Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.04.2006 N ГКПИ06-283 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА "Д" ПУНКТА 10 "УСТАВА О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОСОБО ОПАСНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.07.1998 N 744

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 11 апреля 2006 г. N ГКПИ06-283
                                   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Л.  о признании недействующим подпункта  "д"  пункта  10
   "Устава   о  дисциплине  работников  организаций  с  особо  опасным
   производством    в   области   использования   атомной    энергии",
   утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г.  N
   744 (далее - Устав),
   
                              установил:
   
       Л.  обратился  в Верховный Суд РФ с указанным выше  заявлением,
   сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт  Устава,
   в  соответствии  с  которым  на него было  наложено  дисциплинарное
   взыскание  в  виде  увольнения,  не соответствует  Конституции  РФ,
   требованиям Трудового кодекса РФ и ограничивает его трудовые  права
   и свободы, гарантированные Конституцией РФ.
       Считает,  что  применение  к  нему  указанного  дисциплинарного
   взыскания  на основании оспариваемого пункта Устава за  однократное
   нарушение  законодательства  РФ  в  области  использования  атомной
   энергии  является  неправомерным, поскольку такого  рода  взыскания
   могут применяться, если они установлены федеральным законом.
       Оспариваемый  Устав к законам не относится,  а  поэтому  он  не
   должен  содержать не предусмотренных законом оснований  привлечения
   работников к дисциплинарной ответственности, как это имеет место  в
   названном Уставе.
       В  судебном заседании представители заявителя заявление  своего
   доверителя поддержали.
       Представитель  Правительства РФ  Рура  Н.Н.  и  Фомина  И.В.  с
   предъявленным  требованием не согласились и просили  об  оставлении
   его  без  удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый  Устав
   принят  Правительством  в соответствии с требованиями  Федерального
   закона  "Об  использовании атомной энергии", требованиям  Трудового
   кодекса РФ не противоречит и предусмотренных законом трудовых  прав
   заявителя не нарушает.
       Выслушав  объяснения  представителей заявителя,  представителей
   заинтересованного  лица,  исследовав  материалы  дела  и   заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Федотовой  А.В.,
   полагавшей  в удовлетворении заявления отказать, Верховный  Суд  РФ
   находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд,  признав,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному
   закону  или  другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую
   юридическую  силу,  принимает решение об  отказе  в  удовлетворении
   заявления.
       Как  установлено судом, Постановлением Правительства РФ  от  10
   июля  1998  г.  N 744 был утвержден "Устав о дисциплине  работников
   организаций  с  особо опасным производством в области использования
   атомной  энергии",  согласно подпункту "д"  пункта  10  которого  к
   работнику  организации может применяться увольнение за  однократное
   нарушение  законодательства  РФ  в  области  использования  атомной
   энергии  из  числа нарушений, предусмотренных ст.  61  Федерального
   закона  "Об использовании атомной энергии", если последствия  этого
   нарушения  создают  угрозу  для  безопасной  работы  организации  и
   представляют опасность для жизни и здоровья людей.
       Из  объяснений  представителя  Правительства  РФ  следует,  что
   данный  Устав  был  принят  в  целях реализации  положений  ст.  38
   Федерального  закона  "Об использовании атомной  энергии",  в  силу
   которой  трудовые  отношения и дисциплина работников,  деятельность
   которых  связана с использованием атомной энергии в организациях  с
   особо   опасным  производством,  перечень  которых  устанавливается
   Правительством РФ, регулируются наряду с законодательством о  труде
   Российской Федерации уставами о дисциплине.
       Довод заявителя о том, что оспариваемый в указанной части пункт
   Устава  противоречит Трудовому кодексу РФ, поскольку  устанавливает
   не   предусмотренные  законом  вид  дисциплинарного   взыскания   и
   основания  для  наложения такого взыскания, не может  быть  признан
   обоснованным.
       Как  уже  отмечалось  выше, оспариваемый  Устав  был  утвержден
   Правительством РФ в соответствии со ст. 38 Федерального закона  "Об
   использовании   атомной  энергии",  предусматривающей   возможность
   регулирования   трудовых  отношений  и  дисциплины   работников   в
   организациях  с  особо  опасным  производством  наряду  с  трудовым
   законодательством РФ уставами о дисциплине.
       Данное  положение  Закона  в  полной  мере  согласуется   и   с
   требованиями  ст.  189 Трудового кодекса РФ, из содержания  которой
   следует, что для отдельных категорий работников действуют уставы  и
   положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ.
       Необходимость специального регулирования трудовых  отношений  и
   дисциплинарной   ответственности  некоторых  категорий   работников
   организаций  с  особо опасным производством в области использования
   атомной  энергии  предусмотрена названным выше  Законом  и  вызвана
   тем,  что  они выполняют работы, связанные с источником  повышенной
   опасности,  а также задачей обеспечения безопасности ядерно-опасных
   объектов  и предотвращения несанкционированных действий в отношении
   ядерных  материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных
   отходов,  что  обусловлено тем, что нарушение  трудовой  дисциплины
   при  выполнении  подобного рода работ может привести  к  масштабным
   техногенным  катастрофам,  влекущим за собой  угрозу  для  жизни  и
   здоровья людей.
       Перечень  нарушений законодательства РФ в области использования
   атомной   энергии,   за  которые  устанавливается  ответственность,
   содержится  в ст. 61 Федерального закона "Об использовании  атомной
   энергии".   Данный  перечень  нарушений  и  является  установленным
   федеральным  законом  основанием  для  привлечения  работника   при
   необходимости к дисциплинарной ответственности.
       Согласно   подпункту  "д"  пункта  10  Устава  за   однократное
   нарушение  законодательства  РФ  в  области  использования  атомной
   энергии  из  числа  нарушений, предусмотренных  ст.  61  названного
   Закона,  если  последствия  этого  нарушения  создают  угрозу   для
   безопасности работы организации и представляют опасность для  жизни
   и    здоровья   людей,   в   качестве   дисциплинарного   взыскания
   предусмотрено увольнение с работы.
       В  соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ  за  совершение
   дисциплинарного  проступка, то есть неисполнение  или  ненадлежащее
   исполнение  работником  по его вине возложенных  на  него  трудовых
   обязанностей,  работодатель  вправе  применить  к  нему   одно   из
   следующих  дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение
   по соответствующим основаниям.
       Трудовым  кодексом  РФ (ст. 81) определены  также  и  основания
   расторжения  трудового договора по инициативе работодателя,  в  том
   числе:  за  неоднократное неисполнение работником без  уважительных
   причин  трудовых  обязанностей, если он  уже  имеет  дисциплинарное
   взыскание  (пункт  5),  за однократное грубое нарушение  работником
   трудовых  обязанностей  (пункт 6), а также возможность  расторжения
   трудового  договора по инициативе работодателя  в  других  случаях,
   установленных  настоящим  Кодексом и  иными  федеральными  законами
   (пункт 14).
       Приведенные нормы Трудового кодекса РФ свидетельствуют  о  том,
   что  подпункт  "д"  пункта 10 Устава не вводит  какого-либо  нового
   вида   дисциплинарного   взыскания,  не   предусмотренного   данным
   Кодексом,  и  не  устанавливает иных оснований ответственности,  не
   предусмотренных  ст.  61  Федерального  закона  "Об   использовании
   атомной энергии", а лишь определяет случаи применения данного  вида
   взыскания  за  предусмотренные законом нарушения  для  определенных
   категорий  работников организаций с особо опасным  производством  в
   области использования атомной энергии.
       При  таких данных суд приходит к выводу о том, что подпункт "д"
   пункта  10  Устава,  предусматривающий  увольнение  за  однократное
   нарушение  законодательства  РФ  в  области  использования  атомной
   энергии  из  числа  нарушений, предусмотренных  ст.  61  указанного
   Закона,     полностью    соответствует    действующему    трудовому
   законодательству РФ и каких-либо предусмотренных законом  оснований
   для признания его недействующим не имеется.
       В  связи  с  этим  у  суда  не имеется и  каких-либо  оснований
   полагать,    что    оспариваемым    пунктом    Устава    нарушаются
   конституционные права заявителя.
       Что касается утверждения представителей заявителя о том, что Л.
   по   своему  должностному  положению  не  подпадает  под   действие
   подпункта  "д"  пункта  10  Устава и в связи  с  этим  не  подлежал
   увольнению  по  указанному в нем основанию, то оно  не  может  быть
   принято  во  внимание, поскольку данный вопрос может быть  разрешен
   только  соответствующим судом при рассмотрении конкретного дела  по
   его иску о восстановлении на работе.
       Суд  при  этом  принимает  во  внимание,  что  такое  дело  уже
   находится    на   разрешении   Сосновоборского   городского    суда
   Ленинградской области и заявитель не лишен возможности  представить
   ему  соответствующие доказательства в подтверждение указанного выше
   обстоятельства.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198  и
   п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Л. о признании недействующим подпункта "д" пункта  10
   "Устава   о  дисциплине  работников  организаций  с  особо  опасным
   производством    в   области   использования   атомной    энергии",
   утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г.  N
   744, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  РФ  в  течение 10 дней со  дня  его  вынесения  в
   окончательной форме.
   
                                                Председательствующий -
                                              Судья Верховного Суда РФ
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz