Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.02.2006 N 266-Р О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 28 февраля 2006 г. N 266-р
   
       1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы
   стандартизации.
       2.   Федеральным   органам  исполнительной   власти   учитывать
   положения  Концепции  развития национальной системы  стандартизации
   при проведении работ в области технического регулирования.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                              Одобрена
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                         от 28 февраля 2006 г. N 266-р
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
             РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
   
                              I. Введение
   
       Настоящая  Концепция  представляет собой  систему  взглядов  на
   проблемы  развития национальной системы стандартизации в Российской
   Федерации  до  2010  года и содержит обоснованные  цели,  задачи  и
   направления развития национальной системы стандартизации.
       Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской
   Федерации,  федеральными  законами,  иными  нормативными  правовыми
   актами  Российской  Федерации и с учетом международных  нормативных
   документов в области стандартизации.
       Сформированная   на   протяжении  многих  десятилетий   система
   государственной   стандартизации  в   ходе   реформы   технического
   регулирования   должна   быть  заменена  на  национальную   систему
   стандартизации,  которая  в  условиях  глобализации   экономических
   отношений   призвана   обеспечить  баланс  интересов   государства,
   хозяйствующих  субъектов, общественных организаций и  потребителей,
   повысить   конкурентоспособность  российской   экономики,   создать
   условия   для  развития  предпринимательства  на  основе  повышения
   качества товаров, работ и услуг.
       Стандартизация    является    ключевым    фактором    поддержки
   государственной   социально-экономической  политики,   способствует
   развитию    добросовестной   конкуренции,    инноваций,    снижению
   технических  барьеров  в  торговле, повышению  уровня  безопасности
   жизни,  здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов
   потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
       Стандартизация  в  качестве  одного из  элементов  технического
   регулирования   должна  внести  достойный  вклад  в   экономическое
   развитие  страны,  при  этом  роль  и  принципы  стандартизации   в
   условиях  реформирования российской экономики должны быть адекватны
   происходящим переменам и соответствовать международной практике.
       Законодательную   и   нормативную  базу  национальной   системы
   стандартизации составляют:
       Конституция  Российской Федерации, которая относит стандарты  к
   вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
       Федеральный  закон "О техническом регулировании",  определивший
   правовые  основы стандартизации в Российской Федерации,  участников
   работ   по  стандартизации,  правила  разработки  и  добровольность
   применения стандартов;
       нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по
   вопросам стандартизации;
       основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
       Национальные  и международные стандарты могут использоваться  в
   качестве   основы   для   разработки  технических   регламентов   и
   содействия соблюдению их требований.
       Организационно-функциональную  структуру  национальной  системы
   стандартизации составляют:
       национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство  по
   техническому регулированию и метрологии);
       научно-исследовательские организации по стандартизации;
       технические комитеты по стандартизации;
       разработчики стандартов.
       В  состав  фонда документов национальной системы стандартизации
   входят    межгосударственные,   государственные   и    национальные
   стандарты,  отраслевые стандарты, правила стандартизации,  нормы  и
   рекомендации     в     области    стандартизации,    общероссийские
   классификаторы технико-экономической и социальной информации.
       Фонд  документов  национальной системы стандартизации  является
   составной  частью  федерального информационного  фонда  технических
   регламентов и стандартов.
       В  рамках  фонда документов национальной системы стандартизации
   сформировался  ряд таких уникальных подсистем, как  общетехнические
   системы  стандартов, система стандартов безопасности труда, система
   стандартов  безопасности  при  чрезвычайных  ситуациях  и   другие.
   Подсистемой  национальной системы стандартизации  является  система
   стандартизации оборонной продукции.
       Существующие  проблемы национальной системы  стандартизации  во
   многом   обусловлены   переходным  периодом   реформы   в   области
   технического  регулирования  и  являются  сдерживающим  фактором  в
   достижении стратегических целей стандартизации.
       В  Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной
   мере  отражены положения, определяющие понятие, структуру,  статус,
   участников   национальной   системы  стандартизации,   приоритетное
   применение    национальных   стандартов,   вопросы   финансирования
   деятельности   по  разработке  международных  и  межгосударственных
   стандартов.   Кроме  того,  указанным  Законом   не   предусмотрены
   отраслевые  стандарты  и  другие  нормативные  документы,  значение
   которых для производителей продукции остается весьма существенным.
       По    отдельным    направлениям   хозяйственной    деятельности
   эффективность  и  значимость  национальных  стандартов   снижается,
   поскольку  они не полностью отражают результаты научно-технического
   прогресса.  К  тому  же  недостаточен  уровень  их  гармонизации  с
   международными стандартами.
       Ввиду  отсутствия  необходимых научных исследований  и  слабого
   притока    профессиональных   кадров   в   научно-исследовательские
   организации  и  технические  комитеты по  стандартизации,  а  также
   недостаточного   финансирования  ухудшается   качество   разработки
   национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.
       Темпы  обновления и актуализации фонда документов  национальной
   системы  стандартизации  за  последние годы  снизились  (необходимо
   ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания  его
   на приемлемом уровне).
       В   связи   со  слабой  заинтересованностью  промышленности   в
   разработке   стандартов,  реорганизацией  управления  отраслями   и
   отраслевыми   научно-исследовательскими   институтами    активность
   технических  комитетов  по стандартизации в  последние  годы  также
   снизилась.
       Российская  Федерация является членом Международной организации
   по  стандартизации,  Международной  электротехнической  комиссии  и
   Международного   союза  электросвязи,  участвует   в   деятельности
   региональных  организаций по стандартизации. Несмотря  на  активное
   участие   Российской   Федерации   в   деятельности   международных
   организаций,   количество  секретариатов   технических   комитетов,
   закрепленных  за ней, явно недостаточно для реализации национальных
   интересов Российской Федерации.
       Проблемы  действующей  национальной системы  стандартизации  не
   позволяют  в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного
   роста в нашей стране.
       В  этой связи формирование национальной системы стандартизации,
   направленной    на    обеспечение   высоких   темпов    устойчивого
   экономического  роста и повышение конкурентоспособности  российской
   экономики,  должно  осуществляться на  основе  комплексного  выбора
   приоритетов  в  соответствии с намеченными стратегическими  целями,
   принципами, задачами и направлениями развития национальной  системы
   стандартизации.
   
              II. Стратегические цели, принципы и задачи
             развития национальной системы стандартизации
   
       В основу стратегии развития национальной системы стандартизации
   положены  апробированные практикой и соответствующие  международным
   принципам следующие принципы стандартизации:
       добровольность    применения    национальных    стандартов    и
   обязательность  их  соблюдения  в случае  принятия  решения  об  их
   использовании;
       применение   международных  стандартов  как  основы  разработки
   национальных  стандартов,  за  исключением  случаев,  когда   такое
   применение    признано   невозможным   вследствие    несоответствия
   требований  международных стандартов климатическим и географическим
   особенностям    Российской   Федерации,   техническим    и    (или)
   технологическим  особенностям, а также  случаев,  когда  Российская
   Федерация  в  соответствии с установленными  процедурами  выступала
   против   принятия  международного  стандарта  или  отдельного   его
   положения;
       максимальный учет законных интересов заинтересованных  лиц  при
   разработке национальных стандартов;
       обеспечение   преемственности   работ   по   стандартизации   в
   Российской Федерации;
       недопустимость   создания  препятствий   для   производства   и
   обращения  продукции, выполнения работ и оказания услуг  в  большей
   степени,    чем   это   минимально   необходимо   для    выполнения
   стратегических целей стандартизации;
       обеспечение  условий для единообразного применения национальных
   стандартов;
       обоснованность разработки национальных стандартов;
       открытость процессов разработки национальных стандартов;
       обеспечение доступности национальных стандартов и информации  о
   них для пользователей;
       однозначность   понимания  всеми  заинтересованными   сторонами
   требований, включаемых в национальные стандарты;
       прогрессивность   и   оптимальность   требований   национальных
   стандартов;
       применение  требований  национальных стандартов  в  контрактах,
   заключаемых между изготовителем и потребителем.
       Стратегическими    целями   развития    национальной    системы
   стандартизации являются:
       повышение    качества   и   конкурентоспособности    российской
   продукции,  работ  и  услуг, реализуемых на  внутреннем  и  внешнем
   рынках;
       обеспечение научно-технического прогресса;
       обеспечение  обороноспособности, экономической,  экологической,
   научно-технической   и   технологической  безопасности   Российской
   Федерации;
       обеспечение единства измерений;
       обеспечение рационального использования ресурсов;
       обеспечение   технической,   информационной   совместимости   и
   взаимозаменяемости продукции;
       содействие  взаимопроникновению  технологий,  знаний  и  опыта,
   накопленных в различных отраслях экономики;
       содействие  сохранению Российской Федерацией позиции  одной  из
   ведущих в экономическом отношении стран.
       Для эффективного развития национальной системы стандартизации и
   достижения стратегических целей необходимо:
       сформировать механизмы использования национальных стандартов  в
   государственных  интересах Российской Федерации, в  том  числе  для
   выполнения   международных  обязательств  и  поддержки   социально-
   экономической политики государства;
       обеспечить  приоритетную  разработку  национальных  стандартов,
   применяемых  на  добровольной  основе,  для  соблюдения  требований
   технических регламентов;
       обеспечить   при  разработке  национальных  стандартов   баланс
   интересов   государства,   хозяйствующих  субъектов,   общественных
   организаций и потребителей;
       сформировать     экономические    механизмы,     обеспечивающие
   привлечение   всех   заинтересованных   сторон   к    работам    по
   стандартизации и их финансированию;
       обеспечить   эффективное   применение   методов    и    средств
   стандартизации   для   содействия   успешному   развитию   секторов
   российской  экономики с высоким потенциалом развития, а  также  для
   повышения  качества  и конкурентоспособности российской  продукции,
   работ и услуг;
       применять  при  разработке стандартов метод программно-целевого
   планирования;
       оптимизировать  процедуру разработки  и  принятия  национальных
   стандартов с использованием международного опыта;
       усилить  роль  Российской Федерации и повысить ее  авторитет  в
   международной (региональной) стандартизации;
       повысить  уровень  гармонизации  национальных  и  международных
   стандартов;
       повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
   
                       III. Направления развития
                  национальной системы стандартизации
   
       Направления   развития   национальной  системы   стандартизации
   включают   в   себя:   совершенствование   законодательных    основ
   национальной  системы  стандартизации, усиление  роли  национальной
   стандартизации  в решении государственных задач и роли  государства
   в  развитии  стандартизации, развитие организационно-функциональной
   структуры национальной системы стандартизации, экономических  основ
   стандартизации,     фонда    документов    национальной     системы
   стандартизации,    информационного    обеспечения     в     области
   стандартизации,  совершенствование взаимодействия с  международными
   и  региональными организациями по стандартизации, развитие работ по
   подготовке,  переподготовке  и  повышению  квалификации  кадров  по
   стандартизации.
       В  целях  совершенствования законодательных основ  национальной
   системы   стандартизации  необходимо  подготовить   предложения   о
   внесении изменений в законодательство Российской Федерации,  в  том
   числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:
       уточнения  положений, определяющих понятие, структуру,  статус,
   участников   национальной   системы  стандартизации,   приоритетное
   применение   национальных   стандартов,   вопросов   финансирования
   деятельности   по  разработке  международных  и  межгосударственных
   стандартов;
       уточнения    правовых   вопросов,   связанных   с   применением
   национальных    стандартов    при   государственных    заказах    и
   использованием  прав  на объекты интеллектуальной  собственности  в
   стандартизации.
       Для   усиления  роли  национальной  стандартизации  в   решении
   государственных задач и роли государства в развитии  стандартизации
   необходимо:
       определить приоритетные направления развития стандартизации  на
   среднесрочную перспективу;
       разработать  механизмы применения национальных  стандартов  при
   формировании  программ  развития  отраслей  экономики,  а  также  в
   сферах  закупок  продукции, выполнения работ и оказания  услуг  для
   государственных нужд;
       внедрить механизмы участия в разработке национальных стандартов
   представителей органов исполнительной власти, научных  организаций,
   общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
       обеспечить  развитие  работ по общероссийским  классификаторам,
   разработать   общероссийский  классификатор  продукции   по   видам
   экономической   деятельности,  гармонизированный  с  классификацией
   Европейского союза.
       В   целях   развития  организационно-функциональной   структуры
   национальной системы стандартизации необходимо:
       провести  мониторинг  деятельности  технических  комитетов   по
   стандартизации  и  подготовить предложения о  их  реструктуризации,
   слиянии  или  упразднении с учетом структуры технических  комитетов
   международных  организаций, разработать  правила  взаимодействия  с
   техническими комитетами;
       разработать  и  реализовать новую модель  отношений  с  научно-
   исследовательскими  институтами  по  стандартизации  с  учетом   их
   статуса,    профессионального   опыта,   научных   и    технических
   возможностей;
       создать общественный совет по стандартизации, включающий в себя
   представителей    федеральных   органов   исполнительной    власти,
   Российской  академии наук, научно-технических обществ, общественных
   объединений, предпринимателей и потребителей;
       разработать   и   реализовать  пилотный   проект   создания   и
   функционирования отраслевых советов по стандартизации.
       В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
       разработать   и   внедрить  экономически   эффективные   модели
   планирования,  разработки, принятия и распространения  национальных
   стандартов;
       реализовать  на  практике  механизм  приоритетного   бюджетного
   финансирования  разработки  национальных  стандартов,  используемых
   для  исполнения  государственных функций и оказания государственных
   услуг;
       разработать  механизмы  привлечения  к  разработке   стандартов
   представителей органов исполнительной власти, научных  организаций,
   общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
       обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки
   национальных стандартов на основе реализации ведомственных  целевых
   программ.
       В   целях   развития  фонда  документов  национальной   системы
   стандартизации необходимо:
       провести  анализ  действующего  фонда  документов  национальной
   системы   стандартизации  на  соответствие   современному   научно-
   техническому   уровню,   пересмотреть  или  отменить   национальные
   стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и  не
   отвечающие задачам развития экономики;
       обеспечить  разработку новых национальных стандартов  и  внести
   изменения  в  действующие стандарты в соответствии  с  современными
   достижениями  науки и техники, учитывая необходимость  гармонизации
   с  международными  стандартами  и  повышения  конкурентоспособности
   российской продукции, работ и услуг;
       повысить  уровень  гармонизации  национальных  и  международных
   стандартов;
       оптимизировать  процедуру разработки  и  принятия  национальных
   стандартов с использованием международного опыта;
       провести    анализ   отраслевых   стандартов   и    подготовить
   предложения, касающиеся их дальнейшего использования.
       В   целях   развития  информационного  обеспечения  в   области
   стандартизации необходимо:
       создать  единую  информационную  систему,  предназначенную  для
   обеспечения   заинтересованных  лиц   информацией   о   документах,
   входящих  в  состав федерального информационного фонда  технических
   регламентов и стандартов;
       внедрить  новые  информационные  технологии  при  планировании,
   разработке, принятии и распространении стандартов.
       В  целях  совершенствования взаимодействия с  международными  и
   региональными организациями по стандартизации необходимо:
       подготовить предложения по созданию под руководством Российской
   Федерации  в  рамках  международных организаций  по  стандартизации
   новых   технических  комитетов  в  приоритетных  для  нашей  страны
   направлениях стандартизации;
       активизировать  участие  Российской  Федерации  в  деятельности
   Международной    организации   по   стандартизации,   Международной
   электротехнической    комиссии,    Европейского     комитета     по
   стандартизации, Европейского комитета по стандартизации  в  области
   электротехники   и  электроники,  а  также  в  деятельности   таких
   региональных  организаций, как Европейская  экономическая  комиссия
   ООН,  форум  "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",
   Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
       В   целях  развития  работ  по  подготовке,  переподготовке   и
   повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
       сформировать  систему  подготовки  и  аттестации  экспертов  по
   стандартизации;
       разработать образовательные проекты, направленные на подготовку
   высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
       повысить  эффективность  программ  профессиональной  подготовки
   кадров,  в  том числе путем корректировки учебных планов учреждений
   профессионального  образования,  совместной  организации   программ
   переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.
   
