Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 06.03.2006 N 9 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                        от 6 марта 2006 г. N 9
                                   
                     ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
          ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
           (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
                И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ
                   В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ
                          АКТОВ БАНКА РОССИИ
   
       1.  Распространяется ли на кредитные организации обязанность по
   выявлению  сделок с недвижимым имуществом, относящихся к операциям,
   подлежащим  обязательному  контролю,  и  направлению  сведений   об
   указанных сделках в уполномоченный орган?
       В  соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального  закона  "О
   противодействии   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
   преступным   путем,   и   финансированию   терроризма"   (далее   -
   Федеральный   закон)   сделка  с  недвижимым  имуществом   подлежит
   обязательному  контролю,  если сумма, на которую  она  совершается,
   равна  или  превышает  3  000  000  рублей,  либо  равна  сумме   в
   иностранной  валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или  превышает
   ее.
       Согласно  пункту  4  статьи 6 Федерального закона  сведения  об
   операциях  с  денежными средствами или иным имуществом,  подлежащих
   обязательному    контролю,   представляются    непосредственно    в
   уполномоченный  орган  организациями,  осуществляющими  операции  с
   денежными  средствами  или иным имуществом.  Данную  норму  следует
   рассматривать    как   общую,   адресованную   всем   организациям,
   осуществляющим   операции   с   денежными   средствами   или   иным
   имуществом, в том числе и кредитным организациям.
       Следовательно,  кредитная  организация  должна  представлять  в
   уполномоченный  орган  сведения  о  любых  сделках   с   недвижимым
   имуществом  (купля-продажа, аренда, залог и  т.д.),  сумма  которых
   равна  или  превышает 3 000 000 рублей, если кредитная  организация
   является   стороной  по  сделке  либо  если  из  представленных   в
   соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  клиентом
   документов  ей стало известно о совершении такой сделки.  В  случае
   если   кредитная  организация  при  проведении  расчетной  операции
   своего  клиента  по сделке с недвижимым имуществом  не  располагает
   всей  необходимой  информацией,  на  основании  которой  она  может
   сделать   вывод  о  проведении  ее  клиентом  операции,  подлежащей
   обязательному контролю, и указанная операция при реализации  правил
   внутреннего  "противолегализационного"  контроля  не   отнесена   к
   операции,  в  отношении  которой  возникает  подозрение,  что   она
   связана  с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
   путем,  или  финансированием терроризма, обязанности по направлению
   соответствующих  сведений  в  уполномоченный  орган   у   кредитной
   организации не возникает.
   
       2.  Необходимо ли кредитной организации предпринимать  меры  по
   установлению  и идентификации выгодоприобретателя при осуществлении
   клиентом  платежей по договору финансирования под уступку денежного
   требования?
       Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-
   П   "Об   идентификации   кредитными   организациями   клиентов   и
   выгодоприобретателей    в    целях   противодействия    легализации
   (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и финансированию
   терроризма"  (далее  - Положение N 262-П), под выгодоприобретателем
   следует   понимать   лицо,  которое,  не  являясь   непосредственно
   участником  операции, получает выгоду от ее проведения.  При  этом,
   совершая  в  интересах  другого лица  банковские  операции  и  иные
   сделки,  клиент может действовать на основании различных договоров,
   в  частности,  агентского договора, договоров поручения,  комиссии,
   доверительного  управления  (то есть  перечень  гражданско-правовых
   договоров,  указанных в пункте 1.2 Положения N 262-П,  не  является
   исчерпывающим).
       Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона
   и  Положения  N  262-П  кредитные  организации  должны  предпринять
   обоснованные  и  доступные в сложившихся  обстоятельствах  меры  по
   идентификации  выгодоприобретателей вне зависимости от  гражданско-
   правовых  оснований совершения операции с денежными средствами  или
   иным имуществом.
       В  соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса  Российской
   Федерации   по   договору  финансирования  под  уступку   денежного
   требования  одна сторона (финансовый агент) передает или  обязуется
   передать  другой  стороне  (клиенту)  денежные  средства   в   счет
   денежного   требования   клиента  (кредитора)   к   третьему   лицу
   (должнику),   вытекающего  из  предоставления   клиентом   товаров,
   выполнения  им  работ или оказания услуг третьему  лицу,  а  клиент
   уступает  или  обязуется уступить финансовому агенту  это  денежное
   требование.
       Учитывая,  что  в  рамках договора финансирования  под  уступку
   денежного  требования клиент уступает финансовому  агенту  денежное
   требование,  а должник должен произвести платеж финансовому  агенту
   (исполнить  его денежное требование), в данном случае  клиента  как
   сторону   по   договору   финансирования  под   уступку   денежного
   требования, по нашему мнению, не следует рассматривать  в  качестве
   выгодоприобретателя.
   
       3.   Какие   квалификационные   требования   предъявляются    к
   ответственному    сотруднику    по   противодействию    легализации
   (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и финансированию
   терроризма (далее - ПОД/ФТ) филиала кредитной организации?
       Федеральным   законом  и  принятыми  в   соответствии   с   ним
   нормативными  актами  Банка  России, в том  числе  Указанием  Банка
   России  от  09.08.2004 N 1486-У "О квалификационных  требованиях  к
   специальным  должностным лицам, ответственным за соблюдение  правил
   внутреннего    контроля   в   целях   противодействия   легализации
   (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и финансированию
   терроризма  и  программ его осуществления в кредитных организациях"
   (далее   -  Указание  N  1486-У),  не  установлены  непосредственно
   квалификационные требования к ответственному сотруднику  по  ПОД/ФТ
   филиала кредитной организации.
       Однако   в   случае,  если  внутренними  документами  кредитной
   организации,    регламентирующими    процедуру    формирования    и
   направления   в   уполномоченный  орган  сведений,  предусмотренных
   Федеральным  законом,  филиалу кредитной организации  предоставлены
   полномочия по передаче отчетов в виде электронного сообщения  (ОЭС)
   напрямую  в  уполномоченный орган, минуя  головной  офис  кредитной
   организации,  полагаем,  что  ответственный  сотрудник  по   ПОД/ФТ
   филиала     кредитной     организации    должен     соответствовать
   квалификационным   требованиям,  предъявляемым   к   ответственному
   сотруднику кредитной организации Указанием N 1486-У.
   
       4.    Соответствует   ли   квалификационным    требованиям    к
   ответственному  сотруднику  по  ПОД/ФТ  кандидат,  имеющий   высшее
   юридическое  или экономическое образование, а также опыт  работы  в
   сфере  ПОД/ФТ,  при  отсутствии у него  опыта  руководства  отделом
   (подразделением) кредитной организации, связанным с  осуществлением
   банковских операций?
       В  соответствии  с  пунктом 2 Указания N  1486-У  ответственный
   сотрудник   должен  иметь  высшее  юридическое  или   экономическое
   образование   и   опыт  руководства  отделом,  иным  подразделением
   кредитной   организации,  связанным  с  осуществлением   банковских
   операций,  не  менее  одного  года,  а  при  отсутствии  указанного
   образования  -  опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее  двух  лет  или
   опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным  с
   осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
       Из  указанной  выше  нормы следует, что кандидат  на  должность
   ответственного  сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы  в  сфере
   ПОД/ФТ  не менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического
   или    экономического    образования   считается    соответствующим
   квалификационным   требованиям,   предъявляемым   к   ответственным
   сотрудникам по ПОД/ФТ.
       Таким   образом,  по  нашему  мнению,  кандидат  на   должность
   ответственного сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации,  имеющий
   высшее юридическое или экономическое образование, при отсутствии  у
   него  опыта  руководства отделом или иным подразделением  кредитной
   организации, связанным с осуществлением банковских операций,  может
   быть   признан   соответствующим  квалификационным  требованиям   к
   ответственному  сотруднику  по ПОД/ФТ  при  наличии  у  него  опыта
   работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.
   
       5.  Обязана  ли кредитная организация проводить обучение  своих
   сотрудников  по  вопросам  ПОД/ФТ  в  образовательных  учреждениях,
   имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности?
       В  соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Указания Банка  России  от
   09.08.2004  N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению  кадров
   в  кредитных  организациях" (далее - Указание N  1485-У)  кредитным
   организациям   предоставляется  право   самостоятельно   с   учетом
   требований  данного  указания  и иных  нормативных  правовых  актов
   Российской   Федерации  в  области  ПОД/ФТ,  а  также  особенностей
   деятельности  своих  клиентов и степени (уровня)  риска  совершения
   клиентами  операций  в  целях  ПОД/ФТ  разрабатывать  и  утверждать
   программу  подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ (включая  порядок
   проведения обучения и его формы), а также план ее реализации.
       Учитывая,  что  каких-либо требований в отношении организаторов
   обучающих  мероприятий  Указание N 1485-У  не  содержит,  кредитная
   организация   вправе  самостоятельно  определить,   каким   образом
   осуществлять   обучение  своих  сотрудников:  путем   использования
   "внутренних  ресурсов" или путем направления своих  сотрудников  на
   обучение в образовательные учреждения, имеющие лицензии на  ведение
   образовательной   деятельности,  а  также   банковские   ассоциации
   (союзы),   банковские   школы,  центры   и   курсы   переподготовки
   банковских кадров.
       Материал  подготовлен Департаментом финансового  мониторинга  и
   валютного контроля
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz