ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре -
старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В.,
с участием старшего военного
прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Грубого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению гражданина Бовды Станислава Николаевича о признании
недействующими норм "Правил учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы
в запас или отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября
1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы
в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475),
установила:
Бовда С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением, в котором оспаривает указанные выше Правила в части,
касающейся предоставления жилья гражданам, уволенным с военной
службы, и членам их семей, в порядке общей очереди.
При этом заявитель указывает, что нормы обжалуемого
нормативно-правового акта противоречат п. 14 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", поскольку лишают граждан,
уволенных со службы, права на обеспечение жилым помещением в
установленный Законом трехмесячный срок.
Кроме того, заявитель считает, что в указанной части Правила
противоречат и положениям Закона о запрещении увольнения со службы
военнослужащих до предоставления жилой площади.
Бовда указывает, что на основании оспариваемых им норм
администрация г. Перми отказала ему в предоставлении жилого
помещения в установленный Законом срок, в связи с чем после
увольнения в 1999 году он вынужден проживать на служебной жилой
площади.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации Министерство
труда и социального развития Российской Федерации в отзыве на
заявление Бовды С.Н. возражало против удовлетворения заявления. В
отзыве указывается, что Постановление Правительства РФ N 1054 от 6
сентября 1998 года издано в соответствии с требованиями ЖК РСФСР,
Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" и
Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Поскольку
указанное Постановление Правительства РФ регулирует порядок
постановки на учет военнослужащих, уволенных с военной службы, и
очередность предоставления жилья только данной конкретной
категории лиц, то оно не противоречат указанным Федеральным
законам.
Исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Грубого И.А., полагавшего необходимым в удовлетворении
заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
заявление Бовды С.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность
военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не
позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место
жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет
государственных жилищных сертификатов на приобретение и
строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального
бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что
порядок и условия предоставления жилого помещения по договору
найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
определяют органы государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с
существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с
учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных
органами государственной власти и управления Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального
закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются
гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на
учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане,
имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление
жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании указанных норм Закона Правительство Российской
Федерации, принимая соответствующее постановление, утвердило
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в
отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в
получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на
очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
органом местного самоуправления составляется единый список
очередников на получение (приобретение) жилья.
Согласно пункту 28 Правил жилье предоставляется гражданам,
уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете,
в порядке общей очереди.
29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с
военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди
государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую
помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и
порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не указал в заявлении конкретных норм
оспариваемого нормативно-правового акта, однако фактически
оспаривает положения пунктов 24, 28 и 29 указанных Правил.
Вопреки утверждению заявителя, данные нормы не противоречат
Федеральному закону "О статусе военнослужащих" в части
установления трехмесячного срока, в течение которого данная
категория граждан должна быть обеспечена жильем, поскольку очередь
формируется из граждан, обладающих равными правами предоставления
жилой площади на льготных основаниях.
В случае предоставления конкретному гражданину жилья без учета
даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
будет нарушен общий принцип предоставления жилья в соответствии с
существующей очередью на улучшение жилищных условий, установленный
Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ЖК РСФСР.
В силу статьи 23 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их
согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений.
Оспариваемые заявителем нормы не противоречат Закону и в
указанной части, поскольку регулируют вопросы обеспечения жильем
данной категории граждан органами местного самоуправления в
избранном постоянном месте жительства, а не по последнему месту
военной службы за счет государственного или муниципального
жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской
Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Более того, в указанной статье Закона законодатель прямо
предусмотрел, что при желании указанных военнослужащих получить
жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они
обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного
жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15
настоящего Федерального закона, то есть от органов местного
самоуправления.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу,
что по указанным в заявлении Бовды С.Н. основаниям оспариваемые им
нормы Правил недействующими признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Бовде Станиславу Николаевичу в признании недействующими
"Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку
и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых
помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном
месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке
учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и
граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и
службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых
помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном
месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от
08.08.2003 N 475), в части, устанавливающей очередность
предоставления жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК
|