АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2003 года
Дело N А79-6805/03-СК-1-6483
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Михайлова А.Т., судей Кудряшова В.Н. и
Степановой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому
заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Многопрофильное научно-производственное предприятие А - Керамик",
с. Порецкое, к самоуправлению Порецкого района Чувашской
Республики, с. Порецкое, о признании недействующим п. 5 решения
Собрания депутатов Порецкого района третьего созыва от 04.09.03 N
27,
при участии в заседании помощника судьи Гурьевой В.В.,
представителя истца - юриста Петрова В.М., по доверенности от
01.09.03, представителя ответчика - юриста Львова Д.Н., по
доверенности от 01.12.03,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное
научно-производственное предприятие А - Керамик" обратилось в суд
с иском к самоуправлению Порецкого района Чувашской Республики о
признании недействующим п. 5 вышеуказанного решения Собрания
депутатов Порецкого района.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый пункт решения
устанавливает не предусмотренную законодательством Российской
Федерации категорию земель - по добыче полезных ископаемых. Так, в
ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации дан исчерпывающий
перечень категорий земель, а в силу ст. 88 Кодекса земли
предприятий по добыче полезных ископаемых входят в категорию
земель промышленности.
По мнению истца, правовые основания для установления размеров
арендной платы в Порецком районе также отсутствуют, так как
порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в
муниципальной собственности, в установленном порядке не разработан
и не принят.
В судебном заседании представитель истца поддержал требование о
признании недействующим пункта 5 решения Собрания депутатов
Порецкого района от 04.09.03 N 27 и привел доводы, изложенные в
заявлении.
Ответчик отзывом на иск и его представитель в заседании суда
требования истца не признает. Указывает, что согласно п. 3 ст. 65
Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения
размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной
собственности, устанавливается органами местного самоуправления.
Просит учесть, что по договору аренды сторонами согласован размер
арендной платы, который является существенным условием договора
аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 21 Закона Чувашской Республики "О плате
за землю" при аренде земель, находящихся в муниципальной
собственности, органы местного самоуправления устанавливают
базовые размеры арендной платы по видам использования земель и
категориям арендаторов.
Поэтому считает, что оспариваемый пункт решения Собрания
депутатов устанавливает вид использования земель, а не категорию.
Ставка арендной платы, по мнению ответчика, зависит не от
категории земель, а от вида ее использования.
Выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные
доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что решением Собрания депутатов
Порецкого района третьего созыва от 04.09.03 утверждены ставки
арендной платы по видам использования земель и категориям
арендаторов. В частности, в п. 5 упомянутого решения указывается,
что за земли по добыче полезных ископаемых годовой размер арендной
платы устанавливается 12 рублей за кв. м.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения
государственной собственности на землю государственная регистрация
права государственной собственности на землю для осуществления
распоряжения землями, находящимися в государственной
собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения
государственной собственности на землю осуществляется органами
местного самоуправления в пределах их полномочий, если
законодательством не предусмотрено иное.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местное
самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, конституциями, уставами субъектов
Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации,
устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить
Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону,
ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В
случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в
законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего
Федерального закона применяются положения Конституции Российской
Федерации, настоящего Федерального закона.
В силу ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями
15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат
переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса
Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20
Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны
переоформить право постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками на право аренды земельных участков или
приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до
1 января 2006 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного
кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование
указанных земельных участков устанавливается в соответствии с
решением Правительства Российской Федерации.
При этом размер арендной платы за использование земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности и занятых объектами транспортных систем естественных
монополий, а также земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности и расположенных в
районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок
земельного налога, установленных для земель промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности,
земель обороны, безопасности и земель иного специального
назначения.
Ст. 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
предусматривает, что налог за расположенные вне населенных пунктов
земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные
производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения
устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок
земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2
(таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20
тысяч человек.
Ст. 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году
размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности, и ставки земельного налога
применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Ст. 7 Федерального закона от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году
размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога
на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с
коэффициентом 1,1.
Вместе с тем при установлении размеров арендной платы орган
местного самоуправления должен учесть вышеприведенные положения
федерального законодательства. Так, действующие в 2002 году
размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога
на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2003 году с
коэффициентом 1,8, а в 2004 году - с коэффициентом 1,1.
Оспариваемый пункт решения самоуправления Порецкого района
принят без учета требований законодательства. Несоответствие
размеров арендной платы земельных участков на территории Порецкого
района законодательству (решение Порецкого районного собрания
депутатов Чувашской Республики от 19.03.02) было установлено
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской
Республики от 27.11.02 по делу N А79-4416/02-СК-1-3756.
Кроме этого, суд учитывает, что в силу ст. 7 Земельного кодекса
Российской Федерации земли по добыче полезных ископаемых являются
землями промышленности. Изложенное находит свое подтверждение
анализом статей 87 и 88 Кодекса. Так, ст. 88 Кодекса
предусмотрено, что землями промышленности признаются земли,
которые используются или предназначены для обеспечения
деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов
промышленности и права на которые возникли у участников земельных
отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи следует признать, что разделение земель
промышленности на земли по добыче полезных ископаемых не
соответствует действующему законодательству.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что
оспариваемый пункт решения устанавливает вид использования земель,
а не категории, ибо они противоречат фактическим обстоятельствам.
По изложенным основаниям п. 5 решения Собрания депутатов
Порецкого района третьего созыва от 04.09.03 "Об утверждении
ставки арендной платы по видам использования земель и категориям
арендаторов на территории Порецкого района" признается судом
недействующим как противоречащий Земельному кодексу Российской
Федерации, Закону Российской Федерации "О плате за землю",
Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации", Федеральному закону "Об индексации ставок
земельного налога".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать недействующим п. 5 решения Собрания депутатов
Порецкого района третьего созыва от 04.09.03 N 27 "Об утверждении
ставок арендной платы по видам использования земель и категориям
арендаторов на территории Порецкого района".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение
месяца со дня его вступления в силу.
Председательствующий
А.Т.МИХАЙЛОВ
Судьи
Л.Н.КУДРЯШОВ
В.М.СТЕПАНОВА
|