Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.01.2006 N 77-Г05-16 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.08.2005 N 209-ОЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ БЫЛО ПРОВЕДЕНО БЕЗ СОГЛАСИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЧТО ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 25 января 2006 года
   
                                                      Дело N 77-Г05-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   Липецкого городского Совета депутатов и администрации г. Липецка  о
   признании  недействующим Закона Липецкой  области  N  209-ОЗ  от  5
   августа 2005 г. "О внесении изменений в Закон Липецкой области  "Об
   установлении границ муниципальных образований Липецкой области"  по
   кассационным  жалобам  Липецкого  областного  Совета  депутатов   и
   администрации   Липецкой   области,   кассационного   представления
   прокурора Липецкой области на решение Липецкого областного суда  от
   21 октября 2005 г.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
   Маслова,  объяснения  представителя  Липецкого  областного   Совета
   депутатов  А.А. Буевой, представителя главы администрации  Липецкой
   области  Л.Н. Ситниковой, поддержавших доводы кассационных жалоб  и
   просивших  удовлетворить кассационное представление,  представителя
   Липецкого  городского Совета депутатов Н.А. Бурковой, представителя
   администрации  города  Липецка  И.И.  Баталина,  просивших  решение
   оставить   без   изменения,   заключение   помощника   Генерального
   прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей  решение
   отменить,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       статьей 1 Закона Липецкой области от 5 августа 2005 года N 209-
   ОЗ  "О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об установлении
   границ муниципальных образований Липецкой области" внесены в  Закон
   Липецкой  области  от  23.09.2004 N 126-ОЗ "Об установлении  границ
   муниципальных образований Липецкой области" следующие изменения:
       1) приложение N 1 "Описание границы Липецкого городского округа
   Липецкой области" дополнить абзацами следующего содержания -
       В границы Липецкого городского округа входит территория поселка
   Сухоборье.
       Липецкий  городской Совет депутатов и администрация г.  Липецка
   обратились   в   суд  с  заявлениями  о  признании   противоречащим
   федеральному  законодательству и недействующим  названного  Закона,
   ссылаясь на то, что оспариваемым Законом поселок Сухоборье  включен
   в  границы городского округа - города Липецка и исключен из  границ
   сельского  поселения Карамышевского сельсовета Грязинского  района.
   Включение  поселка Сухоборье в границы городского округа привело  к
   изменению  границ двух муниципальных образований -  города  Липецка
   как   городского   округа  и  сельского  поселения   Карамышевского
   сельсовета  Грязинского района. При решении  вопроса  об  изменении
   границ  города Липецка в нарушение требований пунктов 3 и 4 ст.  12
   Федерального  закона  от 6 октября 2003 года  N  131-ФЗ  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации" не было получено согласие населения поселка Сухоборье  и
   мнение  представительного  органа  местного  самоуправления  города
   Липецка,    что   привело   к   нарушению   конституционных    прав
   муниципального  образования  на  выражение  мнения  и  на   местное
   самоуправление,   регламентированных  ст.  5   Европейской   хартии
   местного самоуправления, ст. ст. 130, 131 Конституции РФ.
       Кроме  того,  законопроект  об изменении  границ  муниципальных
   образований внесен в Липецкий областной Совет депутатов  в  порядке
   законодательной  инициативы депутатом Липецкого  областного  Совета
   депутатов, чем, по мнению заявителей, нарушены требования п. 1  ст.
   12   Федерального  закона  от  6  октября  2003  года   N   131-ФЗ,
   предусматривающего,    что    изменение    границ    муниципального
   образования   осуществляется  по  инициативе   населения,   органов
   местного  самоуправления, органов государственной  власти  субъекта
   РФ, федеральных органов государственной власти.
       При  принятии оспариваемого Закона не были определены источники
   и  порядок  финансирования  расходов города  Липецка,  связанных  с
   обеспечением  социально-экономических, транспортных, медицинских  и
   иных    нужд    населения   поселка   Сухоборье,    что    нарушает
   гарантированные  ст.  133  Конституции Российской  Федерации  права
   органов  местного  самоуправления  города  Липецка  на  компенсацию
   дополнительных    расходов,   связанных   с    принятием    органом
   государственной  власти  -  Липецким  областным  Советом  депутатов
   нормативного  правового  акта  об  изменении  границ  муниципальных
   образований Липецкой области.
       Представители    Липецкого   областного    Совета    депутатов,
   администрации  Липецкой  области  возражали  против  удовлетворения
   заявления.
       Решением  Липецкого  областного суда  от  21  октября  2005  г.
   заявленные  требования  Липецкого  городского  Совета  депутатов  и
   администрации г. Липецка удовлетворены. Признан недействующим и  не
   подлежащим применению с момента принятия Закон Липецкой  области  N
   209-ОЗ   "О  внесении  изменений  в  Закон  Липецкой  области   "Об
   установлении границ муниципальных образований Липецкой области".
       В  кассационных  жалобах Липецкий областной Совет  депутатов  и
   администрация   Липецкой  области,  в  кассационном   представлении
   прокурор   Липецкой  области  просят  указанное  решение  Липецкого
   областного  суда отменить в связи с неправильным применением  судом
   норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
       В  силу п. "н" ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ установление
   общих  принципов  организации местного самоуправления  находится  в
   совместном  ведении Российской Федерации и субъектов РФ.  При  этом
   законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые
   по  предметам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов
   РФ,  не  могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым   по
   предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъекта  РФ.
   В  случае  противоречия  между федеральным законом  и  иным  актом,
   изданным в РФ, действует федеральный закон.
       Статьей  10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября  2003  г.
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации" (в действующей редакции) предусмотрено,  что
   местное    самоуправление   осуществляется   на   всей   территории
   Российской    Федерации    в   городских,   сельских    поселениях,
   муниципальных  районах,  городских  округах  и  на  внутригородских
   территориях  городов  федерального  значения.  Границы   территорий
   муниципальных  образований устанавливаются  и  изменяются  законами
   субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  с  требованиями,
   предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
       В силу пункта 3 статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003
   г.    N   131-ФЗ   "Об   общих   принципах   организации   местного
   самоуправления   в   Российской  Федерации"  изменение   границ   и
   преобразование  муниципальных  образований,  существующих  на  день
   вступления  в  силу настоящей главы, в период со дня  вступления  в
   силу   настоящей   главы   до  1  января  2006   года   допускаются
   исключительно  в  порядке и по основаниям, установленным  настоящей
   статьей  и  статьей  85 настоящего Федерального  закона.  Изменение
   границ и преобразование муниципальных образований, существующих  на
   день  вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением
   требований  соответственно статей 12 и 13  настоящего  Федерального
   закона.
       Пунктом  3  статьи 12 данного Федерального закона  установлено,
   что  изменение  границ  поселений,  влекущее  отнесение  территорий
   отдельных  входящих  в их состав населенных пунктов  к  территориям
   других   поселений,  осуществляется  с  согласия  населения  данных
   населенных      пунктов,     выраженного     путем     голосования,
   предусмотренного   частью  3  статьи  24  настоящего   Федерального
   закона,  либо  на  сходах граждан, с учетом мнения представительных
   органов соответствующих поселений.
       Пунктом   5   статьи   13   названного   Федерального    закона
   предусмотрено, что разделение поселения, влекущее образование  двух
   и  более  поселений,  допускается с согласия населения  каждого  из
   образуемых     поселений,    выраженного     путем     голосования,
   предусмотренного   частью  3  статьи  24  настоящего   Федерального
   закона, либо на сходах граждан.
       В   ходе  подготовки  законопроекта  о  границах  муниципальных
   образований  5  сентября  2004  года  был  проведен  сход  граждан,
   проживающих на территории поселка Сухоборье.
       Удовлетворяя  требования  заявителей о признании  оспариваемого
   Закона     противоречащим    федеральному    законодательству     и
   недействующим,  областной  суд основывался  на  том,  что  согласие
   жителей поселка Сухоборье на включение территории поселка в  состав
   территории   г.   Липецка  получено  не  было,  что  подтверждается
   протоколом схода граждан.
       Так,  на  сходе  граждан обсуждался вопрос о включении  поселка
   Сухоборье   в  состав  территории  либо  Карамышевского  сельсовета
   Грязинского  района, либо Падовского сельсовета  Липецкого  района.
   Голосование  по  другим вопросам, в том числе по вопросу  включения
   территории  поселка Сухоборье в состав территории  города  Липецка,
   не проводилось.
       В  соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 6  октября
   2003  года  N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в Российской Федерации" сход граждан  проводится  в
   поселении с численностью жителей, обладающих избирательным  правом,
   не   более  100  человек.  Как  усматривается  из  протокола  схода
   граждан,  общее  число зарегистрированных граждан,  проживающих  на
   территории  поселка  Сухоборье,  обладающих  избирательным  правом,
   составляет  183 человека, поэтому мнение жителей поселка  Сухоборье
   в  силу  п.  3  ст.  12  и  п.  п. 4,  5,  6  ст.  24  приведенного
   Федерального   закона  должно  быть  выражено  путем   голосования,
   проводимого  в  порядке,  установленном  для  проведения   местного
   референдума, но не путем голосования на сходе граждан. Кроме  того,
   сход  жителей  поселка Сухоборье, обладающих избирательным  правом,
   проводился за год до принятия оспариваемого Закона.
       Как  видно  из  материалов дела и установлено судом,  включение
   поселка Сухоборье в границы городского округа г. Липецка привело  к
   изменению  границ двух муниципальных образований - г.  Липецка  как
   городского    округа   и   поселения   Карамышевского    сельсовета
   Грязинского района.
       Установив,  что  изменение границ было проведено  без  согласия
   населения,  суд  сделал правильный вывод о лишении  этими  законами
   конституционных    прав   граждан   на    участие    в    городском
   самоуправлении.
       Разрешая  спор, суд обоснованно исходил из того, что  изменение
   границ муниципальных образований прямо и непосредственно связано  с
   разрешением    вопроса   о   праве   граждан   на   самостоятельное
   осуществление местного самоуправления на их территории.
       Довод  кассационных  жалобы и представления прокурора  Липецкой
   области   о   том,   что   поселок  Сухоборье  является   анклавной
   территорией городского округа г. Липецка, не может быть  принят  во
   внимание,  поскольку  убедительных  доказательств  в  подтверждение
   этого  обстоятельства  суду не представлено. Кроме  того,  Судебная
   коллегия  отвергает этот факт, поскольку в сходе принимали  участие
   делегированные   государственные  служащие   Липецкого   областного
   Совета  депутатов  и  администрации Липецкой  области,  которые  не
   поставили  под сомнение законность постановки вопроса перед  сходом
   о  включении поселка Сухоборье 1) в состав Карамышевского сельского
   Совета  Грязинского района Липецкой области, 2) в состав Падовского
   сельского Совета Липецкого района Липецкой области.
       Неубедителен  довод  о  том,  что  достаточным  основанием  для
   разрешения   территориальной   принадлежности   поселка   Сухоборье
   явилось  обращение Липецкого областного Совета депутатов в Липецкий
   городской  Совет в поручением рассмотреть данный вопрос  на  сессии
   городского  Совета.  Юридически значимым  обстоятельством  является
   результат   рассмотрения  обращения  Липецкого  областного   Совета
   депутатов, а оно разрешено не было.
       Иные доводы были предметом исследования в суде первой инстанции
   и   не  нашли  подтверждения,  в  связи  с  чем  не  могут  служить
   основанием  к отмене обжалуемого решения суда. С учетом изложенного
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  не  находит  доводы кассационной  жалобы  убедительными,
   влекущими  отмену  решения суда, постановленного в  соответствии  с
   требованиями материального и процессуального права.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Липецкого  областного  суда  от  21  октября  2005  г.
   оставить  без изменения, а кассационные жалобы Липецкого областного
   Совета  депутатов и администрации Липецкой области  и  кассационное
   представление прокурора Липецкой области - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz