ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 0100/1049-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 N 776
В связи с поступающими обращениями органов и учреждений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека о применении Приказа от 21 ноября 2005 года
N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов
деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации"
(далее - Приказ) сообщаю.
Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических
экспертиз, обследований, исследований, испытаний,
токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее -
санитарно-эпидемиологические экспертизы) в рамках надзора в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" могут быть
предписания главных государственных санитарных врачей (их
заместителей) в адрес проверяемого юридического лица или
индивидуального предпринимателя (пункт 5 раздела 2 Приказа).
Предписание в адрес федеральных государственных учреждений
здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии (далее - ФГУЗ)
не направляется, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи
10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)" предписание - это
мера, принимаемая должностным лицом органов государственного
контроля (надзора) по фактам нарушений, выявленных при проведении
мероприятия по контролю.
Согласно статье 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве
по делу об административном правонарушении возникает необходимость
в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве
или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве которых
находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Определение обязательно для исполнения экспертами или
учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Основанием для проведения санитарно-эпидемиологических
экспертиз вне рамок надзора для ФГУЗ являются заявления, поданные
гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами
непосредственно в адрес ФГУЗ, что является их коммерческой
хозяйственно-договорной деятельностью, не относящейся к надзорной
деятельности территориального управления.
При отборе проб в порядке проведения мероприятий по надзору
следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8
августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие
должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов
государственного контроля (надзора) с составлением
соответствующего акта, а также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно
которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об
административном правонарушении, вправе брать образцы почерка,
пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для
проведения экспертизы. При этом следует отметить, что обеспечение
деятельности по отбору проб осуществляется специалистами ФГУЗ в
обязательном присутствии уполномоченного должностного лица
территориального управления и подписании им акта отбора проб.
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз
осуществляется только ФГУЗ на основании направлений или вынесенных
определений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов в
целях:
- осуществления государственного санитарно-эпидемиологического
надзора;
- проведения расследований причин и условий возникновения и
распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных
заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных
факторов среды обитания человека;
- обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к
возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей и (или) оказать негативное воздействие на среду
обитания;
- принятия мер в связи с поступающими жалобами граждан;
- выполнения решений правоохранительных и судебных органов,
обращений федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию,
предназначенные для использования на объектах железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по железнодорожному
транспорту (пункт 4.2 Приказа). В соответствии со ст. 2
Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический
комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного
транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и
предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц,
юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным
транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении
иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом,
выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию
Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту является неправомочной.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-
ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии
является представление соискателем лицензии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам
отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию. Санитарно-
эпидемиологические заключения на виды деятельности выдаются на
деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство
новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство)
пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья на
безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без
ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что
ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов
допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких
заключений производится территориальными управлениями и их
территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических
заключений на виды деятельности (работ, услуг) на основании
результатов осуществления государственного санитарно-
эпидемиологического надзора. При необходимости санитарно-
эпидемиологических экспертиз к их осуществлению могут привлекаться
ФГУЗ, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических заключений территориальными
управлениями в этих случаях осуществляется на безвозмездной
основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока
действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию,
перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации,
выдаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, но не ее территориальными
управлениями, независимо от места таможенного оформления груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид
деятельности, работ, услуг с использованием источников
ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими
санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99, в п. 5.4.3
которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения
санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет".
Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды
деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05-27 от
22.12.2005) считать недействительным.
Приложение N 3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и
изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше
740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на
минеральное сырье.
Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения
действуют до окончания указанного в них срока действия.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|