СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Бишкек, 19 ноября 2003 года)
Совет министров иностранных дел Организации Договора о
коллективной безопасности
во исполнение Решения СМИД от 27 апреля 2003 года,
реализуя положения Меморандума о повышении эффективности
Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной
геополитической ситуации от 24 мая 2000 года,
исходя из необходимости дальнейшего развития и
совершенствования внешнеполитического взаимодействия государств-
членов в рамках вновь созданной Организации Договора о
коллективной безопасности
решил:
1. Утвердить Положение о порядке функционирования механизма
координации внешнеполитической деятельности государств-членов
Организации Договора о коллективной безопасности.
2. Считать утратившими силу Положение о порядке проведения
консультаций между государствами-участниками Договора о
коллективной безопасности от 28 марта 1997 года и Порядок
координации внешнеполитической деятельности государств-участников
Договора о коллективной безопасности от 28 ноября 2001 года.
(Подписи)
Приложение
Утверждено
Решением
Совета министров иностранных
дел Организации Договора о
коллективной безопасности
19 ноября 2003 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
1. Консультации между государствами-членами Организации
Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) проводятся во
исполнение Договора о коллективной безопасности (далее - Договор)
и Устава ОДКБ, в соответствии с Положением о Совете коллективной
безопасности (далее - Совет).
2. Внешнеполитические консультации проводятся:
- в случаях, предусмотренных в статье 2 Договора, а также перед
важными международными форумами с участием государств-членов ОДКБ
(далее - государства-члены) или для рассмотрения вопросов,
представляющих взаимный интерес;
- по поручению Совета или по рекомендации исполнительных и
консультативных органов ОДКБ, а также перед сессиями Совета и
заседаниями органов ОДКБ;
- по инициативе любого из государств-членов или группы
государств-членов.
3. Целями внешнеполитических консультаций являются:
- обмен мнениями и информацией между государствами-членами по
вопросам, предусмотренным статьей 2 Договора, и координация
позиций государств-членов по существу обсуждаемых проблем в сфере
внешней политики и безопасности;
- подготовка и представление Совету, консультативным и
исполнительным органам ОДКБ предложений о скоординированных шагах
и совместных мерах государств-членов в целях принятия решений по
внешнеполитической или военно-политической проблематике, включая
предотвращение или ликвидацию угрозы безопасности, территориальной
целостности и суверенитету государств-членов, противодействия
угрозам и вызовам, международному терроризму, незаконному обороту
наркотиков, религиозному экстремизму и несанкционированной
миграции;
- обмен мнениями или информацией относительно планируемой или
предпринятой одним или несколькими государствами-членами военно-
политической акции.
4. Консультативные и исполнительные органы ОДКБ, любое
государство-член или несколько государств-членов, а также
Генеральный секретарь ОДКБ (далее - Генеральный секретарь) по
согласованию с государствами-членами вправе предлагать для
обсуждения на консультациях любые вопросы, затрагивающие
безопасность одного или нескольких государств-членов.
5. Консультации могут иметь незамедлительный характер в
случаях, связанных с возникновением угрозы безопасности,
территориальной целостности и суверенитету государств-членов либо
угрозы международному миру и безопасности.
II. Организация и осуществление консультационного процесса
1. Обмен мнениями и выработка согласованных или
скоординированных позиций государств-членов по актуальным вопросам
региональной и международной безопасности осуществляются на
регулярной основе в следующих организационных форматах:
- сессии Совета;
- заседания Совета министров иностранных дел (далее - СМИД);
- заседания Совета министров обороны (далее - СМО);
- специальные встречи министров иностранных дел (ad hoc);
- заседания Комитета секретарей советов безопасности (далее -
КССБ);
- заседания Постоянного совета при Организации (далее -
Постоянный совет) с участием экспертов государств-членов;
- консультации заместителей министров иностранных дел и обороны
и заместителей секретарей советов безопасности;
- заседания рабочей группы экспертов государств-членов по
оценке и анализу ситуации в зоне ответственности ОДКБ;
- консультации представителей внешнеполитических ведомств
государств-членов;
- консультации постоянных представителей государств-членов в
международных организациях, встречи послов и других представителей
государств-членов в третьих государствах;
- в других формах, которые могут быть сочтены целесообразными.
2. Регулярные заседания СМИД, СМО и КССБ ОДКБ определяют
основные цели, направления, методы и этапы практического
взаимодействия государств-членов во внешнеполитической, военно-
политической областях, по противодействию новым вызовам и угрозам.
В повестку дня заседаний вносятся наиболее актуальные вопросы
региональной и международной безопасности, относящиеся как к
геополитической ситуации в зоне ответственности ОДКБ, так и за ее
пределами.
По рассматриваемым вопросам принимаются:
- предложения и рекомендации государствам-членам;
- решения по коллективному взаимодействию по конкретным
внешнеполитическим и военно-политическим вопросам, включая
миротворчество, противодействия нетрадиционным угрозам и вызовам;
- проекты решений Совета;
- заявления, декларации, (в т.ч. в рамках международных и
региональных форумов), заключительные документы с их последующей
публикацией.
3. Специальные (ad hoc) встречи министров иностранных дел
созываются по мере необходимости, прежде всего в целях срочного
согласования позиций государств-членов по неотложным региональным
и международным проблемам, прежде всего в случаях, предусмотренных
статьей 2 Договора. Такие встречи проводятся по предложению любого
государства-члена на его территории. Встречу ведет действующий
председатель СМИД, если не будет принято другое решение.
По итогам встречи может быть принято специальное заявление, а
также рекомендации и предложения государствам-членам и проекты
решений Совета, определяемые конкретными вопросами повестки дня
такой встречи.
4. Действующий председатель СМИД выполняет координирующую и
направляющую роль в организации указанных выше консультационных
процессов, входящих в компетенцию СМИД.
С учетом его полномочий, определенных в Положении о СМИД,
председатель созывает и проводит специальные (ad hoc) встречи
министров иностранных дел, инициирует регулярные и экстренные
консультации для координации и согласования позиций государств-
членов в сфере внешнеполитического взаимодействия.
5. Консультации заместителей министров иностранных дел и
обороны и заместителей секретарей советов безопасности созываются
председателем СМИД, как правило, один раз в три месяца или по мере
необходимости.
Повестка дня, место и сроки консультаций заранее
согласовываются Секретариатом ОДКБ (далее - Секретариат) с
государствами-членами.
Консультации предназначены, прежде всего, для широкого обмена
информацией по вопросам, затрагивающим интересы Организации и ее
отдельных членов, выработки на этой основе рекомендаций о
возможной согласованной позиции государств-членов ОДКБ.
На консультациях вырабатываются проекты документов, выносимых
на рассмотрение Совета и заседаний консультативных и
исполнительных органов Организации. По итогам консультаций
принимаются протоколы и краткие сообщения для печати.
6. Постоянный совет содействует углублению внешнеполитической
координации в соответствии с действующим Положением о Постоянном
совете.
На заседаниях Полномочные представители (далее - Полпреды)
обмениваются оценками о позиции своих государств о военно-
политической ситуации в зоне действия ОДКБ и прилегающих регионах,
а также внешнеполитических мероприятиях, планируемых или
осуществляемых государством-участником.
Регулярным элементом заседаний Постоянного совета становится
обмен информацией о военно-политических контактах с третьими
государствами-нечленами ОДКБ и другими международными
организациями. Имеется в виду заслушивать и обсуждать сообщения
представителей внешнеполитических или военных ведомств государств-
членов по национальной политике в конкретных вопросах их
внешнеполитической и оборонной деятельности.
По итогам заседаний принимаются протоколы, которые в
оперативном порядке рассылаются Полпредам для направления в
государства-члены.
Предусматривается образование временных и/или специальных
рабочих групп с целью разработки коллективных позиций и/или
заявлений по наиболее важным проблемам.
В случае необходимости и в целях оперативного реагирования на
события в мире Постоянный совет совместно с Генеральным секретарем
может выступать с официальными заявлениями в рамках имеющейся
принципиальной позиции Организации.
7. Рабочая группа экспертов государств-членов по оценке и
анализу ситуации в зоне ответственности ОДКБ созывается по мере
необходимости по вопросам, согласованным на предыдущей встрече. На
рассмотрение также могут выноситься другие вопросы, предлагаемые
любым государством-членом. Место и конкретные сроки
заблаговременно согласовываются председателем СМИД.
Предварительная работа проводится Секретариатом.
Рабочей группе поручается прорабатывать вопросы и готовить
проекты рекомендаций и другие документы, направленные на
согласование позиций государств-членов и подлежащие рассмотрению
на консультациях более высокого уровня.
По итогам заседаний рабочей группы Секретариат готовит краткие
резюме с изложением сделанных на группе оценок и рекомендаций с их
последующей рассылкой в МИДы государств-членов.
8. Консультации представителей МИД государств-членов ОДКБ (как
правило, на уровне директоров департаментов) проводятся по мере
необходимости и во исполнение принятого Плана консультации для
обмена информацией по конкретным проблемам внешней политики. По
итогам таких консультаций Секретариат готовит и согласовывает с
участниками протокол с соответствующими оценками и рекомендациями
с последующей рассылкой в государства-члены и докладом
председателю СМИД.
9. Консультации постоянных представителей государств-членов в
международных организациях проводятся такими представителями по
мере необходимости, как правило, не реже 1 раза в месяц для
рассмотрения вопросов, предусмотренных Планом внешнеполитических
консультаций, а также текущих вопросов в связи с проработкой или
голосованием проектов решений или резолюций, затрагивающих
интересы государств-членов, и выработки рекомендаций в столицы в
целях получения дополнительных указаний.
Постоянные представители вырабатывают единые или
скоординированные позиции, которые озвучиваются в ходе пленарных
или других заседаний международных организаций.
Аналогичный порядок проведения консультаций и встреч
осуществляется применительно к послам государств-членов
Организации в том, что касается согласования подходов по вопросам,
затрагивающим общие интересы государств-членов.
10. Во исполнении внешнеполитической линии, утвержденной
Советом и СМИД ОДКБ, и по поручению председателя Совета или
председателя СМИД Генеральный секретарь проводит консультации с
другими международными организациями, занятыми в сфере
безопасности, а также с государствами-нечленами ОДКБ.
11. При отборе тем и проблем для внешнеполитической координации
консультативные структуры Организации руководствуются в основном
принимаемым на год Планом консультаций представителей государств-
членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны,
ежеквартально дополняемым и корректируемым Секретариатом с учетом
рекомендаций государств-членов.
12. Под руководством Генерального секретаря Секретариат, во
взаимодействии с Постоянным советом, участвует в непосредственной
организации и осуществлении консультационного процесса,
разрабатывает проекты документов, предназначенных для рассмотрения
Советом и СМИД, готовит информационно-справочные материалы.
13. Председатели органов ОДКБ, государство-член или несколько
государств-членов, выступающие инициаторами проведения
консультаций по конкретному вопросу, направляют Генеральному
секретарю свои предложения о времени, месте и уровне участников
консультаций.
14. С общего согласия участников консультаций на них могут
присутствовать в качестве наблюдателей представители государств,
не являющихся членами ОКДБ. По предложению председательствующего
или одного из участников консультаций они могут выступать с
изложением позиций своих государств по обсуждаемым вопросам.
15. Официальным и рабочим языком консультаций является русский
язык. Если участник консультаций вносит на обсуждение какой-либо
документ на ином языке, то он представляет одновременно его
официальный перевод на русский язык.
III. Информационное обеспечение
внешнеполитического взаимодействия
1. В целях коренного улучшения положения дел в области обмена
информацией и информационного обеспечения внешнеполитического
взаимодействия государства-члены по мере надобности направляют в
Секретариат необходимую информацию о:
- новых моментах в их внешней политике и политике в области
безопасности, включая официальные заявления, интервью, публикации
представителей государств-членов;
- международных договорах и контактах государств-членов с
третьими государствами;
- совместных заявлениях с третьими странами или организациями;
- предложениях, проектах документов, вносимых инициативно на
рассмотрение международных и региональных форумов (до их
внесения);
- предложениях, проектах документов, вносимых на рассмотрение
международных или региональных форумов, в которых не участвуют
другие государства-члены;
- содержании возможных документов открытого характера,
касающихся военного строительства в государствах-членах и других
вопросов, о которых они считают необходимым информировать другие
государства-члены.
Указанная информация обобщается в Секретариате и рассылается в
государства-члены.
Незамедлительно направляются в Секретариат по желанию
государства-члена особо важные национальные документы, которые
рассылаются Секретариатом в государства-члены в качестве
официальных документов Организации.
Ответственность за исполнение перечисленных выше функций
возлагается на Секретариат и Полномочных представителей.
Обобщенную аналитическую информацию в том же порядке
представляет Объединенный штаб ОДКБ по вопросам, входящим в его
компетенцию.
2. К сессиям Совета, заседаниям СМИД, СМО, КССБ Секретариатом
готовятся оценки, прогнозы и предложения относительно положения,
складывающегося на основных стратегических направлениях
деятельности Организации. Материалы готовятся с учетом мнений всех
государств-членов ОДКБ и на основе информации, оценок и прогнозов,
представляемых всеми государствами-членами.
3. Генеральный секретарь доводит до сведения министров
иностранных дел государств-членов информацию по вопросам
международной и региональной безопасности, полученную через свои
контакты с руководящими деятелями ОДКБ, СНГ, с представителями
других государств, международных организаций, политических и
военных кругов, дипломатического корпуса.
4. Секретариат анализирует имеющуюся информацию и рассылает ее
в государства-участники.
Секретариат открывает веб-страницу ОДКБ в Интернете и регулярно
ее пополняет.
5. В государствах-членах рекомендуется проводить по мере
необходимости коллективные встречи послов других государств-членов
с руководством МИД, МО или других заинтересованных ведомств по
инициативе любой из сторон для информирования их по текущим
вопросам национальной внешней политики и политики в области
безопасности, а также по любым другим проблемам, представляющим
интерес для ОДКБ. Такие встречи могут проводиться в экстренном
порядке для оперативного информирования государств-членов о
готовящихся или принятых внешнеполитических решениях.
6. Обмен оперативной (конфиденциальной) аналитической
информацией и защита в ходе такого обмена государственной тайны
определяются отдельными соглашениями.
|