Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.02.2006 N 24-Г06-1 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 16 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ" ОТ 04.08.2005 N 351 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ПОЛОЖЕНИЯ ОСПАРИВАЕМОГО ЗАКОНА НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ФЕДЕРАЛЬНЫМ, ТАК КАК ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 февраля 2006 года
   
                                                       Дело N 24-Г06-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  И.
   о  признании  недействующим пункта 4 статьи  16  Закона  Республики
   Адыгея   N  351  от  4  августа  2005  года  "О  выборах  депутатов
   Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"  по  кассационной
   жалобе  И.  на  решение  Верховного Суда  Республики  Адыгея  от  7
   декабря 2005 г.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
   Маслова,  заключение  помощника Генерального  прокурора  Российской
   Федерации  Н.Ю.  Гончаровой, полагавшей решение суда  оставить  без
   изменения,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       депутат  Государственного Совета - Хасэ  Республики  Адыгея  И.
   просит  признать недействующим пункт 4 статьи 16 Закона  Республики
   Адыгея   N  351  от  4  августа  2005  года  "О  выборах  депутатов
   Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", ссылаясь на  то,
   что    оспариваемым   Законом   предусмотрено,   что    избиратели,
   обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные  по  месту
   пребывания   в  общежитии  (по  месту  нахождения  образовательного
   учреждения),  включаются в списки избирателей по  месту  нахождения
   общежития    (образовательного   учреждения).    Указанная    норма
   противоречит  пункту 10 статьи 17 Федерального закона  N  67-ФЗ  от
   12.06.2002  "Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на
   участие  в  референдуме  граждан РФ", согласно  которому  гражданин
   Российской  Федерации  включается в список избирателей,  участников
   референдума   только  на  одном  избирательном   участке,   участке
   референдума.
       Представители заинтересованных лиц - Государственного Совета  -
   Хасэ  Республики Адыгея, Президента Республики Адыгея,  Центральной
   избирательной   комиссии   Республики   Адыгея   возражали   против
   удовлетворения заявления.
       Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 7 декабря 2005 г.
   в удовлетворении заявленных требований И. отказано.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   письменных  возражений Государственного Совета  -  Хасэ  Республики
   Адыгея,  Судебная  коллегия по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской  Федерации  не находит оснований  к  отмене  обжалуемого
   решения суда.
       Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса  РФ  суд,
   признав,  что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющему  большую юридическую силу, принимает решение об  отказе  в
   удовлетворении  соответствующего  заявления.  Суд  может   признать
   оспариваемый  нормативный правовой акт недействующим,  только  если
   установит,   что  он  противоречит  указанным  нормативным   актам,
   имеющим большую юридическую силу.
       Оспариваемой  заявителем нормой предусмотрено, что  избиратели,
   обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные  по  месту
   пребывания   в  общежитии  (по  месту  нахождения  образовательного
   учреждения),  включаются в списки избирателей по  месту  нахождения
   общежития  (образовательного  учреждения).  При  этом  сведения  об
   указанных    избирателях,    представляемые    в    территориальную
   избирательную  комиссию  в  соответствии  с  частью  2  статьи   15
   настоящего  Закона, должны содержать информацию об  их  регистрации
   по  месту жительства на территории Республики Адыгея до регистрации
   по    месту   пребывания   в   общежитии   (по   месту   нахождения
   образовательного учреждения). Указанная информация в  течение  трех
   дней  после  ее  получения передается территориальной избирательной
   комиссией  в  территориальные  избирательные  комиссии   по   месту
   жительства  избирателей  до  регистрации  по  месту  пребывания   в
   общежитии  (по месту нахождения образовательного учреждения).  Факт
   регистрации  избирателя по месту пребывания в общежитии  (по  месту
   нахождения  образовательного учреждения)  является  основанием  для
   исключения   избирателя  из  списка  избирателей   по   месту   его
   жительства  до  регистрации  по месту пребывания  в  общежитии  (по
   месту нахождения образовательного учреждения).
       Отказывая  в  удовлетворении заявления,  суд  первой  инстанции
   сделал правильный вывод о том, что оспариваемые положения пункта  4
   статьи 16 Закона Республики Адыгея N 351 от 4 августа 2005 года  "О
   выборах   депутатов  Государственного  Совета  -  Хасэ   Республики
   Адыгея"  не  противоречат федеральному законодательству,  а  именно
   положениям, содержащимся в пункте 10 статьи 17 Федерального  закона
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме граждан РФ".
       При  этом Верховный Суд Республики Адыгея руководствовался тем,
   что  федеральным  законодательством  предусмотрено,  что  гражданин
   Российской  Федерации  включается в список  избирателей  только  на
   одном   избирательном   участке.  При   выявлении   территориальной
   комиссией  факта  включения  гражданина  в  списки  избирателей  на
   разных   избирательных  участках  на  одних  и   тех   же   выборах
   соответствующая комиссия проводит работу по устранению  ошибки  или
   неточности в указанных списках.
       При  этом в оспариваемой норме содержится указание на  то,  что
   если   избиратель,   обучающийся  по   очной   форме   обучения   и
   зарегистрированный  по  месту пребывания  в  общежитии,  включен  в
   списки  избирателей  территориальной  избирательной  комиссией   по
   месту  пребывания, то указанное обстоятельство является  основанием
   для его исключения из списков по месту основного жительства.
       Указанное  находит  подтверждение  и  в  п.  8  ст.  16  Закона
   Республики  Адыгея  N  351  от  4  августа  2005  года  "О  выборах
   депутатов  Государственного  Совета  -  Хасэ  Республики   Адыгея",
   согласно   которому  избиратель  может  быть   включен   в   список
   избирателей  только на одном избирательном участке.  При  выявлении
   территориальной избирательной комиссией факта включения  гражданина
   Российской  Федерации в списки избирателей на разных  избирательных
   участках  на  одних  и тех же выборах соответствующая  комиссия  до
   передачи  списков  избирателей в участковые избирательные  комиссии
   проводит  работу  по устранению ошибки или неточности  в  указанных
   списках.
       Анализируя    положения   федерального    законодательства    и
   законодательства  Республики Адыгея, судом сделан правильный  вывод
   о  том,  что оспариваемая норма не содержит положения, позволяющего
   избирателю проголосовать дважды на одних и тех же выборах.
       Не   противоречит  федеральному  законодательству  и  положение
   оспариваемой  статьи о внесении избирателя в список избирателей  по
   месту  его  временного пребывания (в общежитии по месту  нахождения
   образовательного  учреждения,  в котором  избиратель  обучается  по
   очной  форме  обучения), поскольку в силу п. 4  ст.  17  названного
   Федерального закона основанием для включения гражданина  Российской
   Федерации в список избирателей на конкретном избирательном  участке
   является  факт нахождения его места жительства на территории  этого
   участка,   а   в  случаях,  предусмотренных  настоящим  Федеральным
   законом,  иным законом, - факт временного пребывания гражданина  на
   территории  этого  участка  (при  наличии  у  гражданина  активного
   избирательного права).
       Поскольку     федеральным    законодательством    предусмотрена
   возможность  включения граждан в список избирателей  не  только  по
   факту  нахождения их места постоянного жительства, но  и  по  факту
   временного  пребывания  на  территории  конкретного  избирательного
   участка,    положения   оспариваемого   Закона   не    противоречат
   федеральным.
       Суд  первой  инстанции обоснованно опроверг доводы заявителя  в
   части   нарушения   активного  избирательного   права   избирателей
   оспариваемой нормой.
       Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2005  N  67-ФЗ
   активным  избирательным правом обладает гражданин, место жительства
   которого  расположено в пределах избирательного округа.  Пребывание
   гражданина Российской Федерации вне его места жительства  во  время
   проведения   в   округе,   в  котором  расположено   данное   место
   жительства,  выборов не может служить основанием  для  лишения  его
   права   на  участие  в  выборах  в  органы  государственной  власти
   соответствующего  субъекта  Российской Федерации,  органы  местного
   самоуправления.  Законом активное избирательное  право  может  быть
   предоставлено гражданину, место жительства которого расположено  за
   пределами избирательного округа.
       При данных обстоятельствах дела Верховный Суд Республики Адыгея
   правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
       Доводы  кассационной жалобы были предметом исследования в  суде
   первой  инстанции и не нашли подтверждения, в связи с чем не  могут
   повлечь отмену обжалуемого решения суда.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Адыгея от 7 декабря 2005  г.
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу   И.   -   без
   удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Л.В.МАНОХИНА
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                            А.М.МАСЛОВ
                                                          Т.И.ЕРЕМЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz