ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2003 г. N 1545
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
В целях обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации в сфере нераспространения оружия массового уничтожения,
повышения эффективности деятельности таможенных органов по
контролю за соблюдением разрешительного порядка перемещения через
таможенную границу Российской Федерации товаров и технологий,
которые могут быть использованы при создании оружия массового
поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной
техники, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.
2066) приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения должностными
лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия
решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров,
подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в
области экспортного контроля (приложение).
2. Главному управлению спецтехники и автоматизации таможенных
технологий (Л.М. Ухлинов) и ГНИВЦу ГТК России (С.Л. Гусев)
совместно с Главным управлением тарифного и нетарифного
регулирования (А.О. Кудряшев) и Главным управлением организации
таможенного контроля (А.В. Галактионов) в течение трех месяцев со
дня подписания настоящего Приказа модернизировать программные
средства, используемые таможенными органами при производстве
таможенного оформления товаров и транспортных средств, для
обеспечения практического применения таможенными органами
Инструкции, указанной в п. 1.
3. Заместителю председателя ГТК России А.Е. Жерихову
осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
Председатель Комитета
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 26.12.2003 N 1545
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ОБЛАДАЮЩИХ
ПРИЗНАКАМИ ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке проведения должностными лицами
таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений
в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих
под действие законодательства Российской Федерации в области
экспортного контроля (далее - Инструкция), подготовлена в целях
повышения эффективности деятельности таможенных органов по
обеспечению соблюдения разрешительного порядка перемещения через
таможенную границу Российской Федерации сырья, материалов,
оборудования, научно-технической информации, результатов
интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и
свойств могут внести существенный вклад в создание оружия
массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники (далее - контролируемые товары) <*>, указанных в
списках (перечнях) контролируемых товаров, утвержденных указами
Президента Российской Федерации (далее - контрольные списки).
--------------------------------
<*> Понятие используется в значении, определенном Федеральным
законом "Об экспортном контроле" и Таможенным кодексом Российской
Федерации.
Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом
"Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2) и
статьями 13, 59, 63, 131, 153, 158, 363, 403, 408 Таможенного
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).
2. Инструкция устанавливает принципы и последовательность
действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при
обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при
декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам
запретов и ограничений, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не
подтверждены.
3. Признаками контролируемых товаров являются:
а) Общие признаки:
- соответствие классификационного кода Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - код
ТН ВЭД) декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе "Код
товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности"
контрольных списков;
- наличие на материальных носителях, классифицируемых в
товарных позициях 4901100000, 4901990000, 4906000000, 4911918000,
4911990000, 8471300000, 847141, 847149, 847150, 847170, 852320,
8524 (кроме 8524100000), технической информации в виде
программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей,
схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и
спецификаций, справочных материалов, инструкций и других
технических документов;
б) Частные признаки:
- соответствие наименования декларируемого товара
общетехническому наименованию <*>, указанному в графе
"Наименование" контрольных списков;
--------------------------------
<*> Общетехническое наименование - наименование группы
изделий, однородных по общим принципам конструирования или
функциональному назначению. Например, лазеры различных модификаций
относятся, несмотря на свои конструктивные различия, к группе
лазеров, станки различного назначения и принципа действия - к
группе станков и т.д.
- пригодность декларируемого товара для целей создания оружия
массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники (по данным специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в области экспортного контроля).
4. Принадлежность товаров к контролируемым товарам
определяется соответствием их технических параметров и описания
товарам, указанным в графе "Наименование" контрольных списков.
Коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный
характер, используются для вспомогательных целей и не являются
подтверждением принадлежности декларируемого товара к
контролируемым товарам.
5. Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а
также совершение всех необходимых действий, связанных с получением
лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами,
включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из
Российской Федерации без лицензий, является обязанностью
российского участника внешнеторговой деятельности.
6. Правом подтверждать соответствие (несоответствие) товаров,
являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам,
включенным в контрольные списки, согласно законодательству
Российской Федерации, наделены специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области экспортного
контроля и организации, получившие в соответствии с установленным
Правительством Российской Федерации порядком специальное
разрешение на осуществление деятельности по идентификации
контролируемых товаров.
7. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров с
признаками контролируемых товаров осуществляются в соответствии с
порядком, установленным актами таможенного законодательства, и с
учетом положений, установленных Инструкцией.
8. Инструкция не применяется в случаях, когда товары
перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в
соответствии с таможенным режимом международного таможенного
транзита, по лицензиям Комитета Российской Федерации по
военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами,
по воинским пропускам, а также в рамках соглашений о кооперации по
оборонным отраслям промышленности.
