ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 марта 2006 г. N АК/3512
О РАЗГРАНИЧЕНИИ РЕКЛАМЫ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФАС России рассмотрел вопросы о разграничении понятий "реклама"
и "информация" в отношении рекламно-информационного оформления
предприятий игорного бизнеса в месте их фактического нахождения и
сообщает.
1. В соответствии с пунктом 18 Информационного письма
Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения
споров, связанных с применением законодательства о рекламе",
сведения, распространение которых по форме и содержанию является
для юридического лица обязательным на основании закона или обычая
делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо
от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее
наименования, адреса и режима работы относится к обязательным
требованиям, предъявляемым к вывеске Законом "О защите прав
потребителей", следовательно, такая информация не может
рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее
исполнения.
Указание на здании в месте нахождения организации профиля
(вида) ее деятельности - "Казино", "Игровой клуб", "Игровые
автоматы", "Культурно-развлекательный центр" и прочее - относится
к обычаям делового оборота и также не может рассматриваться в
качестве рекламы.
2. Размещение в месте нахождения организации (игорного
заведения) ее наименования (в том числе не совпадающего с
наименованием владельца данной организации), например "казино
Топаз", "Игровой клуб Вулкан", по мнению специалистов ФАС России,
служит целям идентификации данного заведения и может
рассматриваться как его реклама. Товарные знаки, выступающие в
качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие
организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны
признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может
быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования
Федерального закона "О рекламе", независимо от манеры исполнения
указанных обозначений.
3. Размещение на здании игорного заведения изображений игровых
автоматов, карт, рулетки, а также соответствующих надписей и
названий игр (например, блэк-джэк, три семерки, 777, слотс и т.п.)
не является обязательным и, по мнению ФАС России, формирует
интерес потребителей к конкретным видам деятельности игорного
заведения (азартным играм). Следовательно, такая информация должна
рассматриваться в качестве рекламы деятельности по организации и
проведению азартных игр, пари, игорных заведений. При этом
размещенные на фасадах здания изображения, не содержащие сведений
об азартных играх (например, видов г. Лас-Вегас, г. Москвы,
небоскребы и прочее), не подпадают под законодательное понятие
рекламы и не являются рекламой.
4. Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к
количеству вывесок, размещение которых обязательно для
юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении
на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или
рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и
обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по
мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения
организации и должны признаваться в качестве обязательной
информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или
на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении
нескольких улиц.
Однако если целевым назначением сведений о наименовании
организации и виде ее деятельности не является информирование о
месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения,
занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть
квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения
таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном
здании, в котором игорное заведение арендует одну комнату, следует
расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ
размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения
организации и преследует иные цели.
А.Б.КАШЕВАРОВ
|