КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2003 г. N 476-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БУРЕГИ ГАРИЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО
СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ" И ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 48 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,
ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя
Председателя В.Г. Стрекозова, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.
Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я.
Сливы, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Г.Н. Буреги вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданина Г.Н. Буреги, более 15 лет прослужившего
в районах Крайнего Севера и с 1984 года являющегося пенсионером,
оспариваются следующие положения: часть вторая статьи 1 Закона
Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на том
основании, что отсутствие в ней положения о распространении на
военнослужащих гарантий и компенсаций, предусмотренных этим
Законом, не позволило до 1 января 2003 года повысить размер его
пенсии за выслугу лет на районный коэффициент; Федеральный закон
от 10 января 2002 года "О внесении дополнения в статью 48 Закона
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (вступил в
силу с 1 января 2003 года) - в связи с тем, что предельный размер
районного коэффициента, с учетом которого пенсии, назначаемые в
соответствии с данным Законом лицам, указанным в статье 1 данного
Закона, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет,
проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и
служащих районный коэффициент не установлен или установлен в
меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисляются с
применением районного коэффициента, установленного к заработной
плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по
последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за
назначением пенсии, составляет 1,5.
По мнению заявителя, указанные нормы, которыми, как следует из
представленных материалов, суды общей юрисдикции
руководствовались, отказывая ему в удовлетворении исковых
требований, нарушают его право на пенсию и не соответствуют
статьям 7 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (части 1 и 2), 35 (части
1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской
Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим,
уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил
Российской Федерации, лишь в случаях, предусмотренных данным
Законом. Право на перерасчет пенсий с применением районного
коэффициента для военнослужащих Закон Российской Федерации от 19
февраля 1993 года не предусматривает - согласно его статье 31
такое право (независимо от места проживания и времени обращения за
пенсией) предоставлено лицам, проработавшим в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20
календарных лет, т.е. тем, кому пенсия назначена по Закону
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (в настоящее время - Федеральный закон от 17 декабря
2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Военная служба, согласно статье 2 Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе", это особый вид
федеральной государственной службы, и пенсионное обеспечение
военнослужащих установлено не Законом Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время
- Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"),
а Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей". Положение о сохранении за пенсионерами-военнослужащими,
прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет,
которым пенсия была исчислена с учетом соответствующего районного
коэффициента, такого же размера пенсии при выезде из этих районов
и местностей на новое постоянное место жительства было введено в
его статью 48 Федеральным законом от 28 ноября 1995 года и
вступило в действие с 1 января 1997 года.
Использование законодателем дифференциации по кругу лиц (в том
числе по такому критерию как работа или военная служба) в Законах
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
не может рассматриваться как нарушение закрепленного в статье 19
(части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства
либо умаление права заявителя на пенсионное обеспечение за выслугу
лет в противоречие с требованием статьи 55 (часть 2) Конституции
Российской Федерации.
3. Гражданин Г.Н. Бурега, считая, что военнослужащие,
прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, должны
иметь право на исчисление пенсии за выслугу лет на основании
Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях", а Федеральный закон от 10 января 2002 года не должен
ограничивать размером 1,5 предельный размер районного
коэффициента, с учетом которого с 1 января 2003 года исчисляются
пенсии военнослужащим, прослужившим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20
календарных лет, независимо от времени обращения за назначением
пенсии, ставит вопрос о внесении изменений в названные Законы.
Однако решение этого вопроса не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей
125 Конституции Российской Федерации, а является прерогативой
законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буреги
Гария Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса
Конституционному Суду неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|