Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.02.2006 N 58-Г06-3 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 29.07.2005 N 90-ПР "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ДАННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ И КРАЕВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ПРИНЯТО С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 22 февраля 2006 года
   
                                                       Дело N 58-Г06-3
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2006 г. гражданское
   дело  по  кассационной  жалобе правительства Хабаровского  края  на
   решение  Хабаровского краевого суда от 17 ноября 2005  г.,  которым
   удовлетворено  заявление прокурора Хабаровского  края  о  признании
   недействующим постановления правительства Хабаровского края  от  29
   июля  2005  г.  N 90-пр "Об основных направлениях экономического  и
   социального развития Хабаровского края на период до 2010 года".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова     А.В.,    объяснения    представителя    правительства
   Хабаровского  края Слепцова М.Л., заключение прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Гермашевой  М.М.,   полагавшей
   решение  суда  законным,  Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор   Хабаровского  края  обратился  в  суд  с  названными
   требованиями,  сославшись  на то, что данным  нормативным  правовым
   актом,  как  следует  из  его содержания, с превышением  полномочий
   органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации принята
   программа  социально-экономического  развития  субъекта  Российской
   Федерации.
       Представитель  правительства Хабаровского края по  доверенности
   Богомолов   А.В.,  не  соглашаясь  с  заявлением,  просил   в   его
   удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Основные  направления,
   утвержденные   оспариваемым  постановлением,   являются   прогнозом
   социально-экономического   развития   Хабаровского   края,   а   не
   программой   социально-экономического   развития   края.   Основные
   направления  не  осуществляют  бюджетного  планирования,  так   как
   запланированные  ими мероприятия не предусматривают  финансирование
   за  счет бюджета края. Прогнозы инвестиций для осуществления данных
   мероприятий    включены   в   оспариваемый   акт   по    инициативе
   соответствующих  хозяйствующих субъектов и в установленном  порядке
   с ними согласованы.
       Решением  Хабаровского  краевого суда  от  17  ноября  2005  г.
   заявление прокурора удовлетворено.
       В кассационной жалобе правительства Хабаровского края поставлен
   вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       Постановлением правительства Хабаровского края от 29.07.2005  N
   90-пр   "Об  основных  направлениях  экономического  и  социального
   развития  Хабаровского  края на период  до  2010  года"  утверждены
   Основные   направления   экономического  и   социального   развития
   Хабаровского  края  на  период  до  2010  г.  и  Перечень  основных
   проектов  по  модернизации и реконструкции действующих производств,
   вводу  новых  мощностей  и производственных  объектов  Хабаровского
   края   до   2010  г.,  а  также  установлены  мероприятия   органам
   исполнительной  власти  края  по исполнению  утвержденных  Основных
   направлений.
       Проанализировав     содержание     оспариваемого     прокурором
   Хабаровского  края постановления, суд правильно  исходил  из  того,
   что  оно  характеризует  его как программу социально-экономического
   развития  субъекта  Российской Федерации,  так  как  постановлением
   утверждаются  перспективное  развитие  Хабаровского  края  во  всех
   отраслях хозяйственной деятельности и социальных областях  до  2010
   г.,   цели  и  задачи  социально-экономической  политики,   прогноз
   (перспективы)    ожидаемых   социально-экономических    результатов
   реализации   указанной  программы,  а  также  механизмы  реализации
   программных  задач,  перспективное финансовое планирование  средств
   краевого бюджета.
       Суд пришел к правильному выводу о том, что данное постановление
   правительства   Хабаровского  края  противоречит   федеральному   и
   краевому   законодательству,  принято  с   превышением   полномочий
   правительства Хабаровского края.
       При   этом   суд  обоснованно  исходил  из  следующих  правовых
   обстоятельств.
       В  соответствии  с подп. "г" п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации"  N
   184-ФЗ  от  6  октября  1999  г.  (с  последующими  изменениями   и
   дополнениями)    утверждение   программ    социально-экономического
   развития   субъекта  Российской  Федерации  отнесено   к   основным
   полномочиям     законодательного     (представительного)     органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       Аналогичный   порядок   вытекает   из   бюджетных    полномочий
   законодательных  и  исполнительных органов  государственной  власти
   субъекта     Российской    Федерации,    определенных     бюджетным
   законодательством.
       Согласно п. 8 ст. 30.3 Устава Хабаровского края, п. 6 ст.  131,
   п.  1  ст.  144  Бюджетного кодекса Хабаровского  края  утверждение
   программ   социально-экономического  развития   края   отнесено   к
   полномочиям Законодательной Думы Хабаровского края.
       В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 37 Устава края, п. 2 ч. 2 ст. 16
   Закона  Хабаровского  края  "О  правительстве  Хабаровского   края"
   правительство  края  разрабатывает для  представления  губернатором
   края  в  Думу  проекты  программ социально-экономического  развития
   Хабаровского края.
       Пунктом   1  ст.  144  Бюджетного  кодекса  Хабаровского   края
   установлено,   что   губернатор   края   вносит   на   рассмотрение
   Законодательной  Думы  одновременно  с  проектом  закона   края   о
   бюджетной  системе края на очередной финансовый год, в  том  числе,
   проекты  программ социально-экономического развития  края,  проекты
   изменений  в  утвержденные  программы  по  мероприятиям  и  объемам
   финансирования на очередной финансовый год.
       Перечень программ и объем их финансирования, в свою очередь,  в
   силу  п.  3 ст. 131.1, п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Хабаровского
   края,  входит в состав показателей, представляемых для рассмотрения
   и  утверждения  в  проекте  закона  о  бюджетной  системе  края,  и
   утверждается  отдельным  приложением  к  закону  края  о  бюджетной
   системе края на очередной финансовый год.
       Таким  образом,  как  правильно указал суд,  поскольку  расходы
   бюджета    принимаются    законодательным    органом    края     на
   соответствующий  год,  правительство края как исполнительный  орган
   не  вправе предусматривать финансирование краевых целевых  программ
   на перспективу.
       Однако  правительством края в нарушение порядка  установленного
   бюджетным    законодательством    в    утвержденном    оспариваемым
   постановлением    Перечне   основных   проектов   модернизации    и
   реконструкции  действующих производств,  вводу  новых  мощностей  и
   производственных объектов Хабаровского края до 2010  г.  установлен
   объем финансирования на 2005 - 2010 гг.
       Кроме  того,  орган законодательной власти субъекта  Российской
   Федерации,  принимая программу социально-экономического развития  и
   закон  о бюджете на очередной финансовый год, осуществляет контроль
   за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (в котором,  в
   соответствии  с  принципом  полноты отражения  доходов  и  расходов
   бюджетов,  закрепленным в ст. 32 Бюджетного кодекса РФ,  отражаются
   все  расходы  бюджета), рассматривает отчеты о выполнении  программ
   социально-экономического развития субъекта Российской  Федерации  и
   иных программ, предусматривающих расходы бюджета.
       В силу указанных норм федерального законодательства все расходы
   краевого бюджета подлежат отражению, а его исполнение, в том  числе
   по  расходам,  - соответствующему контролю законодательным  органом
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       Согласно   ст.   26   ФЗ   "Об  общих   принципах   организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации"  нормативные
   правовые   акты  субъекта  Российской  Федерации  обязательны   для
   исполнения  всеми  находящимися на территории  субъекта  Российской
   Федерации     органами     государственной     власти,      другими
   государственными   органами   и   государственными    учреждениями,
   органами   местного  самоуправления,  организациями,  общественными
   объединениями, должностными лицами и гражданами.
       В  связи  с этим суд обоснованно указал, что утверждение  п.  1
   постановления   Перечня  основных  проектов   по   модернизации   и
   реконструкции  действующих производств,  вводу  новых  мощностей  и
   производственных  объектов Хабаровского края до 2010  г.,  в  части
   определения    мероприятий,    осуществляемых    и    финансируемых
   самостоятельно различными хозяйствующими субъектами  частной  формы
   собственности,  также  находится вне пределов  компетенции  высшего
   исполнительного  органа государственной власти субъекта  Российской
   Федерации,   поскольку   предусмотренные  в   Перечне   мероприятия
   приобретают императивный характер для хозяйствующих субъектов.
       Доводы  представителя правительства края о  том,  что  основные
   направления  являются  прогнозом социально-экономического  развития
   Хабаровского    края,    поскольку    запланированные     Основными
   направлениями  мероприятия  не  предусматривают  финансирование  за
   счет бюджета края правильно признаны несостоятельными, поскольку  в
   разделе  "Источники  финансирования" Перечня  основных  проектов  в
   области  газоснабжения, сельского хозяйства,  транспорта  и  связи,
   туризма,   дорожного  хозяйства,  жилищно-коммунального   хозяйства
   предусмотрено  финансирование в том числе за счет средств  краевого
   бюджета.  Кроме  того,  суд  правильно  исходил  из  того,  что   в
   названном  Перечне  предусмотрены и объемы финансирования  программ
   на  период  до  2010 г., тем самым нарушен установленный  бюджетным
   законодательством  порядок, поскольку расходы  бюджета  на  2006  -
   2010 гг. органом законодательной власти субъекта РФ не утверждены.
       Также    обоснованно   признаны   несостоятельными   и   ссылки
   представителя заинтересованного лица на ФЗ от 20.07.1995  N  115-ФЗ
   "О   государственном   прогнозировании  и   программах   социально-
   экономического  развития  Российской Федерации",  поскольку  данным
   Федеральным   законом   определены  цели   и   содержание   системы
   государственных    прогнозов   социально-экономического    развития
   Российской   Федерации  и  его  действие  на  субъекты   Российской
   Федерации  не  распространяется  и,  следовательно,  нормы  данного
   Закона не могут применяться субъектами РФ по аналогии.
       Вывод    суда   о   противоречии   федеральному   и    краевому
   законодательству    оспариваемого    постановления    правительства
   Хабаровского  края  основан  на анализе  его  содержания,  а  также
   действующего     законодательства,    мотивирован,    соответствует
   требованиям закона и оснований считать его неправильным у  Судебной
   коллегии не имеется.
       Довод  кассационной  жалобы  о том,  что  Основные  направления
   являются   не   программой,  а  прогнозом  социально-экономического
   развития   края,  проверялся  и  по  изложенным  в   решении   суда
   основаниям правильно признан несостоятельным.
       Утверждение  в  кассационной жалобе  о  том,  что  оспариваемое
   постановление   правительства   Хабаровского   края   не   обладает
   признаками  программы  социально-экономического  развития  субъекта
   РФ, опровергается его содержанием.
       Ссылка  в  кассационной  жалобе на необходимость  применения  в
   данном   случае   норм   права,  регулирующих  сходные   отношения,
   несостоятельна, поскольку орган, компетентный утверждать  программу
   социально-экономического развития субъекта РФ,  прямо  определен  в
   Федеральном законе и Уставе Хабаровского края.
       Нарушений  судом  норм  материального и процессуального  права,
   которые  бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
   дела,  в  том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной
   жалобе, судом не допущено.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная  коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Хабаровского  краевого  суда  от  17  ноября  2005  г.
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу  правительства
   Хабаровского края - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz