РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
(Астана, 16 сентября 2004 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной
миграции.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Одобрена
Решением
Совета глав
государств Содружества
Независимых Государств о Концепции
сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств
в противодействии незаконной
миграции
от 16 сентября 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
1. Преамбула
Концепция сотрудничества государств-участников Содружества
Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) в
противодействии незаконной миграции (далее - Концепция)
представляет собой систему основных принципов и направлений
взаимодействия органов государственной власти государств-
участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и
личности от угроз незаконной миграции.
Под противодействием незаконной миграции понимается комплекс
мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан
государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без
гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечения
незаконной миграции на их территориях путем определения правового
положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц
без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в
государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в
поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также
следующих транзитом в третьи государства.
Инструментом регулирования миграционных процессов является
сотрудничество государств-участников СНГ в предупреждении
незаконной миграции. Вопросы взаимодействия в противодействии
незаконной миграции регламентируются Соглашением о сотрудничестве
государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6
марта 1998 года, а также иными международными договорами,
заключенными в данной сфере.
Сотрудничество основывается на общепризнанных принципах и
нормах международного права и положениях национального
законодательства государств-участников СНГ.
Сотрудничество должно отвечать интересам государств-участников
СНГ в защите конституционного строя, обеспечении суверенитета,
территориальной целостности, политической, экономической и
социальной стабильности, законности и поддержании правопорядка, в
развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Государства-участники СНГ сотрудничают с третьими государствами
и международными организациями в противодействии незаконной
миграции. При этом сотрудничество в этой сфере основывается на
выполнении международных обязательств по соблюдению прав и свобод
человека и гражданина, предоставлению убежища, воссоединению
семьи.
2. Основные понятия и термины
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и
термины:
миграция населения - перемещение физических лиц по различным
причинам из одного государства в другое в целях постоянного или
временного изменения места жительства. Перемещения (въезд,
транзитный проезд и выезд) могут осуществляться в рамках порядка и
правил, установленных нормативно-правовыми документами, либо с
несоблюдением их;
мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего
государства или лицо без гражданства, соблюдающие правила въезда,
выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию
государства-участника СНГ;
незаконная миграция представляет собой перемещение на
территорию государства-участника СНГ, пребывание, перемещение с
его территории граждан государств-участников СНГ, третьих
государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства
данного государства;
незаконный мигрант - гражданин государства-участника СНГ,
третьего государства или лицо без гражданства, нарушившие правила
въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через
территорию государства-участника СНГ;
третьи государства - государства, не являющиеся государствами-
участниками СНГ;
иностранный гражданин - лицо, не имеющее доказательств
принадлежности к гражданству государства-участника СНГ, на
территории которого оно пребывает постоянно или временно, но
имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству)
другого государства;
лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется
доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-
либо государства;
миграционная обстановка (ситуация) - совокупность факторов,
обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом
иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на
социально-экономическую и демографическую ситуацию,
внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную
безопасность государства;
миграционный контроль - вид государственного контроля за
миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных
потоков, соблюдения интересов государств-участников СНГ,
обеспечения и защиты законных прав мигрантов, а также
осуществления мер пресечения незаконной миграции на территориях
государств-участников СНГ.
3. Оценка миграционной ситуации
Основными факторами, вызывающими миграцию населения, являются:
экономический, политический, этнический, социально-психологический
и экологический. Активные миграционные процессы на территориях
государств-участников СНГ, по экспертным оценкам, будут
сохраняться, как минимум, в течение ближайшего десятилетия. При
этом будут существовать реальная нагрузка на экономические и
социальные инфраструктуры государств-участников СНГ, конфликтные
отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие,
осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.
Как правило, после проникновения на территории государств-
участников СНГ незаконные мигранты используют их:
в качестве транзитных для проникновения в государства-члены
Европейского Союза и другие страны;
для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных
каналов переправки в третьи государства;
в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;
для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе
противоправной.
Количество иностранных граждан, незаконно прибывших на
территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и
контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.
Существуют определенные географические зоны, привлекающие к
себе внимание незаконных мигрантов. Это - крупные города,
экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.
Для проникновения на территории государств-участников СНГ
незаконными мигрантами используются в первую очередь наиболее
уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.
Незаконная миграция, как правило, ухудшает социальную и
криминогенную обстановку, расширяет базу для деятельности
организованных преступных группировок, международных
террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу
национальной безопасности государства пребывания.
С ростом потока незаконных мигрантов в государствах-участниках
СНГ осложнилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков, оружия,
валюты, изготовлением и сбытом поддельных документов.
Отдельные мигранты прибывают в государства-участники СНГ с
особо опасными инфекционными заболеваниями, что в значительной
степени обостряет санитарно-эпидемиологическую обстановку в
государствах-участниках СНГ.
4. Цель и задачи сотрудничества
Цель сотрудничества - активизация взаимодействия государств-
участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии
необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.
Задачи сотрудничества:
обеспечение национальной безопасности государств-участников
СНГ;
выработка и реализация согласованной политики и совместных мер
противодействия незаконной миграции;
противодействие вовлечению мигрантов в преступную деятельность,
в том числе в международные террористические и экстремистские
организации;
развитие сотрудничества с компетентными органами третьих
государств и международными организациями в целях совместного
противодействия незаконной миграции и торговле людьми;
гармонизация национального законодательства государств-
участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции и
унификация терминологии.
Решение задач сотрудничества достигается:
установлением таких мер пограничного и миграционного контроля,
которые могут потребоваться для предупреждения и пресечения
незаконной миграции;
созданием на территориях государств-участников СНГ сети
специализированных учреждений временного содержания иностранных
граждан и лиц без гражданства на период определения их правового
положения, а также подлежащих административному выдворению или
депортации;
активизацией договорного процесса между государствами-
участниками СНГ и заключением соответствующих двусторонних и
многосторонних международных договоров о противодействии
незаконной миграции и о реадмиссии;
совершенствованием аналитической и научно-исследовательской
деятельности по изучению миграционной обстановки в государствах-
участниках СНГ для реального прогнозирования и регулирования
миграционных потоков и выработки предложений, необходимых для
осуществления контроля за миграционной ситуацией;
обеспечением эффективного механизма контроля и надзора за
соблюдением национального законодательства в сфере противодействия
незаконной миграции;
осуществлением мониторинга, прогнозирования и выявления каналов
незаконной миграции из третьих государств.
5. Основные направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции
предполагает:
совершенствование договорно-правовой базы;
разработку и реализацию совместных программ и планов;
изучение и обобщение международного опыта;
осуществление согласованных мер для выполнения положений
универсальных международных договоров;
изучение и оценку эффективности совместных усилий государств-
участников СНГ, внедрение положительного опыта в практику их
деятельности;
совершенствование действующего пограничного и миграционного
контроля на государственных границах государств-участников СНГ;
расширение института представительства полномочных органов
Содружества в государствах-участниках СНГ;
приведение процедуры определения правового положения
иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствие с
международными стандартами.
6. Основные формы сотрудничества
Основные формы сотрудничества в сфере противодействия
незаконной миграции предусматривают:
обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной
информацией о состоянии миграционных процессов, информацией для
пополнения общей базы данных о незаконных мигрантах,
организованных преступных группировках, осуществляющих их ввоз,
вывоз и торговлю людьми;
проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных
мероприятий, специальных операций, следственных действий и
оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;
создание и укрепление специализированных подразделений,
оснащение их современными техническими средствами;
мониторинг незаконной миграции, результатов работы по
предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию
преступлений, связанных с незаконной миграцией, выработка на его
основе соответствующих рекомендаций и предложений по
совершенствованию правового регулирования, форм и методов
совместной деятельности;
проведение скоординированной политики во взаимодействии с
международными организациями;
разработку и принятие согласованных мер, препятствующих
использованию банковских, коммерческих и других структур для
легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконной
миграции;
совместное использование новейших научно-технических
достижений;
обмен нормативными правовыми актами;
проведение консультаций по вопросам практического
взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при
разработке международных договоров и других документов в сфере
противодействия незаконной миграции;
обмен опытом работы полномочных органов государств-участников
СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и
расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией,
проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций
и совещаний;
определение основных форм участия средств массовой информации в
вопросах противодействия незаконной миграции;
проведение взаимных консультаций между государствами-
участниками СНГ, осуществляющими порядок безвизового въезда, о
намерениях заключить международные договоры или имеющих
международные договоры с третьими государствами о безвизовых
поездках.
Сотрудничество государств-участников СНГ в рамках настоящей
Концепции может осуществляться и в иных взаимоприемлемых формах.
7. Информационное и научное обеспечение сотрудничества
Информационное и научное обеспечение сотрудничества в сфере
противодействия незаконной миграции включает:
анализ выполнения решений Совета глав государств, Совета глав
правительств СНГ, международных договоров, заключенных в рамках
СНГ;
проведение научно-практических конференций по вопросам развития
международного сотрудничества государств-участников СНГ;
разработку методических пособий по предупреждению, выявлению,
пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с
незаконной миграцией;
проведение совместных научных исследований, в том числе по
совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;
проведение информационно-профилактической и информационно-
правовой работы;
совместную разработку единых информационно-аналитических
методик, обеспечивающих сопоставимость статистической и иной
информации;
предоставление по запросам в согласованных объемах и формах
информации о преступлениях, связанных с незаконной миграцией.
8. Материально-техническое и финансовое
обеспечение сотрудничества
Материально-техническое, финансовое обеспечение сотрудничества,
подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются в
порядке и на условиях, определяемых заинтересованными
государствами-участниками СНГ.
9. Механизм реализации Концепции
Настоящая Концепция реализуется путем:
активизации осуществления скоординированных мер государств-
участников СНГ;
осуществления прогнозирования миграционной ситуации, принятия
предупредительных мер к пресечению незаконных миграционных
потоков;
создания постоянно действующего консультативного
межгосударственного органа по вопросам противодействия незаконной
миграции;
совершенствования и согласования механизма административного
выдворения или депортации незаконных мигрантов;
создания согласованной системы профессиональной подготовки
кадров;
заключения соглашений о реадмиссии между государствами-
участниками СНГ;
осуществления взаимодействия полномочных органов государств-
участников СНГ;
разработки межгосударственных программ по противодействию
незаконной миграции.
10. Заключительные положения
Контроль за исполнением национальных программ и планов,
принятых в рамках настоящей Концепции, осуществляется на
национальном уровне.
Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве
государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции и
подготовка информации Совету глав государств и Совету глав
правительств Содружества Независимых Государств осуществляется
Исполнительным комитетом СНГ.
В случае изменения миграционной ситуации государства-участники
СНГ могут принять решение о внесении изменений и дополнений в
данную Концепцию или решение о разработке новой Концепции.
|