Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 7317/05 ОТ 24.01.2006 РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПЕНЕЙ И ВЗЫСКАНИИ ШТРАФА ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ПРАВОМЕРНО УМЕНЬШИЛ НАЛОГОВУЮ БАЗУ НА СУММУ ПЛАТЕЖЕЙ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЮ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД СО СВЕРХДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 24 января 2006 г. N 7317/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Валявиной  Е.Ю.,  Витрянского В.В.,  Вышняк  Н.Г.,  Исайчева
   В.Н.,  Козловой  А.С.,  Козловой О.А.,  Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
       рассмотрел    заявление    открытого   акционерного    общества
   "Уфамолагропром" и закрытого акционерного общества "БДО  Юникон"  о
   пересмотре  в  порядке  надзора решения суда  первой  инстанции  от
   14.12.2004,   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от
   08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-
   27013/04-А-СЛА  и  постановления  Федерального  арбитражного   суда
   Уральского округа от 20.04.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от     заявителей    -    открытого    акционерного    общества
   "Уфамолагропром"  - Конькова Е.В., Поликарпова Н.Л.;  от  закрытого
   акционерного общества "БДО Юникон" - Булхов А.В.;
       от  Инспекции  Федеральной  налоговой  службы  по  Калининскому
   району города Уфы - Александрова Е.Р., Садыков Д.Р.
       Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       По  результатам проверки соблюдения налогового законодательства
   открытым   акционерным   обществом   "Уфамолагропром""   (далее   -
   общество,  налогоплательщик)  за 2002 год  Инспекцией  Министерства
   Российской  Федерации  по налогам и сборам по  Калининскому  району
   города  Уфы  (ныне  -  Инспекция Федеральной  налоговой  службы  по
   Калининскому  району  города Уфы; далее  -  инспекция)  был  сделан
   вывод  о  занижении налогоплательщиком налогооблагаемой прибыли  на
   406076  рублей, поскольку общество включило в расходы,  уменьшающие
   налогооблагаемую    прибыль,    сумму    платежей,    перечисленных
   муниципальному  унитарному  предприятию  "Уфаводоканал"  (далее   -
   предприятие)  за сброс сточных вод со сверхдопустимой концентрацией
   загрязняющих  веществ, в то время как, по мнению  инспекции,  такие
   суммы  согласно  пункту 4 статьи 270 Налогового кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  Кодекс) не подлежат отнесению  на  уменьшение
   налогооблагаемой базы.
       Решением  от  09.06.2004  N 30 инспекция  доначислила  обществу
   97458  рублей  налога на прибыль, 1737 рублей  38  копеек  пеней  и
   привлекла  его  к ответственности в виде взыскания 19491  рубля  60
   копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
       Не   согласившись  с  решением  инспекции  в  названной  части,
   общество  обратилось  в Арбитражный суд Республики  Башкортостан  с
   заявлением о признании его частично недействительным.
       Определением суда первой инстанции от 23.09.2004  к  участию  в
   деле  в  качестве  третьего  лица, не  заявляющего  самостоятельных
   требований   относительно  предмета  спора,   привлечено   закрытое
   акционерное общество "БДО Юникон", являющееся аудитором общества.
       Решением  суда  первой инстанции от 14.12.2004 в удовлетворении
   требования обществу отказано.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   08.02.2005
   решение суда оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
   20.04.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
       Отказывая   в   удовлетворении  заявленного  требования,   суды
   согласились с мнением инспекции о том, что данные платежи не  могли
   быть  отнесены обществом к расходам при исчислении налогооблагаемой
   прибыли,  поскольку в силу пункта 4 статьи 270  Кодекса  расходы  в
   виде   суммы  платежей  за  сверхнормативные  выбросы  загрязняющих
   веществ в окружающую среду не учитываются в целях налогообложения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных  актов
   общество  просит  их отменить, ссылаясь на неправильное  применение
   судами   норм  материального  права  и  нарушение  единообразия   в
   толковании  и  применении положений главы  25  Кодекса,  и  принять
   новое решение об удовлетворении его требования.
       В отзыве на заявление инспекция просит оставить данные судебные
   акты     без    изменения    как    соответствующие    действующему
   законодательству.
       Проверив  обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении,
   отзыве   на   него  и  выступлениях  присутствующих   в   заседании
   представителей  сторон, Президиум считает, что обжалуемые  судебные
   акты  подлежат  отмене с принятием нового решения об удовлетворении
   требования общества по следующим основаниям.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999
   N   167  утверждены  Правила  пользования  системами  коммунального
   водоснабжения  и  канализации  в  Российской  Федерации  (далее   -
   Правила).
       Согласно   пункту   11   Правил  прием  (сброс)   сточных   вод
   осуществляется на основании договора энергоснабжения,  относящегося
   к  публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации),  заключаемого  абонентом  (заказчиком)   с
   организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
       К  числу существенных условий договора отнесены порядок, тарифы
   и  условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление
   и  превышение  норматива сброса сточных вод и загрязняющих  веществ
   (абзац седьмой пункта 13 Правил).
       Между обществом и предприятием заключен договор от 28.01.2000 N
   869  на  отпуск  питьевой воды и прием сточных вод.  В  пункте  7.3
   указанного  договора  предусмотрена плата  общества  за  превышение
   норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод  в
   систему канализации города.
       Исходя из характера указанного платежа, порядка его определения
   и  уплаты  этот платеж представляет собой дифференцированный  тариф
   за  услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся
   в сточных водах.
       Как  следует из статьи 247 Кодекса, объектом обложения  налогом
   на   прибыль   для  российских  организаций  признаются  полученные
   доходы,  уменьшенные  на величину произведенных  расходов,  которые
   определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
       К материальным расходам относятся согласно подпункту 7 пункта 1
   статьи   254  Кодекса  расходы  на  приобретение  услуг   сторонних
   организаций по очистке сточных вод.
       Спорная  сумма  (406076  рублей)  является  платой  за  услуги,
   оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных  вод,
   и  законом прямо предусмотрена возможность отнесения этих  расходов
   к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
       Такие  платежи  следует  отличать от  платежей  за  загрязнение
   окружающей  природной  среды,  в том числе  и  за  сверхнормативные
   выбросы   загрязняющих  веществ  в  окружающую  среду,   исчисление
   которых  регулируется Порядком определения платы  и  ее  предельных
   размеров  за  загрязнение  окружающей природной  среды,  размещение
   отходов,  другие  виды  вредного  воздействия  (далее  -  Порядок),
   утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   28.08.1992 N 632.
       Пунктом   7  Порядка  установлено,  что  платежи  за  предельно
   допустимые   выбросы,   сбросы  загрязняющих  веществ,   размещение
   отходов,  уровни  вредного  воздействия  осуществляются   за   счет
   себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их  превышение
   - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
       Эти  положения  Порядка  соотносятся с подпунктом  7  пункта  1
   статьи 254 Кодекса и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
       Кроме  того, в силу пункта 1 Порядка предусмотренные им платежи
   взимаются за определенные виды воздействия на окружающую  среду,  в
   число  которых сброс загрязняющих веществ в систему канализации  не
   входит.
       Включение  обществом  406076  рублей  в  расходы  необоснованно
   расценено инспекцией и судами как неправомерное.
       Поскольку   судами   допущено  неправильное   применение   норм
   материального  права,  принятые  ими  оспариваемые  судебные  акты,
   нарушающие  единообразие  в толковании  и  применении  судами  норм
   права,  подлежат  отмене  в соответствии с  пунктом  1  статьи  304
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
       Исходя  из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 14.12.2004, постановление суда
   апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда  Республики
   Башкортостан   по   делу  N  А07-27013/04-А-СЛА   и   постановление
   Федерального  арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2005  по
   тому же делу отменить.
       Решение  Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
   и  сборам по Калининскому району города Уфы от 09.06.2004  N  30  в
   части  доначисления 97458 рублей налога на прибыль, 1737 рублей  38
   копеек   пеней   и   19491   рубля  60   копеек   штрафа   признать
   недействительным.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz