ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 марта 2006 г. N 04-1-03/117
ОБ УПЛАТЕ НДФЛ И ЕСН
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о
налогообложении налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом компенсаций, предусмотренных для работников,
занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1
статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических
лиц и единым социальным налогом все виды установленных
законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), в частности, связанных с выполнением работником
трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда,
причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ) обязательной составляющей трудовых договоров между
организацией и работником являются условия оплаты труда работника.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата -
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
ТК РФ разграничиваются понятия оплаты труда (раздел VI ТК РФ) и
гарантий и компенсаций (раздел VII ТК РФ).
Статьями 146, 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными
ставками (окладами), установленными для различных видов работ с
нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных
законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 147 ТК РФ определено, что перечень тяжелых работ, работ
с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений.
На сегодняшний день указанный перечень Правительством
Российской Федерации не определен. Вместе с тем существуют
утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни
работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными
условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим
за условия труда и которыми целесообразно руководствоваться до
определения Правительством Российской Федерации перечня тяжелых
работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями
труда.
Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за
условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на
работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78
"Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на
рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на
которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда"
(далее - Постановление N 387/22-78). При этом законодательство
бывшего СССР - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним
Постановление N 387/22-78 может применяться в части, не
противоречащей действующему российскому законодательству, и не
ограничивает право работников на получение компенсаций,
предусмотренных статьей 219 ТК РФ.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников
либо коллективным договором, трудовым договором. При этом суммы
доплаты, производимой работодателем в соответствии со статьями 146
и 147 Трудового кодекса работникам, занятым на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями
труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией.
Соответственно, пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи
238 Кодекса на такие доплаты не распространяются, и они подлежат
налогообложению в общеустановленном порядке.
Что касается компенсаций, то согласно статье 164 ТК РФ - это
денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам
затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных
предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно статье 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых
работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то
он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные
законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
При этом с учетом положений статьи 135 ТК РФ размеры
компенсационных выплат устанавливаются работникам организаций,
финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными
нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным
финансированием (бюджетное финансирование и доходы от
предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными
правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Установленные с учетом приведенных выше положений ТК РФ
компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании
пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не
подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие
вредных производственных факторов, класс условий труда и т.п.)
устанавливаются в соответствии с Положением о порядке проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным
Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 14.03.1997 N 12, и служат основанием для
предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда.
Государственную экспертизу труда согласно Положению о
проведении государственной экспертизы условий труда в Российской
Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.04.2003 N 244, осуществляет Федеральная служба по
труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.07.1999
N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одной из
задач государственной экспертизы условий труда являются контроль
за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными или опасными условиями труда.
Учитывая изложенное, если в ходе контрольной работы у
налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления
организацией компенсационных выплат за работу с вредными, тяжелыми
или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса
налоговые органы, используя положения статьи 31 Кодекса, вправе
привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или)
органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
И.Ф.ГОЛИКОВ
|