II. Порядок проведения уполномоченным
должностным лицом таможенного органа <*>
документального контроля <**>
--------------------------------
<*> Должностные лица таможенных органов, в должностные
обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями
входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению
таможенного оформления и таможенного контроля товаров согласно
понятию, используемому в Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и
таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров,
утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356.
<**> Под понятием "документальный контроль" понимается
проверка документов и сведений согласно Инструкции о действиях
должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное
оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске
товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356.
9. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа при
проведении документального контроля проводит анализ сведений,
заявленных в грузовой таможенной декларации (ГТД) и указанных в
прилагаемых к ней документах, для выявления у декларируемых
товаров признаков контролируемых товаров.
10. При обнаружении у декларируемого товара признаков
контролируемого товара уполномоченное должностное лицо таможенного
органа проверяет наличие одного из следующих документов,
подтверждающих заявленные сведения о товаре:
а) лицензии специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области экспортного контроля;
б) разрешения межведомственного координационного органа по
экспортному контролю;
в) заключения специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области экспортного контроля,
подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного
вывоза контролируемых товаров;
г) заключения организации, получившей в соответствии с
установленным Правительством Российской Федерации порядком
специальное разрешение на осуществление деятельности по
идентификации контролируемых товаров, либо специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого
товара к объектам экспортного контроля.
11. При наличии одного из документов, перечисленных в пункте
10 Инструкции (далее - разрешительный документ), уполномоченное
должностное лицо проверяет правильность внесения соответствующих
сведений о нем в графу 44 ГТД.
12. В случае отсутствия разрешительного документа
уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее
документальный контроль, для проведения дополнительной проверки
сведений о товаре на предмет его возможной принадлежности к
контролируемым товарам согласно порядку, устанавливаемому
соответствующим нормативным правовым актом ГТК России, формирует
направление для принятия решения о выпуске (далее - Направление) в
уполномоченный функциональный отдел таможни (Отдел нетарифного и
экспортного контроля, далее - ОНЭК).
III. Порядок проведения
дополнительной проверки сведений о товаре на предмет
его принадлежности к контролируемым товарам и принятия
решений по ее результатам
13. Дополнительная проверка заявленных сведений о товаре
проводится в целях принятия уполномоченным должностным лицом ОНЭК
решения о необходимости проведения в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации в области экспортного
контроля, независимой идентификационной экспертизы товара для
целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее
проведения.
14. Для целей проведения дополнительной проверки используются
коммерческие документы, представляемая декларантом техническая
документация на товар, а также информация, поступающая по линии
правоохранительных и контролирующих органов.
К технической документации относятся: формуляр, паспорт,
этикетка или аналогичные документы, оформленные непосредственным
товаропроизводителем.
15. При отсутствии в комплекте документов, поступивших с
Направлением, технической документации на товар уполномоченное
должностное лицо ОНЭК формирует требование или уведомление о
необходимости ее представления и направляет его согласно порядку,
установленному Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об
утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных
органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный
контроль при декларировании и выпуске товаров".
16. Проведение дополнительной проверки включает следующие
этапы:
а) проверку наличия технической документации на декларируемый
товар и соответствия ее следующим основным требованиям:
- документы имеют регистрационные реквизиты организации,
издавшей документ, и необходимые подписи и печати;
- копии четко различимы и заверены руководителем предприятия
(подпись, печать на каждом листе либо подшивка в целом);
б) проверку правильности и идентичности записи сведений о
товаре в графе 31 ГТД технической документации и коммерческим
документам. Наименование товара в коммерческих документах должно
полностью соответствовать наименованию товара в технической
документации;
в) работу с контрольными списками для целей:
- выявления в контрольных списках позиций, в которых указан
соответствующий перемещаемому товару код ТН ВЭД;
- выявления в контрольных списках общетехнического
наименования декларируемого товара;
- сопоставления наименования декларируемого товара, значений
его технических параметров, указанных в технической документации,
с общетехническим наименованием, описанием и параметрами
контролируемого аналога;
г) изучение коммерческих документов для выявления признаков,
указывающих на необходимость проведения дополнительной проверки
внешнеэкономической сделки в части соблюдения законодательства
Российской Федерации в области экспортного контроля;
д) проверку информации, поступающей из ГТК России, на предмет
возможного использовании декларируемого товара при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники, а также возможной причастности конечного
пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства
Российской Федерации в области экспортного контроля;
е) оценку критериев риска, связанных с несоблюдением запретов
и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу
Российской Федерации, определяемых ГТК России и региональным
таможенным управлением.
17. На основании обобщения результатов, полученных на всех
этапах проверки, ОНЭК принимает одно из следующих решений:
а) о необходимости подтверждения заявленных о товаре сведений
посредством представления одного из разрешительных документов,
указанных в подпункте "г" пункта 10 Инструкции;
б) о возможности выпуска товара;
в) о необходимости представления заключения специально
уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного
контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки.
Причины принятия одного из перечисленных решений
уполномоченное должностное лицо ОНЭК указывает в соответствующем
заключении (далее - Заключение).
Решения, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 17
Инструкции, принимаются на основании объективной оценки
технических параметров и свойств товара либо описания технологии.
18. Решение о необходимости подтверждения заявленных о товаре
сведений посредством представления одного из разрешительных
документов, указанных в подпункте "г" пункта 10 Инструкции,
оформляет уполномоченное должностное лицо ОНЭК путем проставления
соответствующих отметок на Направлении и приложения к нему
Заключения.
Данное решение принимается, если наименование декларируемого
товара соответствует общетехническому наименованию товара,
включенного в контрольные списки, при условии:
а) непредставления в ОНЭК технической документации на этот
товар;
б) несоответствия технической документации требованиям,
указанным в подпункте "а" пункта 16 Инструкции;
в) отсутствия в технической документации наименований
параметров или единиц измерения технических характеристик,
идентичных характеристикам в контрольном списке;
г) соотнесения декларируемого товара со своим контролируемым
аналогом по функциональному назначению, принципу действия и
технической схожести;
д) наличия на материальном носителе технической информации <*>
в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов,
чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и
спецификаций, справочных материалов, инструкции и т.п. технических
и технологических документов;
--------------------------------
<*> Техническая информация, реализуемая через розничную
торговую сеть, контролю не подлежит.
е) в иных случаях обоснованных сомнений в достоверности
данных, заявленных в отношении декларируемого товара, либо в
несоответствии декларируемого товара его контролируемому аналогу.
В Заключении должны быть указаны:
а) номера позиций списков контролируемых товаров, с которыми
соотносится или может соотноситься декларируемый товар, со
ссылками на указы Президента Российской Федерации, которыми эти
списки утверждены;
б) иные признаки, указывающие на соотнесение либо возможную
принадлежность декларируемого товара к контролируемому товару.
19. Решение о возможности выпуска товара оформляет
уполномоченное должностное лицо ОНЭК путем проставления
соответствующих отметок на Направлении и приложении к нему
Заключения.
Основанием для принятия решения о возможности выпуска
является:
а) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными
списками по общему признаку - отсутствие в контрольных списках
наименования декларируемого товара или его технического аналога;
б) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными
списками по общему и частному признакам либо только по частному
признаку - несоответствие декларируемого товара требованиям,
установленным для его контролируемого аналога, указанным в графе
"Наименование" контрольных списков;
в) отсутствие информации, указывающей на необходимость
проведения дополнительной проверки внешнеторговой сделки на
предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации в
области экспортного контроля.
В Заключении должны быть указаны:
а) номера позиций списков контролируемых товаров, с которыми
соотносится декларируемый товар, со ссылкой на указы Президента
Российской Федерации, которыми эти списки утверждены;
б) фактические технические характеристики товара (в
соответствии с технической документацией на товар, предъявленный
для таможенного оформления);
в) вывод по результату сопоставления описаний общетехнического
наименования декларируемого товара и контролируемого аналога;
г) перечень документов, которые были использованы для
обоснования принятого решения.
Оригинал Заключения хранится согласно установленному порядку
вместе с первым экземпляром ГТД.
20. Решение о необходимости представления заключения
специально уполномоченного органа исполнительной власти в области
экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой
сделки оформляется согласно порядку, предусмотренному пунктом 18
Инструкции.
Указанное решение принимается при наличии в таможенном органе
информации о возможном использовании декларируемого товара при
создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных
видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности
конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям
законодательства Российской Федерации в области экспортного
контроля.
21. Копии Заключений, указанных в пункте 17 Инструкции, и
документов, на основании которых они были подготовлены, хранятся в
ОНЭК в соответствии с установленным порядком.
Первый заместитель начальника
Главного управления тарифного
и нетарифного регулирования
генерал-майор таможенной службы
А.М.МАКСИМОВ
|