ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2003 г. N ГКПИ03-215
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации - Зайцева В.Ю.,
при секретарях - Баенском А.А.
и Жуковой И.В.,
с участием прокурора - Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Ивановской международной школы-интерната Российского
общества Красного Креста в интересах воспитанников школы-интерната
о признании незаконными абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления
Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об
Ивановском суворовском военном училище",
установил:
Постановлением от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об Ивановском
суворовском военном училище" (далее - Постановление) Правительство
Российской Федерации приняло предложение Министерства обороны
Российской Федерации и администрации Ивановской области,
согласованное с Министерством образования Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции
Российской Федерации и Министерством имущественных отношений
Российской Федерации, о создании Ивановского суворовского военного
училища.
Ивановская международная школа-интернат Российского общества
Красного Креста (далее - Ивановская международная школа-интернат)
в интересах воспитанников школы-интерната обратилась в Верховный
Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными
абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления.
В заявлении указано, что оспариваемые предписания Постановления
нарушают права детей, закрепленные Конвенцией о правах ребенка,
Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами,
а именно: право на наилучшее обеспечение интересов ребенка и
особую защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
права на получение образования, на охрану здоровья, на жилище, а
также право детей на учет их мнения.
В судебном заседании представители заявителя Бржозовский В.С.,
Раев Д.М. поддержали доводы заявления и просили суд о его
удовлетворении, пояснив, в частности, что нарушение прав детей
обусловлено и тем обстоятельством, что в Постановлении не
определено, куда будут переведены дети, воспитываемые в Ивановской
международной школе-интернате, где они будут жить и учиться.
Представители Правительства Российской Федерации Марков Е.Л.,
Серков В.Д., Судаков В.Н. требования заявителя не признали,
ссылаясь на то, что, принимая оспариваемое Постановление,
Правительство Российской Федерации действовало в рамках
предоставленных ему законом полномочий. Они также пояснили, что
Постановление не может нарушать каких-либо прав детей, поскольку
Администрация Ивановской области обязуется обеспечить получение
воспитанниками школы-интерната качественного среднего (полного)
общего образования в государственных и муниципальных учреждениях,
а также проживание нуждающихся в учреждениях интернатного типа.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,
показания свидетеля Канаева А.Ю., изучив материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Гончаровой Н.Ю., полагавшей требования заявителя оставить без
удовлетворения, суд находит, что заявление Ивановской
международной школы-интерната не подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Абзацем 3 пункта 2, пунктом 3 Постановления Министерству
имущественных отношений Российской Федерации, Министерству обороны
Российской Федерации и администрации Ивановской области поручено
передать в установленном порядке комплекс недвижимого имущества,
относящегося к федеральной собственности и находящегося в
безвозмездном пользовании Ивановской международной школы-
интерната, в оперативное управление Ивановского суворовского
военного училища.
Администрации Ивановской области совместно с Министерством
обороны Российской Федерации и Министерством образования
Российской Федерации постановлено завершить до 1 июля 2006 г.
обучение воспитанников Ивановской международной школы-интерната
Общероссийской общественной организации "Российский красный крест"
в соответствии с ранее принятыми обязательствами.
Доводы заявления о незаконности приведенных положений
Постановления нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса
Российской Федерации собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по
своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему
имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым
актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других
лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим
лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения,
пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог
и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской
Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные
в статье 125 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 125 названного Кодекса предусмотрено, что от
имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут
своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 14 Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства
Российской Федерации в сфере экономики относится осуществление
управления федеральной собственностью.
Как следует из имеющихся в деле документов, в частности из
вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской
области от 14 июля 2003 г. N 425/5, комплекс недвижимого
имущества, находящегося в безвозмездном пользовании Ивановской
международной школы-интерната, является федеральной
собственностью.
При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации,
реализуя полномочия по осуществлению управления федеральной
собственностью, вправе было принять решение о передаче комплекса
недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности и
находящегося в безвозмездном пользовании Ивановской международной
школы-интерната, в оперативное управление Ивановского суворовского
военного училища.
С утверждением представителей заявителя о том, что при принятии
Постановления Правительством Российской Федерации было допущено
нарушение пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", суд согласиться не
может.
Указанная норма Закона регламентирует вопросы принятия
федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления решений о реконструкции, модернизации, об изменении
назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для
детей, являющихся государственной и (или) муниципальной
собственностью.
Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации является не федеральным органом
исполнительной власти, а высшим исполнительным органом
государственной власти Российской Федерации, в связи с чем на
порядок принятия его решений положения пункта 2 статьи 13
Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" не распространяются.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы заявления о том,
что Постановление в оспариваемой части нарушает права и свободы
воспитанников Ивановской международной школы-интерната и не
соответствует законодательным актам о детях, в частности Семейному
кодексу Российской Федерации.
Из пункта 3 Постановления следует, что Правительство Российской
Федерации обязало Администрацию Ивановской области совместно с
Министерством обороны Российской Федерации и Министерством
образования Российской Федерации завершить обучение воспитанников
Ивановской международной школы интерната Общероссийской
общественной организации "Российский красный крест" в соответствии
с ранее принятыми обязательствами.
К числу таких обязательств, в частности, относится
обязательство Администрации Ивановской области завершить обучение
детей из других государств, набранных в Ивановскую международную
школу-интернат, в соответствии с ранее принятыми договорными
обязательствами (п. 4 Договора между Министерством обороны
Российской Федерации и Администрацией Ивановской области о
создании в системе образовательных учреждений Министерства обороны
Российской Федерации Ивановского суворовского военного училища от
1 апреля 2002 г.).
В том случае, если ранее принятые в отношении конкретных детей
обязательства не будут исполняться, их законные представители
вправе обратиться в соответствующий районный суд с заявлением об
устранении допущенных нарушений. В таком же порядке могут быть
рассмотрены требования законных представителей о защите прав
детей, закрепленных в статье 149 Семейного кодекса Российской
Федерации и иных законодательных актах.
К компетенции Верховного Суда Российской Федерации по первой
инстанции разрешение таких споров законом не отнесено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Ивановской международной школы-интерната Российского
общества Красного Креста в интересах воспитанников школы-интерната
о признании незаконными абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления
Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об
Ивановском суворовском военном училище" оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня
принятия решения судом в окончательной форме.
|