КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2004 г. N 6-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ
СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"
В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МЕЩАНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Н.В. Селезнева, судей М.В. Баглая, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, О.С. Хохряковой,
с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации -
судьи Верховного Суда Российской Федерации В.И. Нечаева,
представителей Государственной Думы - постоянного представителя
Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации
Е.Б. Мизулиной и депутата Государственной Думы А.С. Куликова,
полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации Ю.А. Шарандина и полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации М.А. Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2 и часть 4)
Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и
пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3,
статьями 36, 74, 84, 85, 86, 101, 102 и 104 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности части второй статьи 6 Закона Российской
Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Верховного Суда
Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемое в них законоположение.
Учитывая, что оба запроса касаются одного и того же предмета,
Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей
48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", соединил дела по этим запросам в одном
производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения
представителей сторон, выступления приглашенных в заседание
представителей: от Министерства обороны Российской Федерации -
М.Я. Коновалова, от Федеральной службы безопасности Российской
Федерации - М.Р. Чарыева, от Государственного таможенного комитета
Российской Федерации - А.А. Наумова, исследовав представленные
документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации
установил:
1. Согласно части второй статьи 6 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с
последующими изменениями и дополнениями) пенсионерам из числа лиц,
указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную
службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную
противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и
органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других
государствах) выплата назначенных пенсий на время службы
приостанавливается.
С запросами о проверке конституционности названной нормы в
порядке статьи 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской
Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации обратился
Верховный Суд Российской Федерации и в порядке статьи 125 (часть
4) Конституции Российской Федерации - Мещанский районный суд
города Москвы, в производстве которого находятся дела по искам
ряда граждан к управлению Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по городу Москве и Московской области о
взыскании назначенной им пенсии за выслугу лет на военной службе.
Со ссылкой на оспариваемую норму пенсионный отдел управления
приостановил истцам выплату пенсий в связи с их поступлением на
службу в органы налоговой полиции.
Заявители указывают, что в отличие от статьи 57 того же Закона,
согласно которой пенсионерам, поступившим на работу или имеющим
доход от занятия предпринимательской деятельностью, пенсии,
назначаемые в соответствии с данным Законом, выплачиваются
полностью, часть вторая статьи 6 предусматривает приостановление
выплаты пенсии при поступлении пенсионера на военную или иную
указанную в ней службу; тем самым ограничивается право граждан на
получение назначенной пенсии в зависимости от источника их
дополнительного дохода, что не согласуется с положениями статей 19
(часть 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской
Федерации.
Кроме того, по мнению заявителей, в нарушение требований статьи
19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей
равенство всех перед законом и судом, пенсионеры из числа лиц,
указанных в статье 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей", при возвращении на службу оказываются в неравном положении
по сравнению с другими лицами, на которых также распространяется
его действие. В частности, несмотря на то что пенсионное
обеспечение сотрудников налоговой полиции также производится по
нормам и в порядке, установленном названным Законом, ни его
статьей 6, ни Законом Российской Федерации "О федеральных органах
налоговой полиции" подобного ограничения по выплате назначенной
пенсии для них не предусмотрено; нет в федеральном
законодательстве и прямого указания на необходимость
приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в случае поступления
пенсионеров, получающих пенсии по линии Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
на службу в органы налоговой полиции.
Заявители также утверждают, что оспариваемая норма ставит
пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, в неравное положение и с пенсионерами,
получающими трудовые пенсии на основании Федерального закона от 17
декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
поскольку выплата трудовой пенсии, в том числе работающим
пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо
ограничений; между тем пенсия за выслугу лет по своей сути также
является трудовой пенсией, а реализация гражданином
конституционного права на свободный труд (статья 37, часть 1,
Конституции Российской Федерации) не должна служить основанием для
ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.
Доводы, приводимые заявителями в обоснование своей позиции,
свидетельствуют о том, что конституционность части второй статьи 6
Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
оспаривается ими применительно к приостановлению выплаты пенсий за
выслугу лет, назначаемых в соответствии с данным Законом, и,
следовательно, лишь в этой части - в силу требований статьи 74
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" - содержащаяся в ней норма является
предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации
по настоящему делу.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации как социальном государстве, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, охраняется труд и здоровье людей,
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7
и 39, часть 1).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция
Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не
является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере
регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым
подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам
социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее
статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых
законодателем в качестве основания для его предоставления.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и
право на получение пенсии в определенных законом случаях и
размерах. При этом Конституция Российской Федерации
непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок
предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные
пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий,
размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный
законодатель вправе определять как общие правила назначения и
выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия)
приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании
пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с
соблюдением Конституции Российской Федерации, в том числе
гарантированного ее статьей 19 принципа равенства всех перед
законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина,
который распространяется не только на непосредственно упомянутые в
тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на
связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.
3. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в
качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по
обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,
Государственной противопожарной службы, прокурорских работников,
сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников
налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную
и правоохранительную службу) производится в настоящее время на
основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря
2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые
устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их
получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и
предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет
средств федерального бюджета.
