МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2006 г. N 33
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях определения порядка разработки научно-методического
обеспечения судебной экспертизы, организации научно-
исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю:
Утвердить Положение об организации научно-методического
обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений
Министерства юстиции Российской Федерации согласно Приложению.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 3 марта 2006 г. N 33
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки научно-
методического обеспечения (далее - НМО) судебной экспертизы в
государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства
юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) путем организации
научно-исследовательских работ (далее - НИР).
1.2. НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и
научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных
исследований и создания единого научно-методического подхода к
экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации
экспертов.
1.3. НМО представляет собой комплекс специальных знаний,
представленных в следующих формах:
- методические материалы по производству судебной экспертизы;
- методы и средства судебной экспертизы;
- программы подготовки экспертов по экспертным специальностям.
1.4. Создание НМО судебной экспертизы проводится в основном
путем выполнения НИР. Задачами НИР являются:
- развитие теоретических и методологических основ судебной
экспертизы;
- формирование новых родов и видов судебных экспертиз;
- разработка новых методических материалов и совершенствование
применяемых в экспертной практике методик, методов и средств
судебной экспертизы;
- разработка и совершенствование программ подготовки экспертов
по экспертным специальностям.
1.5. НИР считается выполненным и его результаты могут быть
включены в комплекс НМО судебной экспертизы только после
проведения испытаний, подтверждающих возможность их использования
в судебно-экспертной деятельности. Испытания являются неотъемлемой
частью НИР, а программа испытаний является частью технического
задания (далее - ТЗ) на НИР.
1.6. В НМО СЭУ могут быть включены методические материалы,
методы и средства судебной экспертизы, разработанные вне рамок
НИР, в т.ч. учреждениями других министерств и ведомств, и
прошедшие обязательные испытания в СЭУ Минюста России,
подтверждающие возможность их использования в судебно-экспертной
деятельности.
1.7. Все мероприятия по организации НИР, испытанию полученных
результатов и их внедрению в экспертную практику СЭУ
осуществляются на основе планирования.
1.8. Основными принципами планирования НИР являются:
- научная обоснованность планов;
- системность и комплексность планируемых заданий;
- оптимальность и непрерывность планирования;
- директивность и единство разработки и выполнения планов.
1.9. В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В
коллектив исполнителей темы могут быть включены представители
других министерств и ведомств при наличии соответствующего
согласования.
1.10. Головным государственным судебно-экспертным учреждением
по НМО СЭУ является государственное учреждение Российский
федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции
Российской Федерации (далее - РФЦСЭ).
В РФЦСЭ проводится следующая работа:
- осуществляется планирование и координация научных
исследований, проводимых в СЭУ;
- осуществляется научное руководство наиболее важными (в том
числе перспективными) темами НИР;
- контролируется выполнение ТЗ на НИР;
- осуществляется испытание методических материалов, методов и
средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по
экспертным специальностям;
- проводится систематический анализ и оценка эффективности
использования НМО судебной экспертизы в СЭУ.
2. Организация НИР
2.1. НИР в СЭУ проводится в соответствии:
- с планом основных научно-исследовательских работ в области
судебной экспертизы (далее - План), выполняемых СЭУ Министерства
юстиции Российской Федерации, утверждаемым приказом Министерства
юстиции Российской Федерации;
- с полугодовыми планами работы региональных центров и
лабораторий судебной экспертизы, в которых предусмотрены разделы
по НИР.
2.2. В План включаются НИР, обеспечивающие решение важнейших
научно-методических проблем в области судебной экспертизы.
В Плане указываются: наименование темы, содержание задания;
сроки выполнения; ведущее учреждение, научные руководители тем и
заданий, исполнители; ожидаемые результаты, форма выхода по темам
и заданиям.
Темы НИР отражаются в разделах Плана, наименование которых
соответствует названиям классов судебной экспертизы.
2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и направляет в соответствующие
подразделения Минюста России до 1 ноября.
2.4. Основанием включения в План является проблемная записка
(далее - Записка), оформленная и утвержденная в установленном
порядке. В Записке должны быть указаны:
- наименование проблемы (темы) НИР, планируемой к разработке;
- ведущее учреждение, обеспечивающее научно-методическое
руководство исследованием, и соисполнители;
- научный руководитель и исполнители по теме НИР;
- обоснование актуальности, теоретической и практической
значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме
НИР;
- ожидаемые результаты исследования;
- наименование организации, где планируется провести испытание;
- источник и порядок финансирования исследований, используемая
материально-техническая база;
- другие возможные условия и требования.
2.5. К Записке прилагается ТЗ, две рецензии (из различных СЭУ)
на Записку и на ТЗ.
2.6. В ТЗ должны быть следующие разделы: цель НИР, задачи НИР,
этапы НИР (задания) с указанием сроков исполнения и содержания,
программа испытаний, сведения об исполнителях - количество
исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал),
трудозатраты исполнителей в человеко-часах. Общие трудозатраты на
НИР в РФЦСЭ не могут превышать 20% времени, обеспеченного
бюджетным финансированием, в региональных центрах - 10%, а в
остальных СЭУ - 5%.
2.7. Рецензия должна включать следующие разделы: анализ
актуальности, теоретической и практической значимости, новизны
проведения исследований по заявляемой теме НИР, соответствие
Записки и ТЗ во всех пунктах объему, целям и задачам, поставленным
в НИР. Рецензии должны быть утверждены руководителем СЭУ.
2.8. Записка по теме НИР готовится на основе анализа и
обобщения потребностей экспертной и судебно-следственной практики
в определенных видах НМО судебной экспертизы.
2.9. Ежегодно для формирования проекта Плана заблаговременно
направленные проблемные записки с приложениями принимаются к
рассмотрению в РФЦСЭ до 1 сентября.
В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в
соответствующих секциях научно-методического совета РФЦСЭ (далее -
НМС). По результатам обсуждения составляется протокол, который
представляется в НМС. В случае положительного решения НМС НИР
включаются в проект Плана.
2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение
Ученого совета РФЦСЭ не позднее 25 октября. После одобрения Ученым
советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему
направляется в Министерство юстиции Российской Федерации на
утверждение в установленном порядке.
Пояснительная записка к Плану включает в себя: общую
характеристику тем, количество тем и заданий, конкретную форму
выходных материалов завершающихся тем.
2.11. Организация НИР региональных центров и СЭУ осуществляется
в соответствии с рассмотренными выше принципами. Утверждение
планов НИР региональных центров и лабораторий судебной экспертизы
осуществляется их руководителями.
2.12. Координация планов НИР региональных центров и СЭУ
возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители
региональных центров и СЭУ направляют проекты этих планов на
согласование в РФЦСЭ, где эти документы рассматриваются на
соответствующих секциях НМС. Соответствующее решение НМС о
согласовании либо предложении о доработке должно быть подготовлено
в течение 30 дней со дня поступления в РФЦСЭ.
3. Испытания НМО
3.1. Испытание НМО судебной экспертизы состоит в проверке на
экспериментальном (в случае положительного результата - на
экспертном) материале результатов НИР в форме методических
материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ
подготовки экспертов по экспертным специальностям в течение срока,
установленного в ТЗ.
3.2. Испытание проводится для оценки достоверности результатов
НИР, обоснованности положений и выводов, содержащихся в
методических материалах, надежности применения методов и средств
судебной экспертизы, всесторонности программ подготовки экспертов.
3.3. В процессе испытаний готовится протокол испытаний,
содержащий описание поступивших материалов, описание испытания,
анализ результатов испытания, выводы по результатам испытания.
Протокол рассматривается на соответствующей секции НМС и
представляется на утверждение в НМС.
По результатам испытаний подтверждаются или опровергаются
возможность и необходимость использования НМО в судебно-экспертной
деятельности.
3.4. Испытание осуществляется как непосредственными
исполнителями НИР, так и другими СЭУ Минюста России.
3.5. Испытания методических материалов, методов и средств
судебной экспертизы, программ подготовки экспертов, разработанных
вне Плана, организуются РФЦСЭ на основе рассмотрения
соответствующих заявлений и проводятся согласно п. 3.3.
3.6. НМС утверждает протокол секции и рассматривает результаты
испытаний. Принятие результатов НИР, решение вопроса о публикации
и внедрении в экспертную практику НМО осуществляется только при
положительном решении секции НМС.
|