СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2003 г. N 108
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С НАЗНАЧЕНИЕМ
СУДЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Заслушав и обсудив доклады члена Президиума Совета судей
Российской Федерации Пашкова В.И. и заместителя председателя
Совета судей Российской Федерации Майковой Л.Н. "О некоторых
вопросах, связанных с назначением судей федеральных судов
общей юрисдикции и арбитражных судов", информацию заместителя
Генерального директора Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации - начальника Главного управления
обеспечения деятельности военных судов Украинцева П.Н. о
порядке прикомандирования военнослужащих при назначении на
судебные должности, Совет судей Российской Федерации отмечает
следующее.
Формирование полноценного судейского корпуса,
действенного резерва кандидатов на должности судей является
одной из важных составляющих судебной реформы. Однако в
работе по выполнению данной задачи имеются серьезные
недостатки.
На протяжении ряда лет в преобладающем большинстве
субъектов Российской Федерации сохраняется значительное
количество вакантных должностей судей судов общей юрисдикции.
На 1 октября 2003 года число вакансий должностей судей в
районных судах составляло 2787, в судах областного уровня -
431.
Из 6574 кандидатов, наделенных полномочиями судей судов
районного звена, более половины (54,7%) кандидатов на
должности судей районных судов и 21,8% судей областных и
равных им судов назначены в сроки от 6 до 9 месяцев.
Сроки назначения председателей, заместителей
председателей и судей арбитражных судов, как правило,
затягиваются. От представления учетно-характеризующих
материалов на кандидатов Председателю Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации до подписания Президентом
Российской Федерации указа о назначении судей (председателей
и заместителей председателей судов) в 2002 - 2003 годах
проходило в среднем от 4 месяцев до одного года, а иногда и
до полутора лет. С начала 2002 года из общего числа
представленных Президенту Российской Федерации кандидатов на
должности судей федеральных арбитражных судов Комиссией при
Президенте Российской Федерации по предварительному
рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов
было отложено рассмотрение 25% кандидатур в связи с
необходимостью дополнительного изучения. По его результатам
из этого числа 30% кандидатов были отклонены Президентом
Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация стала возможной в связи с
отсутствием должного внимания к изучению кандидатов на
должности судей, заместителей председателей и председателей
судов и недостатками в оформлении необходимых документов со
стороны квалификационных коллегий судей.
Среди причин длительного незаполнения вакантных
должностей следует особо отметить также несовершенство и
несоблюдение установленных законодательством процедуры и
сроков назначения судей.
Серьезным препятствием в работе по подбору и назначению
кандидатов на должности судей является правовая
неурегулированность таких вопросов, как круг полномочий
председателей областных и равных им судов в процессе
формирования судейского корпуса, компетенция Судебного
департамента и его территориальных органов по кадровому
обеспечению судов, порядок проведения проверочных мероприятий
в отношении кандидатов на должности судей и их родственников,
регламентация участия в этих мероприятиях правоохранительных
органов и аппарата полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах.
Поэтому требуется разработка и принятие на федеральном
уровне нормативных правовых актов, регламентирующих работу по
отбору и назначению кандидатов на должности судей,
заместителей председателей и председателей федеральных судов.
В связи с принятием Федерального конституционного закона
от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской
Федерации" обострилась проблема комплектования судебных
должностей и в военных судах.
Согласно ст. 35 этого Закона на должности судей военных
судов назначаются военнослужащие, прикомандированные к
военным судам в порядке, предусмотренном Федеральным законом
"О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем ст. 27 Федерального конституционного закона
"О военных судах Российской Федерации" имеет исчерпывающий
перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность
судьи военного суда, среди которых нет условия о
прикомандировании кандидата к военным судам.
Ввиду этого возникла настоятельная необходимость
устранить имеющиеся противоречия в названном Законе и
привести его в соответствие с требованиями ст. 119
Конституции Российской Федерации путем внесения в Федеральный
конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"
необходимых изменений.
Учитывая исключительную важность создания условий для
качественного и оперативного решения вопросов, связанных с
комплектованием судейского корпуса, Совет судей Российской
Федерации
постановляет:
1. Рекомендовать Высшему Арбитражному Суду Российской
Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде
Российской Федерации в срок до 1 марта 2004 года разработать
и осуществить мероприятия по улучшению работы по подбору
кандидатов на должности судей и организационному обеспечению
процедуры назначения федеральных судей, председателей и
заместителей председателей судов, в которых предусмотреть:
- обобщение практики работы аппарата Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации и территориальных органов Судебного
департамента по созданию резерва кандидатов на должности
федеральных судей, председателей и заместителей председателей
судов и организационного обеспечения процедуры их назначения;
- меры по заполнению вакантных должностей судей тех
федеральных судов, в которых они длительное время остаются
вакантными.
2. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном
Суде Российской Федерации:
- осуществить подготовку предложений о внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при
Верховном Суде Российской Федерации" в части конкретизации в
статье 1 понятия "кадровое обеспечение судов";
- рассмотреть вопрос об увеличении численности кадровых
служб территориальных органов Судебного департамента,
обеспечивающих работу экзаменационных комиссий и
квалификационных коллегий судей в субъектах Российской
Федерации;
- разработать методику для определения штатной
численности судей районных, а также областных и равных им
судов с учетом нагрузки по рассмотрению дел и жалоб, а также
иных критериев;
- подготовить предложения о внесении изменений в ст. 35
Федерального конституционного закона "О военных судах
Российской Федерации" в части порядка назначения судей
военных судов.
3. Просить Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации и Администрацию
Президента Российской Федерации сформировать рабочую группу с
участием Совета судей Российской Федерации, Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации и
Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации для разработки нормативных правовых актов,
регламентирующих работу по отбору и назначению кандидатов на
должности председателей, заместителей председателей и судей
федеральных судов, и внесения этих актов для рассмотрения в
установленном порядке.
4. В порядке контроля заслушать вопрос о выполнении
настоящего постановления на заседании Президиума Совета судей
Российской Федерации в первом полугодии 2004 года.
Председатель
Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|