ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 декабря 2003
года гражданское дело по заявлению ООО "Алмаз-94" о признании
не действующим абз. 2 пункта 1 Положения о лицензировании
деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней
ответственности в соответствии с государственным стандартом,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002
года N 174, в части включения в состав лицензируемого вида
деятельности выполнения функций заказчика-застройщика (далее -
Положение) по кассационной жалобе ООО "Алмаз-94" на решение
Верховного Суда РФ от 2 октября 2003 года, которым заявленное
требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Толчеева Н.К.,
объяснения представителя заявителя - Ляховицкого Л.Е.,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по этим
доводам представителя Правительства РФ Коченковой А.Б., выслушав
заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную
жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
ООО "Алмаз-94" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации
с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый в
указанной части пункт Положения не соответствует Гражданскому
кодексу РФ, а также ст. 17 Федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности" и ограничивает права заявителя на
занятие предпринимательской деятельностью.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить,
полагая выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела.
Кроме того, директор ООО "Алмаз-94" указал на то, что судом
неправильно были применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения
Верховного Суда РФ.
В силу ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (с
последующими изменениями) осуществление деятельности по
строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности
подлежит лицензированию.
На основании ст. 5 названного Федерального закона
Правительство РФ своим Постановлением от 21 марта 2002 года N 174
утвердило Положение "О лицензировании деятельности по
строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в
соответствии с государственным стандартом".
Согласно абз. 2 пункта 1 данного Положения деятельность по
строительству зданий и сооружений названных уровней
ответственности включает выполнение строительно-монтажных работ, в
том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических,
специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту
зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций
заказчика-застройщика.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Алмаз-94"
требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что
в объем понятия "деятельность по строительству зданий и
сооружений" входит не только производство работ по возведению
зданий и сооружений, но и исполнение функций
заказчика-застройщика, непосредственно связанных со строительством
и являющихся его составной частью. Без выполнения этих функций
производство работ по возведению объектов невозможно. В связи с
этим довод заявителя, что отнесение оспариваемым пунктом Положения
функций заказчика-застройщика к деятельности по строительству
зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности означает
установление дополнительного вида деятельности, подлежащего
лицензированию, несостоятелен.
Анализ ст. ст. 740, 743 - 750 ГК РФ позволяет сделать вывод о
том, что в договоре строительного подряда заказчик принимает на
себя обязанность создать подрядчику необходимые условия для
выполнения работ. Кроме того, заказчик представляет техническую
документацию, обладает правом вносить в нее изменения, может
обеспечивать строительство материалами или оборудованием,
исполняет другие обязанности, указанные в статье 747 ГК РФ, а
также осуществляет контроль и надзор за выполнением строительных
работ.
Исполнение указанных обязанностей способно оказать влияние на
безопасность выполняемых работ и на состояние окружающей среды.
В силу ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся
виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой
нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан,
обороне и безопасности государства, культурному наследию народов
Российской Федерации и регулирование которых не может
осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, лицензирование осуществляемых функций
заказчиком-застройщиком отвечает целям, определенным в
вышеуказанной норме Закона.
Судом первой инстанции правомерно учтено также то
обстоятельство, что и ранее изданными правовыми актами
осуществление функций заказчика-застройщика также включалось в
деятельность по строительству зданий и сооружений (Положение о
заказчике-застройщике, утвержденное Постановлением Госстроя СССР
от 2 февраля 1988 года N 16).
Материальный закон применен и истолкован судом правильно,
решение постановлено с соблюдением норм процессуального права,
предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, оснований для его отмены в
кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Алмаз-94"
- без удовлетворения.
|