КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2003 г. N 406-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ ГРАЖДАНКИ ЯШКИНОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИЛЬИНИЧНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 14
И 141 КОДЕКСА О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР, ПУНКТОМ 9
СТАТЬИ 54 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕСТНОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯМИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А.
Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д.
Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки А.И. Яшкиной вопрос о
возможности принятия ее жалоб к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобах гражданки А.И. Яшкиной оспаривается
конституционность статей 14 и 141 КоБС РСФСР (утратил силу с 1
марта 1996 года), устанавливавших порядок заключения брака и
определявших органы, регистрирующие акты гражданского состояния,
пункта 9 статьи 54 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года
"О местном самоуправлении в Российской Федерации", позволяющего
поселковой, сельской администрации осуществлять в соответствии с
законодательством регистрацию актов гражданского состояния, а
также запись акта о заключении брака между Е.Н. Родионовой и И.С.
Подкидовым, произведенную администрацией Лучинского сельского
округа Истринского района Московской области, и решение
Истринского городского суда от 23 января 2001 года, отказавшего в
признании брака, заключенного между указанными лицами, фиктивным и
недействительным.
По мнению заявительницы - дочери И.С. Подкидова, регистрацией
брака, произведенной администрацией Лучинского сельского округа
как органом местного самоуправления, не входящим в систему органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые
возложено образование органов ЗАГСа, осуществляющих
государственную регистрацию актов гражданского состояния, были
нарушены ее права, гарантированные статьями 12, 15 и пунктами 2 и
5 раздела второго "Заключительные и переходные положения"
Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявительницу о том, что ее жалобы не соответствуют
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные гражданкой А.И. Яшкиной материалы, не находит
оснований для принятия ее жалоб к рассмотрению, поскольку
оспариваемыми нормами ее конституционные права и свободы нарушены
не были.
Согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 года "О
местном самоуправлении в Российской Федерации" (с последующими
изменениями и дополнениями) полномочия органов местного
самоуправления включают полномочия в области обеспечения
законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, в
частности регистрацию актов гражданского состояния (пункт 9 статьи
54). Как следует из предписаний пункта 1 статьи 56 Федерального
закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", определяющих
применение отдельных положений Закона Российской Федерации "О
местном самоуправлении в Российской Федерации", эти полномочия в
части, не противоречащей указанному Федеральному закону,
осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления, избираемыми в
соответствии с названным Федеральным законом.
Таким образом, по своему содержанию норма пункта 9 статьи 54
Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации" не может рассматриваться как нарушающая конституционные
права заявительницы, а потому ее жалобы в этой части не являются
допустимыми в силу пункта 1 статьи 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
Кодекс о браке и семье РСФСР утратил силу с введением в
действие с 1 марта 1996 года Семейного кодекса Российской
Федерации и Федерального закона от 15 ноября 1997 года "Об актах
гражданского состояния", т.е. задолго до обращения А.И. Яшкиной в
Конституционный Суд Российской Федерации, поэтому ее жалобы в
части, касающейся проверки конституционности положений Кодекса,
определявших органы, регистрирующие акты гражданского состояния,
не могут быть приняты к рассмотрению.
Проверка же законности и обоснованности решения суда общей
юрисдикции как в части оценки собранных доказательств по делу, так
и в части применения норм материального права, а также проверка
законности акта о заключении брака к компетенции Конституционного
Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции
Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не
относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи
40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи
79, частью первой статьи 96 и пунктом 1 статьи 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Яшкиной
Александры Ильиничны, поскольку они не отвечают требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой, и поскольку разрешение поставленных в них вопросов
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|