Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2004 г. N 5408
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 89
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ
"ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ РАСЧЕТЕ ПОСОБИЯ
ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ПОСОБИЯ
ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ В 2004 ГОДУ"
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве труда и
социального развития Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля
1997 г. N 480 (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 17, ст. 2019; 2003, N 34, ст. 3369), пунктом 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003
г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной
платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 16, ст. 1529), Министерство труда и социального развития
Российской Федерации по согласованию с Фондом социального
страхования Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое разъяснение "Об исчислении среднего
заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и
пособия по беременности и родам в 2004 году".
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
Утверждено
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 24 декабря 2003 г. N 89
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 5
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ РАСЧЕТЕ
ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ПОСОБИЯ
ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ В 2004 ГОДУ
В связи с поступающими запросами о расчете пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2004 году
в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2004 год" <*>
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.
4852) и Положением об особенностях порядка исчисления средней
заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 <**> (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1529),
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
разъясняет:
--------------------------------
<*> Далее именуется - Закон.
<**> Далее именуется - Положение.
Частью первой статьи 8 Закона установлено, что в 2004 году при
расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по
беременности и родам исчисление среднего заработка работника
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 3).
В связи с этим в 2004 году указанные пособия исчисляются из
среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением, с
учетом положений статьи 8 Закона и иных условий, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми актами об
обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона пособие по
временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам
исчисляются из среднего заработка работника по основному месту
работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу
наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В среднем заработке при исчислении пособия по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются
все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые
в организации, на которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы,
поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской
Федерации. При этом в соответствии с частью первой статьи 8 Закона
учитывается заработная плата только по основному месту работы.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения и частью
первой статьи 8 Закона расчет среднего заработка работника
независимо от режима его работы производится исходя из фактически
начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им
времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу
наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед
наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам
проработал фактически менее трех месяцев, в соответствии с частью
второй статьи 8 Закона в 2004 году пособие по временной
нетрудоспособности (за исключением пособия по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и
профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам
выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный
месяц минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом, а в районах и местностях, в которых
установлены коэффициенты к заработной плате, - минимального
размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
При определении периода фактической работы в последних 12
календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска
по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых
работник фактически не работал:
работник получал пособие по временной нетрудоспособности или
пособие по беременности и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине работодателя
или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой
забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные
дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
работник в других случаях освобождался от работы с полным или
частичным сохранением заработной платы или без оплаты в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев
перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и
родам включается время, в течение которого работник фактически
работал и за ним сохранялась средняя заработная плата в
соответствии с законодательством Российской Федерации:
при направлении в служебные командировки;
при переводе на нижеоплачиваемую работу.
В случае если работник в последние 12 календарных месяцев
работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев
фактической работы учитывается также период его работы у
предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями
в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.
Если работник в последние 12 календарных месяцев перед
наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам
проработал фактически три и более месяцев, расчетный период в
конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пунктами
4, 5, 6 и 7 Положения.
Средний дневной заработок определяется в порядке,
установленном пунктом 8 Положения. Средний часовой заработок
работника при суммированном учете рабочего времени определяется в
порядке, установленном пунктом 13 Положения. При расчете среднего
заработка премии и вознаграждения учитываются в порядке,
установленном пунктом 14 Положения.
Дальнейший порядок исчисления пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам производится в
соответствии со статьей 8 Закона по общим правилам с учетом
непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми актами об
обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона в случае
повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение
учитывается с даты повышения фактической заработной платы. В связи
с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия
по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам
пункты 15 и 16 Положения не применяются.
Статьей 19 Закона установлено, что данный Закон вступает в
силу с 1 января 2004 года. В связи с этим по страховым случаям,
наступившим до 1 января 2004 года, пособие по временной
нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются
по ранее действующим правилам.
|