Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.02.2006 N 44-Г05-39 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ЗАКОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.11.2004 N 1845-395 "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА (РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ), ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ОРГАНЫ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ НЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 февраля 2006 года
                                   
                                                      Дело N 44-Г05-39
                                   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   заместителя  прокурора Пермской области о признании  недействующими
   отдельных норм Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1845-395  "О
   социальной  поддержке  отдельных категорий  граждан,  работающих  и
   проживающих  в  сельской  местности  и  поселках  городского   типа
   (рабочих  поселках),  по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг"   по
   кассационному представлению прокурора, участвовавшего  в  деле,  на
   решение Пермского областного суда от 8 ноября 2005 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова  В.П.,  возражения представителя  администрации  Пермской
   области  Дорофеевой Я.В. на кассационное представление,  заключение
   помощника     Генерального    прокурора    Российской     Федерации
   Воскобойниковой Е.Л. об отмене решения суда, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       заместитель  прокурора  Пермской  области  обратился  в  суд  с
   заявлением  о  признании недействующим п. 2 ст. 3 Закона,  ссылаясь
   на  то, что определение размера денежной выплаты на оплату жилья  и
   коммунальных  услуг  из расчета 1740 рублей гражданам,  проживающим
   по  договору  найма  или  социального найма в  государственном  или
   муниципальном жилищном фонде, и 1260 рублей гражданам,  проживающим
   по  договору  найма  и  поднайма  жилых  помещений,  находящихся  в
   собственности   юридических   и   физических   лиц,    противоречит
   положениям  ст.  55 Закона РФ "Об образовании", а  также  положению
   ст.  153  Федерального  закона N 122-ФЗ от 22.08.2004  "О  внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации и  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   Российской
   Федерации  в  связи  с  принятием Федеральных законов  "О  внесении
   изменений...".
       Так,  в соответствии с положением абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона  РФ
   "Об  образовании"  предусмотрено  право  педагогических  работников
   образовательных   учреждений   на  бесплатную   жилую   площадь   с
   отоплением  и освещением в сельской местности, рабочих  поселках  и
   поселках  городского  типа. В соответствии  с  положением  ст.  153
   Федерального закона N 122-ФЗ не допускается уменьшение  совокупного
   объема  финансирования  льгот и выплат, а также  ухудшение  условий
   предоставления  льгот  для  категорий лиц,  которые  до  31.12.2004
   пользовались  льготами в натуральном виде. Закон ПО  "О  социальной
   поддержке  отдельных категорий граждан..." принят субъектом  РФ  во
   исполнение Федерального закона N 122-ФЗ.
       Вместе  с  тем  размер денежных выплат -  1740  и  1260  рублей
   соответственно   уменьшает  объем  льгот,   которыми   пользовались
   педагоги до 31.12.2004, получая льготу в натуральном виде.
       В  последствии  заявление было дополнено и  ставился  вопрос  о
   признании  недействующими  и  не подлежащими  применению  следующие
   положения Закона ПО N 1845-395 от 30.11.2004: - п. 1 ст.  1  Закона
   в  части  определения  категории учреждений образования;  -  второе
   предложение  п.  1  ст. 1; - п. 3 ст. 1 Закона в части  ограничения
   видов  получаемых пенсий трудовыми пенсиями и определения категорий
   образовательных    учреждений    (областные    государственные    и
   муниципальные бюджетные учреждения); - ст. 2; - п. 2 ст. 3; -  абз.
   2  п.  3  ст.  3  в части определения выплаты исходя из  социальной
   нормы  площади  жилья, установленной законом  Пермской  области,  и
   нормативов  потребления коммунальных услуг, установленных  органами
   местного    самоуправления.   Также   заявитель   просил   признать
   недействующим    раздел   2   приложения   к   указанному    Закону
   "Наименование   должностей  категорий   работников.   Должности   в
   учреждениях образования".
       Решением  Пермского  областного суда  от  8  ноября  2005  года
   постановлено:    заместителю   прокурора   Пермской    области    в
   удовлетворении  заявления  о  признании  противоречащими  закону  и
   недействующими п. 1 ст. 1 в части определения категории  учреждений
   образования,  второго предложения п. 1 ст. 1, п. 3 ст.  1  в  части
   ограничения   видов   получаемой  пенсии   трудовыми   пенсиями   и
   определения категорий образовательных учреждений, ст. 2, п.  2  ст.