Обязанности военной службы и службы в правоохранительных
органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и
охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и
здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками,
неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица,
избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу,
службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее
медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь
необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый
характер такой службы обусловливает не только предъявление
повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в
связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том
числе предельного возраста пребывания на службе), но и
предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть
1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45
(часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции Российской
Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая
соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное
обеспечение.
Реализуя данную конституционную обязанность государства,
федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу
и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и
льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение
пенсии за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи 4
и 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации").
Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого
Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день
увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной
службе 20 лет и более (пункт "а"); вместе с тем, в исключение из
общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не
имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с
достижением предельного возраста пребывания на службе, или по
состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными
мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и
имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых
не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или)
правоохранительная служба (пункт "б").
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из
статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам
заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы
при достижении установленной законом выслуги. Применительно к
лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение
пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного
пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для
их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие
сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения
уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового
основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и
правоохранительную службу, по своему характеру является
специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе
службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги
освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет
обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года по
делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19
Закона РСФСР "О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги,
дающей право на пенсию, является дополнительной льготой,
установленной с учетом специфики службы и отражающей социально
оправданную правовую дифференциацию.
Таким образом, пенсия за выслугу лет - в системе действующего
нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения -
является государственной гарантией материального обеспечения лиц,
проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания
соответствующего материального достатка, их социального статуса
при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу
объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том
числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным
требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим
соответствующую службу.
4. Согласно части первой статьи 6 рассматриваемого Закона
лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное
обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения
их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с
положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 того же
Закона, увольнение со службы является необходимым условием как
назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной
пенсии. Конкретизируя это условие, часть вторая статьи 6
рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной
пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на
военную службу или на службу в органы внутренних дел, в
Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии
по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем,
продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта
пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в
период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может
быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или)
правоохранительную службу, только при условии оставления ими
соответствующей службы, с учетом которой назначается данная
пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или)
правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу
лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста
при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о
приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную
или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из
специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не
только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное
обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило,
более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости
по системе обязательного пенсионного страхования), но и
стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать
своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной
службе.
Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с
принципом равенства, гарантируемым статьей 19 Конституции
Российской Федерации. Данный конституционный принцип, как отмечал
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в
частности в Постановлении от 27 декабря 1999 года по делу о
проверке конституционности пункта 3 статьи 20 Федерального закона
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании", не
препятствует законодателю при осуществлении правового
регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц,
принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям,
в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации
трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти
различия являются объективно оправданными, обоснованными и
соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.
Рассматриваемый Закон обеспечивает лицам, проходившим военную и
(или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за
выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в
соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем
этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии
за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до
которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее
выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера
заработка или другого дохода (за исключением надбавок к пенсии,
предусмотренных для неработающих пенсионеров).
Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную
службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника
правоохранительных органов), также находятся в равном положении -
выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения
устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на
военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное
с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного
довольствия в определенной мере компенсирует приостановление
выплаты пенсии за выслугу лет. В частности, согласно Федеральному
закону "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка за
выслугу к окладам денежного содержания, размер которой
увеличивается по мере увеличения выслуги - она составляет 70%
оклада денежного содержания при выслуге 25 лет и более (пункт 6
статьи 13). В случае продолжения службы соответствующий период
также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении
выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они
приобрели на день последнего увольнения.
Действующее правовое регулирование материального обеспечения
лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных
органах, при достижении выслуги лет оставляет в принципе на их
усмотрение решение вопроса, продолжать службу (в том числе заново
поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по
достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на
работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или
правоохранительной службой.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии
выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется
равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее
и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным
выбором различные правовые последствия, обусловленные
дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам,
уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных
органах, и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после
увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной
пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие
равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской
Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное
статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не являются
в данном случае дискриминационными по своему характеру и
обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и
особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации
гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии
за выслугу лет.
Предоставление лицам, проходившим военную и (или)
правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет,
которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при
условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от
риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в
результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается
без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере
в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим
пенсионерам. В силу этого оспариваемое положение не может
рассматриваться и как ограничивающее конституционное право таких
лиц на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции
Российской Федерации).
5. Рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и
содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими
категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного
Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его
действие.
Вместе с тем рядом законодательных актов действие
рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших
службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными
законами "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44)
и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1
статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение
прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов
их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые
установлены законодательством Российской Федерации для лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их
семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона
Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"
(признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года
в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных Федеральных законов, касающиеся
пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров
и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции,
отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к
установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в
целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6
общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не
предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих
Федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены
соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и
в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших
службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение
которых также осуществляется по нормам данного Закона, не
означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые
проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах,
учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров,
поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о
приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не
действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан,
проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы
налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения
прокуратуры.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 87, 100 и 104 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать положение части второй статьи 6 Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими
изменениями и дополнениями), согласно которому пенсионерам из
числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их
на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в
Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в
любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу
лет на время службы приостанавливается, не противоречащим
Конституции Российской Федерации.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление
должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|