МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03
Министерство образования РФ направляет для использования в
работе Примерные требования к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью
оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных
игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее -
игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов.
Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными
образовательными учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка,
должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать
требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно
убедиться в наличии:
- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта
России;
- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного
Госсанэпиднадзором России <*>.
------------------------------------
<*> Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов
игрушек.
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных
людей и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и
материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед
использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой
(игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие
игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до
одного года они не рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую
безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия,
безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам,
взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха,
неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее
развитие ребенка и иметь следующие качества:
- полифункциональность (возможность гибкого вариативного
использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с
игровым сюжетом и замыслом ребенка);
- дидактическую ценность (возможность использования в качестве
средства обучения детей);
- эстетическую направленность (для художественно-эстетического
развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и
интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное
место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим,
гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть
устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка
игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах
(полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз
цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
- сюжетные игры и игрушки;
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных
и фантастических персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и
материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
- игры с правилами;
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую
компетенцию;
- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. -
на умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской
деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие
игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка
способность к классификации и обобщению: разрезные картинки,
пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
- материалы для простейшего экспериментирования: металлические,
деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие
ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать,
что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна
осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся
рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих
видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин,
ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь
следующие предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития
быстроты двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по
нему и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки,
шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и
профилактики плоскостопия;
- эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования
правильной осанки ребенка.
При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических
стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для
предупреждения травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо
предусмотреть место для хранения дополнительного материала
(различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек,
пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко
использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать
для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в
"магазин" и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно
трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными
для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь
вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте.
Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и
занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по
возможности принимать в них участие.
|