   3,  абз.  2  п.  3  ст.  3 в части определения  выплаты  исходя  из
   социальной  нормы  площади  жилья, установленной  законом  Пермской
   области,    и    нормативов   потребления    коммунальных    услуг,
   установленных  органами  местного  самоуправления  Закона  Пермской
   области  N 1845-395 от 30.11.2004 "О социальной поддержке отдельных
   категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности  и
   поселках  городского типа (рабочих поселках),  по  оплате  жилищно-
   коммунальных  услуг"(в редакции Закона N 2301-507  от  04.07.2005),
   раздела   второго  приложения  к  названному  Закону  "Наименование
   должностей    категорий   работников.   Должности   в   учреждениях
   образования"   в   отношении  работников  и   пенсионеров   системы
   образования отказать.
       В  кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения
   суда ввиду неправильного применения норм материального права.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда Российской Федерации приходит к следующему.
       Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд сослался на
   то,  что  меры  социальной  поддержки  в  отношении  педагогических
   работников,   проживающих   в   сельской   местности,   установлены
   субъектом  Российской  Федерации  за  счет  собственных  средств  в
   рамках реализации самостоятельных полномочий в соответствии со  ст.
   72  Конституции РФ, п. 5 ст. 26.3 Федерального закона РФ  N  184-ФЗ
   от  22.09.1999  "Об  общих  принципах  организации  законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов Российской Федерации"; Закон Пермской области N  1845-395
   от  30.11.2004 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан,
   работающих   и   проживающих  в  сельской  местности   и   поселках
   городского  типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных
   услуг"  регламентирует вопросы, по которым отсутствует  федеральное
   законодательство, имеет иной предмет регулирования, в связи  с  чем
   положения  Закона  Пермской области не подлежат оценке  на  предмет
   соответствия их федеральному законодательству.
       Однако из содержания Закона о внесении изменений и дополнений в
   Закон  Пермской  области  N  1845-395 от  30.11.2004  следует,  что
   оспариваемый  нормативный акт был принят во исполнение Федерального
   закона  РФ N 122-ФЗ от 05.08.2004, Федерального закона РФ  N  52-ФЗ
   от  09.04.2003, а предусмотренные денежные компенсационные  выплаты
   для  сельских специалистов установлены взамен натуральных льгот  по
   оплате жилищно-коммунальных услуг.
       Таким  образом,  отсутствие в Законе  Пермской  области  прямых
   ссылок  на  Федеральный закон РФ N 122-ФЗ от  05.08.2004  не  может
   служить  достаточным  правовым основанием  для  вывода,  что  Закон
   Пермской  области не был принят в развитие названного  Федерального
   закона.
       Норма   ст.  4  Закона  Пермской  области  определяет   порядок
   предоставления   мер   социальной  поддержки   гражданам,   имеющим
   одновременно  право  на  получение  однородных  мер  по   различным
   основаниям,  и не регламентирует порядок предоставления  однородных
   льгот   по   одному   основанию,   установленному   и   федеральным
   законодательством, и законом субъекта Федерации.
       Следовательно,   вывод   суда   об   отсутствии    федерального
   законодательства  по  вопросу социальной  поддержки  педагогических
   работников   и   соответственно  о  праве  субъекта  Федерации   на
   самостоятельное  правовое  регулирование указанных  правоотношений,
   является необоснованным.
       Закон  Пермской области устанавливает меры социальной поддержки
   для  проживающих в сельской местности работников образования, в том
   числе вышедших на пенсию, по оплате жилья и коммунальных услуг.
       Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений
   установлены федеральным законодательством.
       В  соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании"
   педагогические  работники  образовательных  учреждений  в  порядке,
   установленном  законодательством Российской  Федерации,  пользуются
   правом  на  бесплатную жилую площадь с отоплением  и  освещением  в
   сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
       В  отношении педагогических работников, перешедших  на  пенсию,
   право  на данную льготу установлено Постановлением Совета Министров
   СССР  от  04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по  укреплению
   учебно-материальной  базы  общеобразовательных  школ   в   сельской
   местности".
       Порядок  реализации права педагогических работников образования
   в  сельской  местности на жилую площадь с отоплением  и  освещением
   определен Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N  246
   "О  льготах  и  преимуществах для учителей начальных  и  семилетних
   школ"  с учетом распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949  N
   11433р, названным ранее Постановлением Совета Министров СССР N  255
   от  04.05.1971,  которые подлежат применению в силу  ст.  4  Закона
   РСФСР  от  24.10.1990  "О  действии  актов  органов  Союза  ССР  на
   территории  РСФСР",  а  также  ст.  8  Федерального  закона  РФ  от
   22.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
       Таким  образом,  федеральным  законодательством  для  указанной
   категории   специалистов   в   сельской   местности   предусмотрено
   предоставление  льгот по бесплатной жилой площади  с  отоплением  и
   освещением  в натуральной форме, которые не отменены и в  отношении
   которых сохраняется прежний порядок предоставления.
