ПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2003 г. N 73-7
О ПОЛОЖЕНИИ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить Положение об аккредитации торгово-промышленных
палат в Российской Федерации (прилагается).
2. Считать утратившим силу Постановление Правления ТПП РФ от 25
марта 1999 г. N 43-4 "О новой редакции Положения об аккредитации
торгово-промышленных палат".
3. Контроль за выполнением Постановления возложить на Вице-
президента ТПП РФ Катырина С.Н.
Председатель Правления
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
Е.М.ПРИМАКОВ
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона
Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации", Устава ТПП России и устанавливает цели, области,
критерии и процедуру аккредитации торгово-промышленных палат в
Российской Федерации.
1.2. Определения:
Аккредитация - официальное признание полномочным (авторитетным)
органом компетентности (способности) организации выполнять
конкретные работы в определенной (заявленной) области.
Система аккредитации - система, обладающая собственными
правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации
организации.
Аккредитующий орган - орган, управляющий системой аккредитации
и проводящий аккредитацию организаций, являющихся объектами
аккредитации в управляемой им системе.
Критерии аккредитации - требования, предъявляемые аккредитующим
органом к организациям, подлежащим аккредитации.
Область аккредитации - виды деятельности, на выполнение которых
аккредитована конкретная организация.
Инспекционный контроль за организацией - проверка, проводимая
аккредитующим органом на соответствие деятельности организации
установленным требованиям.
1.3. Под аккредитацией торгово-промышленной палаты (далее по
тексту - аккредитация) понимается официальное признание
(подтверждение) ТПП России компетентности (способности) торгово-
промышленной палаты выполнять задачи, функции и услуги,
предусмотренные Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в
Российской Федерации", действующим законодательством Российской
Федерации и уставом палаты.
1.4. Аккредитация торгово-промышленных палат является
негосударственной и носит добровольный характер.
1.5. Аккредитация направлена на достижение следующих целей:
- повышение авторитета и укрепление доверия к торгово-
промышленным палатам со стороны организаций и индивидуальных
предпринимателей, органов власти и управления на основе
подтверждения ТПП России компетентности (способности) палатами
выполнять конкретные работы в определенной области деятельности
(области аккредитации);
- повышение роли торгово-промышленных палат в развитии
предпринимательства, поддержке отечественных товаропроизводителей,
создании эффективной инфраструктуры их обслуживания;
- оказание торгово-промышленным палатам организационной,
методической и информационной помощи в реализации ими уставных
функций и задач, расширении диапазона и повышении качества
оказываемых услуг, поиске источников саморазвития, разработке
бизнес-планов развития услуг.
1.6. Признание результатов аккредитации, проведенной в
аналогичной области аккредитации зарубежными аккредитующими
органами, осуществляется на основе соглашений ТПП России с
национальными торговыми, промышленными или хозяйственными палатами
и соответствующими аккредитующими органами.
1.7. Аккредитующим органом является Правление ТПП России,
которое:
- утверждает Положение об аккредитации торгово-промышленных
палат в Российской Федерации;
- устанавливает области, критерии и процедуру аккредитации;
- устанавливает единую форму Свидетельства об аккредитации и
требования к документам аккредитации;
- информирует о результатах аккредитации.
1.8. Для организации и выполнения работ, связанных с процедурой
аккредитации, создается рабочий орган - Комиссия Правления ТПП РФ
по аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации
(далее по тексту - Комиссия по аккредитации), действующая на
основании Положения, утверждаемого Правлением ТПП России.
2. Области аккредитации
2.1. Настоящее Положение определяет следующие области
аккредитации:
- работа с организациями и индивидуальными предпринимателями по
расширению членской базы торгово-промышленной палаты,
совершенствованию ее организационной структуры и управления;
- представление и защита интересов членов торгово-промышленной
палаты, организаций и предпринимателей в органах законодательной и
исполнительной власти, взаимодействие с государственными,
общественными организациями, объединениями предпринимателей;
- формирование эффективной инфраструктуры услуг, оказываемых
организациям и предпринимателям, развитие, диверсификация и
повышение качества услуг.
2.2. Области аккредитации могут быть расширены решением
Правления ТПП России.
2.3. Аккредитация торгово-промышленных палат осуществляется во
всех областях аккредитации, указанных в п. 2.1 настоящего
Положения, одновременно.
3. Критерии аккредитации
3.1. В области работы с организациями и индивидуальными
предпринимателями по расширению членской базы торгово-промышленной
палаты, совершенствованию ее организационной структуры и
управления:
- регулярность проведения заседаний руководящих органов палаты,
предусмотренных ее уставом;
- наличие и реализация программ деятельности торгово-
промышленной палаты, определяющих стратегические цели и задачи по
повышению ее роли в развитии экономики региона, поддержке
предпринимательства, расширению инфраструктуры услуг;
- наличие и реализация плана экономического развития торгово-
промышленной палаты, обеспечивающего достаточные условия для ее
дальнейшего совершенствования, укрепления материально-технической
базы, повышения квалификации сотрудников;
- наличие системы качества, соответствующей идеологии
международных стандартов ИСО серии 9000 (как обязательный критерий
вводится с 1 января 2006 года);
- наличие и функционирование общественных формирований,
созданных при палате (комитетов, комиссий, советов, гильдий и
т.п.), по отдельным направлениям деятельности;
- соответствие численности членской базы минимальным
требованиям, ежегодно устанавливаемым Комиссией по аккредитации,
устойчивая динамика роста членской базы в течение последних 3-х
лет;
- наличие эффективной системы работы с организациями и
предпринимателями, обеспечивающей максимальный охват региона
деятельности палаты, соответствие членской базы отраслевой
структуре субъектов хозяйственной деятельности и их
территориальному размещению в регионе деятельности палаты;
- обеспечение уплаты членами палаты вступительных и членских
взносов, своевременное и полное перечисление торгово-промышленной
палатой установленной части вступительных и членских взносов в ТПП
РФ в течение последних 3-х лет;
- реализация эффективной тарифной политики на услуги для членов
торгово-промышленной палаты (предоставление части услуг для них на
льготных условиях);
- регулярное проведение мероприятий, направленных на
популяризацию деятельности торгово-промышленной палаты,
привлечение в члены палаты новых организаций и индивидуальных
предпринимателей (проведение встреч с членами торгово-промышленной
палаты, а также рекламных компаний, "круглых столов", презентаций
новых проектов палаты и т.п.);
- наличие актуализированной базы данных членов торгово-
промышленной палаты, регулярное предоставление сведений о членах
палаты в объеме "Анкета члена ТПП РФ" в единую электронную базу
данных "Члены Торгово-промышленной палаты Российской Федерации" и
их актуализация;
- наличие и регулярный выпуск собственных печатных изданий
палаты, публикация материалов о деятельности торгово-промышленной
палаты в других средствах массовой информации, наличие и
регулярное обновление web-сайта палаты;
- обеспечение повышения квалификации руководителей и
специалистов палаты и их аттестации в соответствующих областях
деятельности в государственных системах аккредитации
(лицензирования) и системах аккредитации ТПП России;
- наличие арендуемых или собственных помещений, достаточных для
размещения подразделений палаты, проведения переговоров,
протокольных мероприятий, деловых встреч;
наличие компьютеров и другой необходимой оргтехники, средств
связи, обеспечивающих устойчивую междугородную связь и связь с
Интернет;
- наличие специалистов (в случае необходимости аттестованных)
для оказания минимального перечня видов услуг или соглашения с
партнерами (в том числе с организациями, созданными при палате) по
предоставлению услуг.
3.2. В области представления и защиты интересов членов торгово-
промышленной палаты, организаций и предпринимателей в органах
законодательной и исполнительной власти, взаимодействия с
государственными и общественными организациями, объединениями
предпринимателей:
- участие в подготовке и экспертизе законодательных и иных
нормативных актов в области экономики и поддержки
предпринимательства;
- участие в подготовке и реализации программ социально-
экономического развития регионов, подготовке предложений по
формированию инвестиционной политики и привлечению инвестиций;
- подготовка нормативно-правовых актов, направленных на
улучшение правового климата развития предпринимательства, создание
благоприятных условий для деятельности торгово-промышленной
палаты;
- участие представителей торгово-промышленной палаты в работе
комиссий, советов, других формирований, действующих при
территориальных органах власти;
- взаимодействие с депутатами, представляющими республики,
края, области, автономные округа, города и районы в Федеральном
Собрании Российской Федерации;
- наличие и реализация соглашений о сотрудничестве с органами
государственной власти субъекта Российской Федерации и/или
местного самоуправления, региональными структурами федеральных
органов исполнительной власти;
- взаимодействие с союзами, ассоциациями и другими
объединениями предпринимателей, действующими на региональном
уровне;
- участие в работе комитетов, комиссий, других общественных
формирований, действующих при ТПП России;
- сотрудничество с российскими, зарубежными и смешанными
торгово-промышленными палатами, представительствами ТПП России за
границей;
- взаимодействие с межрегиональными объединениями торгово-
промышленных палат (Форум ТПП Сибири, Конгресс ТПП Северного
Кавказа, Ассоциация ТПП Центра России и т.п.).
3.3. В области формирования эффективной инфраструктуры услуг,
оказываемых торгово-промышленными палатами организациям и
предпринимателям, развития, диверсификации и повышения качества
услуг:
3.3.1. Услуги, оказываемые торгово-промышленной палатой, должны
осуществляться в соответствии с:
- законодательством Российской Федерации;
- национальными стандартами и другими нормативными документами
по стандартизации, метрологии и оценке соответствия;
- нормами, правилами, положениями и нормативами государственных
органов, к компетенции которых установление этих норм отнесено
законодательством Российской Федерации;
- стандартами, положениями, инструкциями, методическими
рекомендациями и другими нормативными документам ТПП России, в том
числе в сферах экспертизы и сертификации продукции, сбора,
обработки, хранения и предоставления деловой информации и других.
3.3.2. Наличие аккредитации экспертной организации торгово-
промышленной палаты в системе "ТПП Эксперт" (как обязательный
критерий вводится в действие с 1 января 2006 года).
3.3.3. Перечень видов услуг, оказываемых палатой субъектам
хозяйственной деятельности, должен включать не менее двух третей
перечисленных ниже:
- содействие в установлении деловых связей с иностранными
партнерами и проведении операций на внутреннем и внешнем рынках;
- обеспечение программ пребывания иностранных делегаций в
регионе деятельности палаты и программ пребывания за границей
делегаций, представляющих организации и предпринимателей - членов
палаты, подготовка и проведение экономических миссий деловых
кругов в других регионах России, содействие российским субъектам
хозяйственной деятельности в продвижении товаров и услуг на
внутреннем и внешнем рынках;
- услуги по безопасности предпринимательства, содействие
ведению Реестра российских предприятий и предпринимателей,
финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их
надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в
России и за рубежом;
- организация и обеспечение работы третейских судов;
- информационное обслуживание и консультирование;
- защита интеллектуальной и промышленной собственности,
разработка товарных знаков, содействие в разработке и регистрации
товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест
происхождения товаров;
- организация выставок и ярмарок в России и за рубежом;
- рекламно-издательская деятельность, выпуск информационных
изданий, бюллетеней, сборников;
- деловое образование, подготовка специалистов для
предпринимательской деятельности;
- удостоверение в соответствии с международной практикой
сертификатов происхождения товаров;
- подготовка заключений по обстоятельствам форс-мажора,
оформление других документов, необходимых для осуществления
внешнеэкономической деятельности;
- экспертиза по количеству, качеству и комплектности товаров
(товарная экспертиза);
- сертификация продукции, услуг и систем качества;
- подготовка документов для аккредитации Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации представительств иностранных фирм,
организаций, ассоциаций и союзов предпринимателей, действующих в
регионе деятельности палаты;
- оценка различных видов собственности;
- маркетинговая деятельность;
- переводы материалов на иностранные языки и с иностранных
языков, обеспечение устных переводов;
- экспертиза и подготовка учредительных документов субъектов
хозяйственной деятельности для государственной регистрации.
3.3.4. Соответствие объема реализации услуг в денежном
выражении минимальным требованиям, ежегодно устанавливаемым
Комиссией по аккредитации для торгово-промышленных палат субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований субъектов
Российской Федерации. Устойчивая динамика роста объема реализации
услуг в течение последних 3-х лет.
4. Процедура аккредитации
4.1. Процедура аккредитации включает следующие основные этапы:
- представление торгово-промышленной палатой заявки на
аккредитацию и комплекта документов о деятельности палаты;
- экспертиза документов по аккредитации;
- изучение деятельности аккредитуемых торгово-промышленных
палат экспертной группой Комиссии по аккредитации, подготовка
заключения, рассмотрение заключения экспертной группы и принятие
решения об аккредитации на заседании Комиссии по аккредитации;
- принятие решения об аккредитации Правлением ТПП РФ;
- оформление, регистрация и выдача Свидетельства об
аккредитации;
- проведение инспекционного контроля аккредитованной торгово-
промышленной палаты.
4.2. Торгово-промышленная палата направляет в Комиссию по
аккредитации заявку, составленную в произвольной форме, с
комплектом документов о деятельности торгово-промышленной палаты,
включающим аналитический доклад, программу деятельности палаты и
план экономического развития палаты. Документы представляются в
одном экземпляре на бумажном и электронном носителях.
4.3. Комиссия по аккредитации проводит экспертизу
представленных документов, организует выезд экспертной группы в
аккредитуемую палату, которая составляет экспертное заключение о
деятельности палаты. Работа по аккредитации проводится в срок до 6
месяцев с момента принятия документов к рассмотрению. О
результатах экспертизы документов Комиссия по аккредитации
информирует руководящий орган палаты, принявший решение о
направлении заявки на аккредитацию.
4.4. При положительных результатах экспертизы представленных
документов и положительном заключении экспертной группы Комиссия
по аккредитации готовит проект постановления Правления ТПП России
об аккредитации торгово-промышленной палаты. В случае принятия
Правлением ТПП России положительного решения Комиссия по
аккредитации производит регистрацию палаты в Реестре
аккредитованных торгово-промышленных палат, оформляет и выдает
Свидетельство об аккредитации.
4.5. В случае выявления несоответствия деятельности торгово-
промышленной палаты установленным критериям аккредитации, которые
могут быть устранены путем проведения организационных мероприятий
и доработки документов в оговоренные сроки, палата, при содействии
Комиссии по аккредитации, разрабатывает план конкретных действий
по устранению выявленных несоответствий. После его реализации
аккредитация может быть проведена повторно, но не ранее чем через
6 месяцев после рассмотрения заявки на аккредитацию.
4.6. Срок действия Свидетельства об аккредитации составляет 5
лет.
4.7. В период действия Свидетельства об аккредитации Комиссия
по аккредитации осуществляет ежегодный инспекционный контроль
аккредитованных торгово-промышленных палат. Инспекционный контроль
может осуществляться путем:
- анализа ежегодно представляемой в ТПП России информации о
деятельности торгово-промышленной палаты;
- изучения отчетов о деятельности палаты в установленных
областях аккредитации, предоставляемых по запросу Комиссии по
аккредитации, но не чаще 2-х раз за один срок действия
Свидетельства об аккредитации;
- проведения, в случае необходимости, проверки деятельности
палаты с выездом на место.
4.8. По представлению Комиссии по аккредитации Правление ТПП
России может принять решение об отзыве Свидетельства об
аккредитации (аннулирование аккредитации) или о приостановлении
его действия.
Свидетельство об аккредитации может быть отозвано или действие
его приостановлено в случаях:
- нарушения палатой законодательства Российской Федерации или
устава палаты;
- невыполнения палатой уставных функций, задач и услуг;
- реорганизации палаты;
- устойчивого сокращения членской базы, перечня и объемов
реализации услуг в течение 2-х лет;
- снижения активности палаты в области защиты и представления
интересов ее членов и других субъектов хозяйственной деятельности
в органах законодательной и исполнительной власти;
- неперечисления установленной части членских взносов в ТПП
России в течение года;
- лишения аккредитации экспертной организации в системе "ТПП
Эксперт".
4.9. За 6 месяцев до окончания срока действия Свидетельства об
аккредитации торгово-промышленная палата направляет в Комиссию по
аккредитации заявку на повторную аккредитацию и документы,
предусмотренные п. 4.2 настоящего Положения.
4.10. Решение о продлении срока действия аккредитации (без
процедуры повторной аккредитации) может быть принято Правлением
ТПП РФ по представлению Комиссии по аккредитации на основании
результатов инспекционного контроля торгово-промышленной палаты.
4.11. Информация об аккредитации торгово-промышленной палаты
публикуется в газете "Торгово-промышленные ведомости", журнале
"Партнер ТПП РФ" и размещается на web-сайте ТПП РФ, а также
направляется:
- в торгово-промышленные палаты;
- в администрацию субъекта Российской Федерации или
муниципального образования субъекта Российской Федерации, на
территории которого действует аккредитованная палата;
- в союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей,
являющиеся членами ТПП России;
- в организации ТПП России;
- в представительства ТПП России за границей.
5. Требования к структуре аналитического доклада
5.1. Аналитический доклад должен состоять из введения, трех
разделов, соответствующих трем областям аккредитации, и
приложений.
5.2. Во введении приводятся:
- краткое описание региона деятельности палаты (экономико-
географическое положение, производственный потенциал,
специализация, общее количество зарегистрированных организаций, в
том числе малых и средних предприятий, и их отраслевая структура);
- краткая история развития палаты (год образования,
характеристика и структура членской базы, динамика ее изменения,
филиалы и представительства);
- структура палаты, включающая ее руководящие органы,
подразделения палаты, общественные формирования, организации,
созданные с участием палаты.
5.3. В каждом из разделов, соответствующих областям
аккредитации, приводится описание деятельности палаты в течение 3-
х последних лет по выполнению всех критериев аккредитации.
5.4. Приложениями к аналитическому докладу могут быть:
последний выпуск печатного издания палаты, информационные
сборники, изданные палатой, копии свидетельств о сертификации и
аккредитации в других системах аккредитации и сертификации и т.п.
5.5. Примерный объем аналитического доклада - 60 - 70 листов
печатного текста через один интервал в формате Microsoft Word,
включая таблицы, диаграммы, графики.
|