ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769
Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела
обращение, касающееся отдельных вопросов применения
законодательства Российской Федерации о противодействии
легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, и сообщает следующее.
Действующим законодательством Федеральной службе по финансовому
мониторингу не предоставлено право толкования норм Федерального
закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Вместе с тем ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлен
перечень организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся
и кредитные организации.
Порядок предоставления кредитными организациями в Федеральную
службу по финансовому мониторингу сведений об операциях с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю,
установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от
20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными
организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(далее - Положение Банка России N 207-П).
В Положении Банка России N 207-П среди участников сделок и
операций с денежными средствами или иным имуществом указываются
юридические лица, физические лица, физические лица -
индивидуальные предприниматели.
По нашему мнению, это не свидетельствует о выделении
индивидуальных предпринимателей в самостоятельную группу, а
конкретизирует общее понятие физического лица, что также
определяется положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской
Федерации, в которых понятия гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации используются и
применяются в том значении, в каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
законодательством.
Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, в
частности, следующие понятия:
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иностранные
юридические лица, компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств, международные
организации, их филиалы и представительства, созданные на
территории Российской Федерации;
- физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства;
- индивидуальные предприниматели - физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица;
- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации -
физические лица, фактически находящиеся на территории Российской
Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Принимая во внимание, что индивидуальные предприниматели имеют
основной государственный регистрационный номер для индивидуальных
предпринимателей (ОГРНИП), Положение Банка России N 207-П
расширяет перечень сведений, необходимых для идентификации
физических лиц - индивидуальных предпринимателей.
В этой связи при представлении сведений об участниках операции
с денежными средствами или иным имуществом (индивидуальных
предпринимателях) кредитные организации должны указывать основной
государственный регистрационный номер индивидуального
предпринимателя, присвоенный органами ФНС России в соответствии с
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Кроме того, п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что к деятельности индивидуальных
предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую
деятельность юридических лиц. Из смысла ст. 23 Гражданского
кодекса Российской Федерации усматривается, что физическое лицо -
индивидуальный предприниматель вступает в отношения с третьими
лицами только в целях осуществления предпринимательской
деятельности, а если он же вступает в такие отношения не в целях
осуществления предпринимательской деятельности, то он является
субъектом правоотношений, установленных Федеральным законом N 115-
ФЗ, как просто физическое лицо.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, кредитным организациям
следует осуществлять процедуры идентификации организаций,
физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей,
находящихся на обслуживании в кредитной организации, и
представлять сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, в
соответствии с требованиями действующего законодательства
Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N
302 "О порядке осуществления расчетов и переводов между
резидентами и нерезидентами коммерческих кредитов на срок более
180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с
осуществлением внешнеторговой деятельности" (далее - Постановление
N 302) установлено, что при осуществлении расчетов и переводов
между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами
нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных
дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением
внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на срок
до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15
календарных дней, сумму, равную в эквиваленте 10% определенной на
день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за
вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного
предоставления. При этом согласно п. 2 Постановления N 302 сумма
резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180
календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту
денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с
внешнеторговой деятельностью.
В практике кредитных организаций неоднократно возникает
проблема толкования словосочетания "со дня перечисления денежных
средств" для целей выполнения резидентами своих обязательств по
резервированию.
Для корректного толкования кредитными организациями п. 2
Постановления N 302 Ассоциация российских банков обратилась в
Министерство финансов Российской Федерации, ответ которого
приводится ниже.
Руководитель
В.А.ЗУБКОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 05-06-03/ЗН
Министерство финансов Российской Федерации с участием
Центрального банка Российской Федерации рассмотрело обращение по
вопросу разъяснения некоторых норм, предусмотренных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 302 "О
порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и
нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам
коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде
предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой
деятельности" и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 23 марта 2005 г. N 45н, к полномочиям Министерства
финансов Российской Федерации не относится рассмотрение по
существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и
понятий) законодательства Российской Федерации и практики его
применения, если законодательством Российской Федерации не
установлено иное. Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-
ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Минфин России не
наделен правом разъяснять акты валютного законодательства
Российской Федерации. Положением о Министерстве финансов
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, к полномочиям
Минфина России не отнесено разъяснение актов органов валютного
регулирования.
Вместе с тем по вопросу, изложенному в обращении, считаем, что
под днем перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в
виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью
можно понимать дату списания денежных средств со счета резидента,
подтвержденную выпиской из соответствующего лицевого счета
резидента - клиента банка.
С Банком России согласовано.
Статс-секретарь,
Заместитель Министра
С.Д.ШАТАЛОВ
|