       Законом Пермской области установлены выплаты гражданам денежной
   компенсации  фактически понесенных ими расходов по оплате  жилья  и
   коммунальных  услуг  по  электроснабжению,  теплоснабжению,  в  том
   числе  приобретению и доставке твердого топлива в домах, не имеющих
   централизованного отопления (п. 1 ст. 3 Закона Пермской области).
       Между  тем,  исходя из приведенных выше положений  федерального
   законодательства,  работники образования в  сельской  местности  не
   должны   нести   расходы  по  оплате  жилой   площади,   отоплению,
   освещению,   что   также  свидетельствует  о   фактической   замене
   установленных  федеральным законодательством натуральных  льгот  на
   денежную   компенсацию,   и  не  позволяет   расценивать   денежную
   компенсацию как меру дополнительного характера.
       Абз.  3  п.  5  ст. 55 Закона РФ "Об образовании"  (в  редакции
   Федерального   закона   РФ  N  122-ФЗ  от   05.08.2004)   субъектам
   Российской  Федерации  предложено  установить  размер,  условия   и
   порядок  возмещения  расходов,  связанных  с  предоставлением   мер
   социальной   поддержки   работникам  образования,   учитываемых   в
   межбюджетных отношениях, участниками которых граждане не являются.
       Законодательный  акт, который бы определял  размер,  условия  и
   порядок   возмещения   расходов  не  гражданам,   а   организациям,
   непосредственно осуществляющим предоставление услуг по отоплению  и
   освещению, в Пермской области не принят.
       Устанавливая  взамен  натуральных льгот  денежные  компенсации,
   Законодательное Собрание Пермской области, кроме того,  существенно
   ограничило по сравнению с федеральным законодательством  круг  лиц,
   имеющих  право  на  получение мер социальной  поддержки,  определив
   категории  учебных  заведений,  исчерпывающий  перечень  должностей
   работников   образования,  дополнительные  условия   к   педагогам,
   вышедшим  на  пенсию по виду назначенной пенсии и требуемому  стажу
   работы  в  учебных заведениях, расположенных на территории Пермской
   области.  Закон РФ "Об образовании" таких ограничений  в  отношении
   педагогических  работников не предусматривает и не наделяет  органы
   власти   субъектов   Российской  Федерации   правом   устанавливать
   дополнительные  условия  предоставления  мер  социальной  поддержки
   работникам образования.
       Предоставление мер социальной поддержки в силу п. п. 2, 3 ст. 3
   Закона  Пермской  области  ограничено  размером  социальной   нормы
   площади   жилья,   установленной  законом   Пермской   области,   и
   нормативами потребления коммунальных услуг, установленных  органами
   местного самоуправления. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ  "Об
   образовании"  ранее  педагоги  в  сельской  местности  пользовались
   правом  на  бесплатное  жилье  с отоплением  и  освещением  на  всю
   фактически  занимаемую  жилую площадь без  ограничения  какими-либо
   нормами.
       При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным
   и оно подлежит отмене.
       С   учетом   того,  что  обстоятельства  установлены,   имеются
   основания,  не передавая дело на новое рассмотрение, принять  новое
   решение об удовлетворении заявленных требований.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Пермского  областного  суда  от  8  ноября  2005  года
   отменить.
       Принять новое решение, которым признать недействующими п. 1 ст.
   1  в  части  определения категории учреждений  образования,  второе
   предложение  п.  1  ст.  1,  п. 3 ст. 1 в части  ограничения  видов
   получаемой  пенсии  трудовыми  пенсиями  и  определения   категорий
   образовательных учреждений, ст. 2, п. 2 ст. 3, абз. 2 п. 3 ст. 3  в
   части  определения  выплаты  исходя  из  социальной  нормы  площади
   жилья,   установленной  законом  Пермской  области,  и   нормативов
   потребления  коммунальных  услуг, установленных  органами  местного
   самоуправления Закона Пермской области N 1845-395 от 30.11.2004  "О
   социальной  поддержке  отдельных категорий  граждан,  работающих  и
   проживающих  в  сельской  местности  и  поселках  городского   типа
   (рабочих  поселках),  по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг"   (в
   редакции   Закона   N  2301-507  от  04.07.2005),   раздел   второй
   приложения  к названному Закону "Наименование должностей  категорий
   работников.  Должности  в  учреждениях  образования"  в   отношении
   работников  и пенсионеров системы образования с момента  вступления
   настоящего решения в законную силу.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz