КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2003 г. N 428-О
ПО ЗАПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 6 И ПУНКТОВ 6 И 7 СТАТЬИ
6.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ
СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я.
Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан,
установил:
1. В запросе Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан оспаривается конституционность положений Закона
Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в
Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 года), в
соответствии с которыми судьи федеральных судов общей юрисдикции и
арбитражных судов, действующие на территории субъектов Российской
Федерации, назначаются Президентом Российской Федерации по
представлению соответственно Председателя Верховного Суда
Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации (пункт 3 статьи 6); председатели, заместители
председателей верховных судов республик, краевых, областных судов,
судов городов федерального значения, суда автономной области,
судов автономных округов, военных судов, а также председатели,
заместители председателей федеральных арбитражных судов округов,
арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются в том
же порядке при наличии положительного заключения Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации (пункты 6 и 7
статьи 6.1).
По мнению заявителя, названные положения, как исключающие
участие субъекта Российской Федерации в процедуре назначения
указанных лиц на должность, противоречат пункту "л" части 1 статьи
72 Конституции Российской Федерации, согласно которому кадры
судебных органов находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов.
2. Конституция Российской Федерации относит к ведению
Российской Федерации как судоустройство (статья 71, пункт "о") и
установление системы федеральных органов судебной власти, порядка
их организации и деятельности (статья 71, пункт "г"), так и
установление судебной системы Российской Федерации в целом,
которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно
Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными
законами.
Вопрос о разграничении компетенции в области установления
судебной системы в Российской Федерации, таким образом, однозначно
решен Конституцией Российской Федерации, не предполагающей в этой
области делегирование полномочий Российской Федерации ее
субъектам. В рамках закрепления конституционных основ статуса
федеральных судей Конституция Российской Федерации предусматривает
в том числе порядок назначения всех судей федеральных судов - они
назначаются Президентом Российской Федерации, кроме тех,
назначение которых осуществляется Советом Федерации по
представлению Президента Российской Федерации (статья 83, пункт
"е"). Конкретный же порядок такого назначения согласно статье 128
(часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливается
федеральным законом.
Реализация закрепленного в Конституции Российской Федерации
полномочия Президента Российской Федерации назначать судей
федеральных судов не может быть обусловлена согласием или
несогласием субъекта Российской Федерации с назначением
конкретного лица на должность. Иное означало бы сужение
компетенции Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к
ее ведению статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской
Федерации, а также ограничение предусмотренного статьями 83 (пункт
"е") и 128 (часть 2) Конституции Российской Федерации полномочия
Президента Российской Федерации. Данная правовая позиция получила
закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности
отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", а также в определениях
Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по
запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке
соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений
конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики
Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и
Республики Татарстан, от 6 марта 2003 года по запросам
Государственного Собрания Республики Башкортостан и
Государственного Совета Республики Татарстан о проверке
конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской Федерации".
Определение статуса федеральных судей, условий и порядка
занятия должности федерального судьи, исходя из Конституции
Российской Федерации, является исключительным правом федерального
законодателя и не предполагает, вопреки утверждению заявителя,
обязательное участие субъектов Российской Федерации в правовом
регулировании в данной сфере, не считая участия их представителей
в законодательной деятельности Федерального Собрания, а также в
определении своими законами на основе федерального
законодательства порядка наделения полномочиями мировых судей и
судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации. Последнее, в единстве с правом субъектов Российской
Федерации формировать состав этих судебных органов субъектов
Российской Федерации, и является подтверждением действия положения
пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации наделены федеральным законодателем
полномочиями по назначению представителей общественности в
квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, на
которые в том числе возложена обязанность давать заключения о
рекомендациях на должности судей. Возможность установления
определенных форм участия законодательных (представительных)
органов власти субъектов Российской Федерации в формировании
судейского корпуса является правом (но не обязанностью)
федерального законодателя. Данное право, исходя из положений
Конституции Российской Федерации, было реализовано им путем
принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации" и других федеральных
законов.
3. Согласно части второй статьи 36 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом
Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации
оспариваемые в обращении нормы.
Поскольку в данном случае неопределенность в вопросе о
соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 статьи 6 и
пунктов 6 и 7 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации" отсутствует, запрос Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан не может быть принят
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан, поскольку он не
отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
признается допустимым.
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не
подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|