ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2003 г. N КАС 03-596
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 декабря 2003
г. гражданское дело по заявлению ОАО "Центральная
телекоммуникационная компания" о признании не действующим п. 2
Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов,
понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным
категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 963, в
части слов: "пенсионное обеспечение которых осуществляют органы
социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо
территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации" по
кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 10
октября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителя ОАО "Центртелеком" Коробова Г.Д.,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения
представителей Правительства РФ Березина В.А., Масановца В.А.,
Самковой С.А., Громовой М.С., Михеевой О.М., возражавших против
кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Воскобойниковой
Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная
коллегия
установила:
ОАО "Центртелеком" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением
о признании не действующим п. 2 указанных выше Правил (действие
которых продлено и на 2003 год) в части слов: "пенсионное
обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации либо территориальные
органы Пенсионного фонда РФ", сославшись на то, что
предусмотренное этой частью п. 2 Правил исключение финансирования
расходов операторам связи за счет федерального бюджета, понесенных
ими в связи с предоставлением услуг связи ветеранам и инвалидам из
числа военных пенсионеров и пенсионеров других силовых федеральных
органов исполнительной власти, не соответствует федеральному
закону и нарушает имущественные права заявителя, вынужденного в
соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставлять этой категории
пенсионеров услуги связи на льготных основаниях за счет
собственных средств без возмещения их из федерального бюджета, как
это предусмотрено ФЗ "О связи".
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене
судебного решения, сославшись на нарушение норм материального
права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Как указывалось выше, Постановлением Правительства РФ от 15
декабря 2000 г. N 963 (с изменениями от 28 февраля 2002 г.) были
утверждены Правила возмещения в 2000 г. операторам связи расходов,
понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным
категориям граждан, имеющим право на получение льгот, пунктом 2
которых предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в п.
1 настоящих Правил, производится за счет средств федерального
бюджета, предусмотренных в 2000 г. Министерству труда и
социального развития РФ на реализацию льгот ветеранами и
инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы
социальной защиты населения субъектов РФ либо территориальные
органы Пенсионного фонда РФ. В последующем действие данного
Постановления Правительства РФ и Правил ежегодно продлевалось.
Продлено их действие и на 2003 год.
Порядок же возмещения расходов, связанных с предоставлением
льгот военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы и имеющим
право на льготы, в том числе по услугам связи, был установлен
другим, принятым задолго до оспариваемых Правил, нормативным актом
- Постановлением Правительства РФ от 12 июня 1996 года N 790.
Уже с учетом изложенных обстоятельств, а также того факта, что
оспариваемые заявителем Правила вопрос о возмещении расходов,
связанных с предоставлением льгот пенсионерам из числа
военнослужащих и пенсионерам других силовых структур, никогда не
регулировали (что заявителем не оспаривается).
Кассационная коллегия считает совершенно правильным вывод суда
об отсутствии каких-либо противоречий между оспоренным п. 2 Правил
и положениями федерального закона, поскольку действие оспоренных
Правил само по себе не влечет прекращения действия положений
закона, предусматривающих возмещение расходов, связанных с
реализацией льгот другими категориями ветеранов, в том числе и
пенсионерами из числа военнослужащих.
Кроме того, из самого содержания оспоренной части пункта 2
Правил следует, что устанавливаемый этим актом порядок возмещения
операторам связи расходов по реализации льгот затрагивает лишь те
средства федерального бюджета, которые предусмотрены Министерству
труда и социального развития РФ именно на реализацию льгот лишь
теми ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых
осуществляют органы социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда
РФ.
Поэтому довод в кассационной жалобе о том, что законами о
федеральных бюджетах на 2002 и 2003 годы фактически Министерству
труда и социального развития РФ в указанные годы якобы выделялись
все средства, предусмотренные и для других (не "гражданских")
пенсионеров, ветеранов, не может быть признан обоснованным,
поскольку, во-первых, само оспоренное положение не содержит
предписания о производстве возмещения операторам связи расходов по
реализации льгот указанным в п. 2 Правил категориям лиц за счет
средств, предусмотренных для других целей.
Во-вторых, фактическое распределение средств федерального
бюджета не имеет правового значения для настоящего спора,
предметом которого является нормативный акт, не противоречащий по
своему содержанию требованиям федерального закона.
То обстоятельство, что с 1 июля 2002 года Постановление
Правительства РФ от 12 июня 1996 г. N 790 признано утратившим
силу, не свидетельствует о том, что с этого времени оспоренные
Правила стали противоречить закону и что Правительство РФ обязано
было распространить действие оспоренных Правил и в отношении
реализации льгот другими лицами (из числа военнослужащих, иных лиц
силовых министерств и ведомств).
Как указано выше, пункт 2 Правил регулирует вопрос о
возмещении расходов операторов связи, связанных с реализацией
льгот ветеранами и инвалидами определенной категории за счет
средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и
социального развития РФ на реализацию льгот именно этой
определенной в п. 2 Правил категории лиц.
С учетом изложенных мотивов Кассационная коллегия не может
согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном
применении судом норм материального права, а потому кассационная
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Центральная
телекоммуникационная компания" - без удовлетворения.
|