.
       Мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении определения
   от  18.08.2005  N 10255/05, ошибочны, однако вывод о  неподсудности
   спора  Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и возвращение
   заявления законодательству соответствуют.
       Требование управления о внесении конкретного земельного участка
   в  перечень участков федерального уровня собственности основано  на
   положениях   Федерального  закона  от  17.07.2001   N   101-ФЗ   "О
   разграничении  государственной собственности  на  землю"  (далее  -
   Закон  N  101-ФЗ). Этот Закон признан утратившим силу на  основании
   статьи  4  Федерального закона от 17.04.2006 N  53-ФЗ  "О  внесении
   изменений  в  Земельный  кодекс Российской  Федерации,  Федеральный
   закон   "О   введении  в  действие  Земельного  кодекса  Российской
   Федерации",  Федеральный закон "О государственной регистрации  прав
   на  недвижимое  имущество и сделок с ним" и  признании  утратившими
   силу   отдельных   положений   законодательных   актов   Российской
   Федерации", который, в свою очередь, вступает в силу с 1 июля  2006
   года (статья 5).
       Согласно   статьям   2  -  5  Закона  N  101-ФЗ   разграничение
   государственной  собственности на землю влечет возникновение  права
   собственности  на  земельные участки либо у  Российской  Федерации,
   либо   у  субъектов  Российской  Федерации,  либо  у  муниципальных
   образований.
       В  соответствии  со  статьей  7 Закона  N  101-ФЗ  споры  между
   Российской    Федерацией,    субъектами    Российской    Федерации,
   муниципальными   образованиями   о  разграничении   государственной
   собственности   на   землю  должны  разрешаться  с   использованием
   согласительных  процедур,  а  в случае недостижения  согласованного
   решения - рассматриваются в суде.
       Исходя    из   изложенного   судебные   споры,   связанные    с
   разграничением  государственной  собственности  на  землю,  в  силу
   Закона   N   101-ФЗ   возможны   только  между   публично-правовыми
   образованиями:   Российской   Федерацией,   субъектами   Российской
   Федерации,  муниципальными  образованиями.  Указанные  споры  носят
   экономический  характер,  так как собственность  публично-правового
   образования   составляет   одну   из   экономических   основ    его
   деятельности.  Рассмотрение подобных споров на основании  пункта  1
   статьи  2  и  части  2  статьи  27  Кодекса  входит  в  компетенцию
   арбитражных судов.
       В  судебных  процессах  от имени публично-правовых  образований
   выступают     уполномоченные    органы.     Управление     является
   территориальным  органом  Федерального  агентства   по   управлению
   федеральным   имуществом,  к  ведению  которого  отнесены   вопросы
   разграничения государственной собственности на землю.
       Следовательно, у суда не было оснований считать, что указание в
   заявлении  в качестве сторон по делу вместо Российской Федерации  и
   Рязанской  области  конкретных органов, уполномоченных  действовать
   от  имени названных публично-правовых образований при разграничении
   государственной  собственности  на  землю,  влияет  на   субъектный
   состав  участвующих  в  деле лиц и определяет  его  подсудность.  В
   данном  случае  неточность в наименованиях  сторон  по  делу  могла
   послужить  основанием для оставления заявления без движения  (часть
   1 статьи 128 Кодекса).
       Что  касается формулировки предмета требования, то по  правилам
   части  1  статьи  49  Кодекса она может быть изменена  до  принятия
   судебного   акта,  которым  заканчивается  рассмотрение   дела   по
   существу в суде первой инстанции.
       Тем  не  менее вывод суда о неподсудности данного дела  Высшему
   Арбитражному  Суду  Российской  Федерации  является  правильным   с
   учетом   требований   статей  6   и   7   Закона   N   101-ФЗ,   не
   предусматривающих      проведение      процедуры      разграничения
   государственной собственности на землю без обеспечения  возможности
   участия в этой процедуре муниципальных образований.
       В  целях обеспечения гарантий, предоставленных Законом N 101-ФЗ
   названным публично-правовым образованиям, привлечение их к  участию
   в  судебных спорах о разграничении государственной собственности на
   землю в отношении любого земельного участка обязательно.
       Следовательно, в силу положений статьи 34 и части 1  статьи  38
   Кодекса  подобные  дела  подсудны  не  Высшему  Арбитражному   Суду
   Российской  Федерации,  а  арбитражному  суду  субъекта  Российской
   Федерации по месту нахождения земельного участка.
       Ошибочное непривлечение управлением в качестве стороны по  делу
   муниципального образования в данном случае на подсудность  дела  не
   влияет.
       Таким  образом,  вывод обжалуемого определения о  неподсудности
   дела  Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и  возвращение
   на  этом основании поданного заявления со ссылкой на пункт 1  части
   1 статьи 129 Кодекса законодательству соответствуют.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  1
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       определение  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от
   18.08.2005 N 10255/05 оставить без изменения.
       Заявление Территориального управления Федерального агентства по
   управлению  федеральным  имуществом по Рязанской  области  оставить
   без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz