ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 56пв-03
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председателя Лебедева В.М.,
членов Президиума Радченко В.И.,
Серкова П.П.,
Верина В.П.,
Смакова Р.М.,
Кузнецова В.В.,
Каримова М.А.,
Попова Т.Н.,
Свиридова Ю.А.,
Меркушова А.Е.
рассмотрел гражданское дело по заявлению открытого акционерного
общества "Черметимпекс" о признании не действующим пункта 20
Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат
отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206, в
части осуществления компенсационных выплат за счет средств,
направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовой формы, по
надзорной жалобе Министерства труда и социального развития
Российской Федерации (действующего по поручению Правительства
Российской Федерации) на определение Кассационной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Гуцола Ю.А., объяснения представителя Министерства труда и
социального развития Российской Федерации Симаковой В.М.
(доверенность в деле), заключение заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего
надзорную жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда
Российской Федерации
установил:
ОАО "Черметимпекс" обратилось в суд с заявлением о признании не
действующим пункта 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных
компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994
г. N 1206, в части, предусматривающей, что ежемесячные
компенсационные выплаты осуществляются за счет средств,
направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от их организационно-правовых форм.
По мнению заявителя, оспариваемое положение нормативного
правового акта противоречит федеральному законодательству,
нарушает его права.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля
2003 г. в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации от 6 мая 2003 г. решение суда первой инстанции было
отменено, вынесено новое решение об удовлетворении заявления ОАО
"Черметимпекс"; обжалуемое положение пункта 20 указанного Порядка
признано недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения
данного определения.
В надзорной жалобе поставлен вопрос об отмене определения от 6
мая 2003 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы,
Президиум находит их обоснованными.
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110
"О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в
редакции Указов от 08.02.2001 N 136, от 17.04.2003 N 444)
установлены ежемесячные компенсационные выплаты (с 1 января 2001
г. в размере 50 рублей) отдельным категориям граждан, в том числе
матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход
за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от
организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-
летнего возраста.
Пунктом 2 этого Указа поручено Правительству Российской
Федерации определить источники финансирования и порядок назначения
и выплаты установленных компенсационных выплат.
Во исполнение данного поручения Правительство Российской
Федерации Постановлением от 3 ноября 1994 г. N 1206 утвердило
Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат
отдельным категориям граждан.
Пунктом 20 этого Порядка, расположенным в разделе II
"Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим
родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком),
состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями,
учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком", предусмотрено, что
ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет
средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Предприятия, учреждения, организации, воинские формирования,
органы социальной защиты населения, финансируемые из бюджета,
реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.
Признавая пункт 20 Порядка в обжалуемой части не действующим,
Кассационная коллегия сослалась на то, что ни Трудовым кодексом
РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены компенсации за
счет средств работодателя лицам, находящимся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет. Напротив, по мнению
Кассационной коллегии, статья 256 Трудового кодекса РФ
предусматривает выплату таким лицам не компенсаций, а пособия по
государственному социальному страхованию в период указанного
отпуска.
С доводами Кассационной коллегии нельзя согласиться.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего
в действие с 1 февраля 2002 года, установлено, что при
предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты
производятся за счет средств работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 423 Трудового кодекса
Российской Федерации изданные до введения в действие настоящего
Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и применяемые на территории
Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам,
которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться
только федеральными законами, действуют впредь до введения в
действие соответствующих федеральных законов.
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N
1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям
граждан" в целях усиления социальной защищенности отдельных
категорий граждан были установлены компенсационные выплаты.
Данным Указом (абзац 3 пункта 1) определено, что ежемесячная
компенсационная выплата устанавливается матерям (или другим
родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком),
состоящим на условиях найма с предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от организационно-правовых форм, и
женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30
мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным
категориям граждан" Правительством Российской Федерации в пределах
установленных полномочий Конституцией Российской Федерации, в
рамках действующего законодательства был разработан и утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994
года N 1206 Порядок назначения и выплаты ежемесячных
компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Данный Порядок определяет условия назначения, выплаты и
источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат.
Ежемесячная компенсационная выплата входит в число
установленных федеральным законодательством гарантий в связи с
материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной
компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в
отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячные компенсационные выплаты
осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их
организационно-правовых форм.
Учреждения, организации, финансируемые из бюджетов, реализуют
указанные права за счет соответствующих бюджетов, поскольку их
содержание финансируется за счет соответствующего бюджета, включая
фонд оплаты труда.
В связи с этим данные выплаты предоставляются матерям (или
другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком),
состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от их форм собственности.
Статьей 2 Федерального закона "Об акционерных обществах"
установлено, что общество имеет гражданские права и несет
обязанности, необходимые для осуществления любых видов
деятельности, не запрещенных федеральными законами. К таковым
обязанностям относятся не только уплата налогов, но и соблюдение
установленных нормативными правовыми актами гарантий и компенсаций
работникам (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим действующее Постановление Правительства
Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 не нарушает права
ОАО "Черметимпекс" как юридического лица и не приводит к
отчуждению его имущества, на что указывается в определении
Кассационной коллегии.
Вступление в законную силу названного определения Кассационной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации привело к
неравенству граждан, поскольку повсеместно прекращается выплата
ежемесячной компенсационной выплаты матерям (или другим
родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком),
состоящим на условиях найма с предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от организационно-правовых форм,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-
летнего возраста, за счет средств, направляемых на оплату труда
предприятиями, учреждениями, организациями. Вместе с тем данная
компенсационная выплата сохраняется на предприятиях, в
учреждениях, организациях, воинских формированиях, органах
социальной защиты населения, финансируемых из бюджетов.
Таким образом, часть граждан утрачивает право на одну из
социальных гарантий - компенсационную выплату, установленную
матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход
за ребенком), состоящим на условиях найма с предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых
форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им
3-летнего возраста, вопреки Указу Президента Российской Федерации
от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат
отдельным категориям граждан", с чем обоснованно не согласился суд
первой инстанции, решение которого без достаточных оснований было
отменено Кассационной коллегией.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 390 Гражданского
процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской
Федерации
определил:
отменить определение Кассационной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации от 6 мая 2003 г.; оставить в силе решение
Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2003 г.
|