                       IV. Реализация Концепции
   
       Реализация   Концепции   должна   осуществляться   федеральными
   органами  исполнительной  власти на основе межведомственного  плана
   мероприятий.
       Решение   задач   Концепции  может  обеспечиваться   в   рамках
   федеральных и ведомственных целевых программ.
       Формирование   национальной   системы   стандартизации    будет
   осуществляться   на   основе  реализации  и  ежегодного   уточнения
   программы    разработки    национальных    стандартов,    адаптации
   действующей   системы   стандартизации  к  условиям   добровольного
   применения   стандартов,  реформирования  деятельности  технических
   комитетов   и   активизации  их  участия  в  межгосударственной   и
   международной стандартизации.
       Правительство   Российской   Федерации   должно   содействовать
   созданию   условий   для   разработки  и  применения   национальных
   стандартов,  направленных  на  обеспечение  национальных  интересов
   Российской  Федерации,  выполнение ее  международных  обязательств,
   осуществление   деятельности  органов  государственной   власти   в
   области  стандартизации, для финансирования разработки национальных
   стандартов,   используемых   в  целях  исполнения   государственных
   функций и оказания государственных услуг.
       Национальному  органу по стандартизации необходимо  разработать
   механизмы  участия  заинтересованных сторон  в  формировании  общей
   политики   в   области  стандартизации  и  обеспечить   координацию
   деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.
       Федеральным  органам исполнительной власти следует использовать
   национальные  стандарты  и осуществлять деятельность,  направленную
   на  расширение их применения, участвовать в организации  разработки
   национальных стандартов.
       Федеральным  органам исполнительной власти  следует  продолжить
   работы    в    сфере    ведения    и   применения    общероссийских
   классификаторов,  разработку новых общероссийских  классификаторов,
   гармонизированных     с     международными     и      региональными
   классификациями.   Применение  общероссийских   классификаторов   в
   области    прогнозирования,   статистического   учета,   банковской
   деятельности,  налогообложения и межведомственного  информационного
   обмена,  создания  информационных систем и информационных  ресурсов
   повышает эффективность государственного регулирования экономики.
       Разработка национальных стандартов за счет средств федерального
   бюджета  должна  соответствовать  задачам  социально-экономического
   развития страны.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz