Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 14.02.2006 N 11202/05 ПО ДЕЛУ N А42-8424/04-29 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ СУММЫ ДОНАЧИСЛЕННОГО НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, НАЧИСЛЕННЫХ НА ЭТУ СУММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПЕНЕЙ И ШТРАФА ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ В ХОДЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УСТАНОВЛЕНО ПРЕКРАЩЕНИЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 14 февраля 2006 г. N 11202/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Вышняк  Н.Г.,
   Иванниковой  Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева  Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Козловой  О.А.,  Першутова  А.Г., Слесарева  В.Л.,  Стрелова  И.М.,
   Суховой Г.И. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   городу  Мурманску  о  пересмотре в  порядке  надзора  решения  суда
   первой  инстанции  от 06.10.2004, постановления суда  апелляционной
   инстанции  от  14.02.2005 Арбитражного суда Мурманской  области  по
   делу  N  А42-8424/04-29  и постановления Федерального  арбитражного
   суда Северо-Западного округа от 23.05.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции
   Федеральной  налоговой службы по городу Мурманску - Кадырова  Р.Н.,
   Смирнова С.А., Шевченко Т.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения    представителей   заявителя,    Президиум    установил
   следующее.
       Инспекцией  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам   по   городу  Мурманску  (в  настоящее  время  -  Инспекция
   Федеральной   налоговой  службы  по  городу  Мурманску;   далее   -
   инспекция)   проведена  выездная  налоговая  проверка  общества   с
   ограниченной    ответственностью   "СТР"   (далее    -    общество,
   налогоплательщик)   по  вопросам  соблюдения   законодательства   о
   налогах и сборах за 2001 год.
       В  ходе  проверки  и  с  учетом материалов  встречных  проверок
   инспекцией  установлено неправомерное применение  обществом  льготы
   по  налогу  на прибыль, предусмотренной пунктом 4 статьи  6  Закона
   Российской  Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге  на  прибыль
   предприятий и организаций" (далее - Закон от 27.12.1991 N  2116-1),
   поскольку   его   деятельность  по  производству  продовольственных
   товаров с 05.04.2001 прекращена.
       Решением инспекции от 14.07.2004 N 10795 общество привлечено  к
   ответственности  в  виде штрафа по пункту 1 статьи  122  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс),  а  также   ему
   предложено   уплатить  сумму  доначисленного  налога  на   прибыль,
   начисленных  на эту сумму дополнительных платежей и пеней  -  всего
   7606301 рубль.
       Общество  обратилось  в Арбитражный суд  Мурманской  области  с
   заявлением  о  признании решения инспекции в  части  требования  об
   уплате в бюджет 7606301 рубля недействительным.
       Решением суда первой инстанции от 06.10.2004 заявление общества
   удовлетворено.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   14.02.2005
   решение  суда изменено: решение инспекции признано недействительным
   в   части  доначисления  налога  на  прибыль,  начисления  пеней  и
   взыскания  штрафа  по  эпизоду, связанному с применением  обществом
   льготы по налогу на прибыль.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением  от 23.05.2005 названные судебные акты  оставил  без
   изменения.
       Удовлетворяя заявление общества в части, касающейся  применения
   льготы  по налогу на прибыль, суды исходили из следующего. Общество
   с  момента государственной регистрации (05.07.1999) пользуется этой
   льготой     как     предприятие,    осуществляющее     производство
   продовольственных  товаров.  Инспекцией  не  доказано   прекращения
   обществом  в  третий  год его работы деятельности  по  производству
   продовольственных товаров. Инспекцией исследованы данные за  период
   с  06.04.2001  по  31.12.2001  и  не  проверен  третий  год  работы
   общества,  который  закончился в июле  2002  года.  Суды  первой  и
   апелляционной     инстанций     на    основании     представленного
   налогоплательщиком   договора  на  поставку  ему   краба-сырца   от
   10.01.2002  и  договора на его переработку обществом с ограниченной
   ответственностью   "Север-Траст"  от   11.01.2002   признали,   что
   налогоплательщик    в    2002    году    продолжал     производство
   продовольственных   товаров,   а   поэтому   пользовался    льготой
   правомерно.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  названных  судебных
   актов,   инспекция  ссылается  на  неправильное  применение  судами
   законодательства о налогах и сборах.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях  присутствующих в заседании представителей  инспекции,
   Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене,
   требования  общества - оставлению без удовлетворения  по  следующим
   основаниям.
       Пунктом   4   статьи   6   Закона  от  27.12.1991   N   2116-1,
   действовавшего   в  проверяемом  периоде  (до  01.01.2002),   малым
   предприятиям,    осуществляющим   производство    продовольственных
   товаров,  предоставлена  льгота,  заключающаяся  в  возможности   в
   первые  два года работы не уплачивать налог на прибыль, а в  третий
   и  четвертый год работы уплачивать его соответственно в размере  25
   и  50  процентов от установленной ставки налога. Днем начала работы
   предприятия  считается  день его государственной  регистрации.  Для
   использования   льготы   необходимо   соблюдение   двух    условий:
   производство  предприятием продовольственных товаров  и  наличие  у
   него  определенного  размера  выручки  от  этой  деятельности.  При
   прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой  ему
   были  предоставлены  налоговые  льготы,  до  истечения  пятилетнего
   срока  (начиная  со  дня  его  государственной  регистрации)  сумма
   налога,   исчисленная  в  полном  размере  за   весь   период   его
   деятельности  и  увеличенная  на  сумму  дополнительных   платежей,
   определенных  исходя из ставки рефинансирования Центрального  банка
   Российской   Федерации   за   пользование   банковским    кредитом,
   действовавшей   в   соответствующих  отчетных  периодах,   подлежит
   внесению в федеральный бюджет.
       Федеральным   законом  от  06.08.2001  N  110-ФЗ  "О   внесении
   изменений   и   дополнений  в  часть  вторую   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  и некоторые другие акты  законодательства  о
   налогах  и  сборах, а также о признании утратившими силу  отдельных
   актов  (положений  актов)  законодательства  о  налогах  и  сборах"
   установлено,  что  предусмотренные пунктом 4  статьи  6  Закона  от
   27.12.1991  N  2116-1  льготы по налогу, срок действия  которых  не
   истек  на  день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001
   N  110-ФЗ,  действуют  до  истечения срока,  на  который  они  были
   предоставлены.
       Суды,  признавая,  что  общество в соответствии  с  Законом  от
   27.12.1991   N   2116-1  вправе  пользоваться  льготой,   поскольку
   инспекцией не доказано несоблюдение им условий для этого,  не  учли
   следующее.
       В  соответствии  со статьей 21 Кодекса налогоплательщики  имеют
   право  использовать  налоговые льготы при  наличии  оснований  и  в
   порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
       Статьей  23  Кодекса на налогоплательщика возложена обязанность
   представлять  налоговым органам и их должностным  лицам  документы,
   необходимые  для  исчисления и уплаты налогов, а также  необходимую
   информацию.
       Положения  статьи 23 Кодекса во взаимосвязи с нормами подпункта
   3  пункта  1  статьи  21  Кодекса  предоставляют  налогоплательщику
   возможность  реализовать  свое  право  на  налоговую   льготу   при
   условии,  что  он  представит доказательства,  подтверждающие,  что
   основания,  с  появлением  которых  законодательство  о  налогах  и
   сборах  связывает  наличие у налогоплательщика права  на  налоговую
   льготу, действительно возникли.
       Таким  образом, для использования льгот налогоплательщик должен
   представить документы, отвечающие требованиям Закона от  27.12.1991
   N   2116-1,   подтверждающие  право  на   льготу,   в   том   числе
   доказательства   осуществления  им  деятельности  по   производству
   продовольственных товаров.
       Следовательно, вывод судов об обязанности инспекции представить
   доказательства  отсутствия у общества права  на  применение  льготы
   является ошибочным.
       По  оспариваемому решению инспекции налог на прибыль доначислен
   в  соответствии с Законом от 27.12.1991 N 2116-1 за  1999,  2000  и
   2001   годы   в   связи  с  прекращением  обществом  с   05.04.2001
   деятельности   по  производству  продовольственных   товаров,   что
   установлено   в   ходе   налоговой  проверки  налогоплательщика   и
   встречных  проверок его контрагентов. Возражений по  этому  эпизоду
   акта  проверки  общество  не  представило,  как  не  представило  и
   доказательств,  подтверждающих  право  на  льготу  и  опровергающих
   данные  акта  проверки.  Наличие договора  на  поставку  товаров  и
   договора  на  передачу этих товаров в качестве давальческого  сырья
   на  переработку,  заключенных обществом в  2002  году,  на  которые
   указал  суд  первой  и апелляционной инстанций,  само  по  себе  не
   свидетельствует   о   продолжении  деятельности   по   производству
   (созданию продукта) продовольственных товаров.
       Вследствие изложенного у инспекции имелись основания для вывода
   о   необоснованности  применения  обществом  льготы  по  налогу  на
   прибыль и принятия решения о взыскании штрафа, доначислении  налога
   на  прибыль,  начислении  на  его сумму дополнительных  платежей  и
   пеней.
       Кроме того, не основан на законе и вывод судов о том, что сумма
   налога  на  прибыль, не уплаченная в связи с ранее предоставленными
   льготами  и увеличенная на сумму дополнительных платежей в порядке,
   определенном  законодательством, подлежит  внесению  в  федеральный
   бюджет лишь при прекращении малым предприятием деятельности,  из-за
   которой  ему  были  предоставлены льготы, на срок  более  отчетного
   года и отсутствии таковой до истечения пятилетнего срока.
       При  названных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304
   Арбитражного    процессуального   кодекса   Российской    Федерации
   оспариваемые   судебные   акты  подлежат  отмене   как   нарушающие
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 06.10.2004, постановление суда
   апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда  Мурманской
   области  по  делу  N  А42-8424/04-29 и  постановление  Федерального
   арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2005 по тому  же
   делу отменить.
       В удовлетворении заявления о признании недействительным решения
   Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  по
   городу  Мурманску  от  14.07.2004 N 10795  в  части  требования  об
   уплате   в   бюджет   7606301   рубля   обществу   с   ограниченной
   ответственностью "СТР" отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz